Арт-терапия в коррекционной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:59, реферат

Краткое описание

В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

Содержание

Введение 2
1. Арт-терапия: история и современность 4
2. Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования 7
3. Отечественный опыт внедрения технологий арт-терапии в системе образования 10
4. Практические примеры арт-терапевтических технологий 14
5. Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике 17
Заключение 20
Список источников 21

Вложенные файлы: 1 файл

ИРИШКЕ.docx

— 49.31 Кб (Скачать файл)

Д. Буш и С. Хайт так  же указывают на преимущества использования  арт-терапии в школах и одно из них состоит в кооперации разных школьных работников, включая педагогов, психологов и арт-терапевтов, а также  возможности более тесного контакта арт-терапевта с родителями в  интересах сохранения и укрепления здоровья детей.

В ряде американских арт-терапевтических  публикаций последнего времени активно  обсуждаются вопросы работы с  детьми и подростками с депрессивным расстройством и чертами повышенной агрессивности из числа посещающих общеобразовательные и специальные  школы. Комментируя проблему агрессивного и суицидального поведения несовершеннолетних в школах США и задачи деятельности работающих в школах клинических  арт-терапевтов, Л. Пфейффер отмечает, что «предупреждение насилия  становится в школах проблемой номер  один». По всей стране в школы внедряются специальные программы, но они нацелены на тех учащихся, которые обнаруживают явные признаки агрессивного поведения.

Имеется значительное количество американских публикаций, отражающих диагностические и развивающие  аспекты применения методов арт-терапии  в образовании. При этом нередко  используются оригинальные графические  методы, разработанные арт-терапевтами. Наиболее показательными в этом отношении  являются работы арт-терапевата Р. Сильвер, которая исследовала диагностические  и развивающие возможности арт-терапевтических  методов в образовательных учреждениях, начиная с 1970-х годов. Ею разработаны  три графических теста, тесно  связанные с процессом арт-терапевтического консультирования в школах, наиболее известным из которых является «рисуночный  тест Сильвер» для оценки когнитивной  и эмоциональной сфер. Сокращенно РТС , данный тест первоначально разрабатывался и использовался Р. Сильвер в  качестве инструмента определения  и развития познавательных и творческих способностей детей и подростков с нарушениями в развитии, в  частности, учащихся с речевыми нарушениями  и глухонемых, а также детей  и подростков с задержкой психического развития . Применяя РТС, автор обнаружила, что многие такие дети и подростки  обладают значительными познавательными  и творческими способностями. Представление  о том, что познавательные способности  у детей и подростков, в особенности  тех из них, у кого имеются нарушения  речи, могут в значительной степени  быть связанными с образным мышлением, побудили Р. Сильвер к разработке и внедрению в образовательные  учреждения ряда развивающих программ, основанных на использовании системы  упражнений изобразительного характера.

В целом, американская школа  арт-терапии нацелена на налаживание  эффективного диалога и сотрудничества арт-терапевтов со школьными работниками  и обмена с ними информацией, соблюдение правила конфиденциальности в отношениях арт-терапевта с клиентами, необходимость  фокусировки на внутреннем мире клиентов и нейтрализации внешних отвлекающих  факторов, включение арт-терапевтических  занятий в школьный график и введение арт-терапевтов в штат работников школ, необходимость в профессиональном общении и супервизиях и другие вопросы.

 

  1. Отечественный опыт внедрения технологий арт-терапии в системе образования

 

Основоположником российской школы арт-терапи, по праву, можно  считать А.И. Копытина - его фундаментальные  работы известны и в России, и  за рубежом. А.И. Копытин - кандидат медицинских  наук, президент Арт-терапевтической  ассоциации, руководитель программы  базовой подготовки специалистов в  области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. В его разработках  целью применения арт-терапии в  образовании является сохранение или  восстановление здоровья учащихся и  их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. В некоторых случаях  арт-терапия может быть использована в образовании в качестве инструмента  развития определенных психологических  и личностных качеств учащихся. Решение  задач развития должно рассматриваться  при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.

Последователи арт-терапевтической  школы А.В. Копытина пытаются соединить  психотерапевтические и образовательные  технологии и предлагают интересные практические разработки.

Так, в частности, заслуживает  внимания предлагаемая А. В. Гришиной программа  развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии  в учреждениях дополнительного  образования. Программа успешно  внедряется в учреждениях дополнительного  образования и автор рекомендует  ее к использованию педагогами изобразительного искусства, она насыщена характерными для арт-терапии элементами. Таковыми, в частности, являются:

    • рефлексивная ориентация занятий, предполагающая стимулирование подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей и переживаний;
    • высокая степень спонтанности творческих актов со свободным выбором подростками как содержания, так и средств изобразительной деятельности, а также сознательный отказ педагога от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов творческой деятельности подростков;
    • большое внимание педагога к коммуникативным условиям деятельности группы, которые включают высокую степень взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого педагога, принятие им особенностей творческой индивидуальности подростков и не навязывание им своего мнения.

Проведение занятий такого рода требует от педагога специальных  знаний и навыков, характерных для  арт-терапевтической деятельности. Таким образом, эта программа  может в большей мере рассматриваться  как арт-терапевтическая, но с превалированием  в ней задач развития, нежели художественно-образовательная. Соответственно этому, ее реализация в  большей мере соответствовала бы профессиональным возможностям тех  специалистов, которые получили достаточную  специальную арт-терапевтическую  подготовку (например, художественных педагогов, закончивших программы  постдлипломного образования по арт-терапии), чем педагогов без  подобной специальной подготовки.

Интересны так же разработки Л. Д. Лебедевой , посвященные некоторым  вопросам использования арт-терапии  в образовании. Автор вводит в  терминологический аппарат педагогики интересную трактовку понятия «терапия», переводя его не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом основании  она считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной  подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии. Она, в частности, пишет, что «словосочетание  «арт-терапия» в научной, педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и  психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности». В то же время, она  приводит широкий спектр показаний  для проведения арт-терапевтической  работы в системе образования, включая  «дисгармоничную, искаженную самооценку»; «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность; переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим.

Применение методов арт-терапии  и артпедагогики в специальном  образовании рассматривается так  же в работе Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой и Т. А. Добровольской . Она представляет собой первую в нашей стране попытку обобщения  опыта применения искусства в  качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия  на детей с нарушениями в развитии (дети с проблемами слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушениями  поведения, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата). При  этом авторы рассматривают арт-терапию  как совокупность методик, построенных  на применении разных видов искусства  и позволяющих путем стимулирования художественно-творческих проявлений осуществлять психокоррекцию. Соответственно такому пониманию арт-терапии они  включают в нее такие частные  ее формы, как изотерапию, библиотерапию, кинезиотерапию, музыкотерапию, психодраму и некоторые другие.

Достоинством арт-терапии  является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что  не выразит и тысяча слов”. По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно  стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными  символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования  реализуется потребность личности в самовыражении.

Исследования, проведенные  под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия  позволяют решать следующие важные педагогические задачи5:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

 

  1. Практические примеры арт-терапевтических технологий

Взоры многих современных  ученых, исследователей все больше обращаются в сторону различных  видов искусства, в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных  средств. При этом внимание педагогов  обращается на поддержку в детях  стремления к творчеству – способности  выйти за пределы знаний и умений, находить новые средства и способы  достижения поставленной цели. Благодаря использованию неординарных(нетрадиционных) методов в педагогической  работе развиваются творческие способности детей, формируется иная психология ребенка, развиваются аналитическое мышление,  оценочная деятельность к явлениям окружающего мира, саморегуляция поведения.

 Основываясь на коррекционно-личностном  и деятельном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель  – гармоничное развитие ребенка,  расширение возможностей его  социальной адаптации, посредством  искусства, участия в общественной  и культурной деятельности в  микро- и макросфере. 

Педагоги, работающие с детьми имеющими различные нарушения в  развитии используют данные методы на доступном для каждого ребенка  уровне. Методы и направления арт-терапии  можно отнести к наиболее древним  и естественным формам коррекции  эмоциональных состояний. И в  настоящее время существует большое  количество  направлений арт-терапии, которая, в широком понимании включает в себя :

  • Арттерапию - традиционная трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура, архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаики, туда же можно отнести работу с гримом и бодиарт (как вид живописи «по всему телу» или «по лицу»), инсталляции, все виды лепки, коллажи, художественное фотографирование (фототерапия) и еще огромное количество видов художественного творчества, где что-то делается непосредственно руками.
  • Музыкотерапию - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что мы «беззащитны» перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство. Вокалотерапия – частный случай – лечение голосом, использование вибрационных механизмов для сброса напряжения или диагностики.
  • Библиотерапию (creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание» , сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.
  • Драматерапию - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой. Метод необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей» . В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры.
  • Куклотерапию (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях арт-педагогики : психодраме, игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Прикладной вариант куклотерапии – изготовление кукол ( из ниток, лоскутков и пр.) – несет большой высвобождающий скрытую энергию заряд.
  • Паркотерапию - использование исцеляющего и рекреационного воздействия на организм человека таких природно-досуговых многофункциональных комплексов, как сады и парки культуры. Сочетание эстетических ( ландшафтный дизайн, природная среда, близкая к естественной) и культурно-досуговых форм воздействия ( программы на открытых эстрадах, спортивные мероприятия и пр.) приобщают посетителей парков к здоровому образу жизни, что особенно актуально в условиях современных мегаполисов.
  • Сказкотерапию - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим, что люди знали всегда. В сказкотерапии пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках не только отражены древние инициатические ритуалы, а еще и описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.
  • Игротерапию - использование естественного для ребенка занятия – игры – как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.

Информация о работе Арт-терапия в коррекционной педагогике