Арт-терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:26, доклад

Краткое описание

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Содержание

О методе арт-терапии……...…………………………………………….... 3
Цели……………………………………………………………...………… 5
Показания………………………………………………………………….. 6
Виды……………………………………………………………………….. 7
Возможности арт-терапии…...…………………...………………………. 8
Использование арт-терапии в работе с детьми………

Вложенные файлы: 1 файл

АРТ-ТЕРАПИЯ.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

  1. О методе арт-терапии……...…………………………………………….... 3
  2. Цели……………………………………………………………...………… 5
  3. Показания………………………………………………………………….. 6
  4. Виды……………………………………………………………………….. 7
  5. Возможности арт-терапии…...…………………...………………………. 8
  6. Использование арт-терапии в работе с детьми…………...…………….. 9

 

     Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей  работы с туберкулезными больными в  санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий  искусством, которые проводились  в больницах и центрах психического здоровья.

     Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

     Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.

     Основная  цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

     Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

     С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.

     В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих  направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

     Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.

     Первый  механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

     Второй  механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного, к приносящему наслаждение".

 

Цели арт-терапии:

  1. Дать социально  приемлемый выход агрессивности  и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.
  2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания.
  3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
  4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
  7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Показания:

Спектр проблем, при решении которых могут  быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк:

  • внутри- и межличностные конфликты,
  • кризисные состояния
  • экзистенциальные и возрастные кризисы
  • травмы
  • потери
  • постстрессовые расстройства
  • невротические расстройства
  • психосоматические расстройства
  • развитие креативности
  • развитие целостности личности
  • обнаружение личностных смыслов через творчество
  • многое другое

Арт-терапия  эффективно работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей и подростков. Метод не имеет ограничений и противопоказаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды:

  • Анимационная терапия
  • Арт-синтезтерапия
  • Библиотерапия
  • Видеотерапия
  • Драматерапия
  • Игротерапия
  • Изотерапия
  • Маскотерапия
  • Музыкотерапия
  • Оригами
  • Песочная терапия
  • Работа с глиной
  • Сказкотерапия
  • Цветотерапия
  • Фототерапия

Это далеко не весь список, т.к. количество методик  арт-терапии постоянно растет.

 

Возможности арт-терапии

Наш внутренний мир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходит эмоциональное общение между людьми. С помощью образов чувств наше бессознательное  взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, рассказывающие особым языком о глубине душевной жизни.

Поэтический язык образов сновидений и фантазий, чувств и переживаний непривычен для  разума логически мыслящего человека большого города, живущего на огромной скорости. Но насколько он труден, настолько  он и важен, потому что знание этого языка может отрыть скрытые необъятные горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества, креативности и т. п.

Арт-терапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.

Арт-терапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арт-терапии - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности.

Арт-терапия – творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: "Кто я и что я ? Что такое мир, в котором я живу?" Творчество - это и есть путь, на котором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Арт-терапия – как способ социальной адаптацииАрт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения ,более успешно строить свою жизнь. 

Использование арт-терапии в  работе с детьми:

     Факторов, негативно влияющих на личность ребенка, как показывает практика достаточно много. Как правило, старшие и не подозревают, как, казалось бы, «невинная» шутка, угроза, замечание, приказ, выяснение отношений при ребенке и т.д., влияют на психическое развитие и эмоциональное состояние их дочки или сына. И ведут себя папы, мамы, бабушки так не со зла, и, не желая навредить своему ребенку, а просто-напросто из-за элементарной психологической неграмотности. Кроме семьи, негативное влияние можно наблюдать, на улице, в детском саду, школе.  
 
Но, большую долю ребенок получает все-таки в семье. И это необязательно неблагополучная семья. В нормальных семьях, где родители, бабушки и дедушки обожают свое чадо, детям, хватает негативных переживаний сполна. Причины, этих переживаний разнообразны. На ребенка влияют высказывания о нем даже случайно им услышанные. Так бабушка, разговаривая с приятельницей, жалуется, что у внука Максима (6 лет) «дурная кровь», намекая на непутевого зятя. В это время мальчик играет рядом и как будто не слышит разговора. И это замечание бабушки, скорее всего, становится одной из причин плохого поведения Максима в детском саду. А он просто не может вести себя «хорошо». «У меня какая-то не такая кровь, и я просто не смогу быть хорошим, хотя и хочу», — говорит Максим на приеме. Вот такой страшный посыл от любящей бабушки.  
 
Еще один пример: мама, пытаясь уложить неугомонную Свету (4 года) спать, говорит ей, что если, она не уснет через несколько минут, то приползут жучки и накажут ее. И все. С этого момента, отход ко сну превращается в кошмар, девочке везде предвидятся злополучные жучки. И семья надолго забывает о спокойном засыпании.  
 
 События в жизни ребенка, воспринимаемые им негативно, сильно влияет на его поведение и эмоциональное состояние. Вдруг, а получается, что совсем не вдруг, малыш начинает капризничать, не слушаться старших, драться со сверстниками, беспокойно спать и т.д. Ребенку могут сниться кошмары, появляется много «лишних» страхов или усиливаются возрастные. По исследованиям отечественного психолога А. И. Захарова, в каждом возрасте есть нормативные страхи, которые постепенно появляются как результат психического развития ребенка (интеллектуального развития, развития воображения и т. д.).  
 
Если обстоятельства жизни ребенка складываются для него благоприятно, то такие страхи исчезают, дети из них вырастают. А при негативном влиянии жизненных событий, такие страхи начинают накапливаться, нарастать и мешать личностному развитию ребенка, создавая всевозможные проблемы – адаптационные, поведенческие, невротические и т.д. И тогда, на помощь испуганному, растревоженному, агрессивному, обиженному ребенку может прийти арт-терапия в целом, и изо-терапия в частности. Это направление достаточно эффективно в психотерапевтической работе, в том числе и с детьми. 

     В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы.

     Занимаясь творчеством, ребенок не задумывается о конечном результате, он поглощен процессом, который для него достаточно терапевтичен. Так, в процессе изодеятельности у детей актуализируются их переживания, они не задумываясь рисуют то, что чувствуют, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики. Происходит эмоциональная разрядка, и состояние ребенка меняется. Он избавляется от плохого настроения, перестает бояться, проявляет свою агрессию безопасным способом – на бумаге.  
 
Соня (6 лет) сильно боялась Бабу-Ягу, которая напугала ее на Новогодней Елке. Кроме того, Баба-Яга может символизировать смерть. Она ловит детей и бросает в печку. Начав рисовать, девочка начинает чувствовать к Бабке-Ежке симпатию: «Я ее уже не боюсь, она уже добрая». В итоге Баба-Яга получилась совсем не страшная, яркая, в полосатых гетрах, в пестром платке и с метелкой. И Соня вовсе не захотела с ней расправляться – рвать, комкать, жечь рисунок, а решила забрать свой шедевр домой и повесить его на елку.  
 
          Рисуя, дети дают выход своим чувствам и переживаниям, безболезненно соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Рисование – это отражение в сознании человека окружающей действительности, выражение отношения к ней, что и имеет терапевтический эффект для личности ребенка.

     В завершении приведу слова А. И. Захарова: «Как для выработки иммунитета от инфекционных болезней вводится живая, но ослабленная вакцина, стимулирующая развитие здоровых, защитных сил организма, так и повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания».

Информация о работе Арт-терапия