Апробация моделей портфолио в учебно-воспитательной работе с дошкольниками экспериментальной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 21:16, аттестационная работа

Краткое описание

Конкретное содержание образовательных областей должно реализовываться в различных видах деятельности детей. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

В концепциях личностно-ориентированного образования, в рамках деятельностного подхода, образовательный процесс строится с
учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Среди таких во ФГОС ДО выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития и продолжают оставаться значимыми для него на протяжении всего дошкольного детства. Организация этих видов детской деятельности — первоочередная задача работы педагогов по освоению детьми содержания всех образовательных областей.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
Теоретическое обоснование актуальности темы 5
План выполнения заданий производственной практики 9
Организация исследования 11
Перспективный план работы 12
Программа формирующего эксперимента 14
Консультация для родителей “Как сделать ребёнку портфолио” 25
Пример содержания портфолио ребёнка в разных возрастных группах 31
Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио дошкольника 39
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Апробация моделей портфолио в учебно-воспитательной работе с дошкольниками экспериментальной группы..doc

— 891.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

Введение

Конкретное содержание образовательных областей должно реализовываться в различных видах деятельности детей. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

В концепциях личностно-ориентированного образования, в рамках деятельностного подхода, образовательный процесс строится с 
учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Среди таких во ФГОС ДО выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития и продолжают оставаться значимыми для него на протяжении всего дошкольного детства. Организация этих видов детской деятельности — первоочередная задача работы педагогов по освоению детьми содержания всех образовательных областей.

Педагогическая практика студента является составной частью учебного плана и одним из важнейших условий по подготовке высококлассных специалистов. Прохождение практики позволяет полнее раскрыть свой творческий потенциал, осуществить осознанный выбор деятельности в одной из сфер педагогической работы, реально представить себе личные и деловые качества, необходимые для преподавания в условиях ДОУ.

Цель практики – формирование у студентов профессиональных прикладных умений и профессионально значимых качеств личности воспитателя.

Задачи практики:

    1. Формировать профессиональные педагогические умения, соответствующие квалификационным требованиям воспитателя дошкольного учреждения.
    2. Закреплять навыки личностно-ориентированного общения с детьми дошкольного возраста.
    3. Углублять и закреплять теоретические знания, научить творчески применять их в воспитательно-образовательной работе с детьми.
    4. Формировать профессионально-педагогическую направленность: воспитание устойчивого интереса к профессии, любви к детям, развитие потребности в углублении и совершенствовании навыков и умений.
    5. Формировать профессионально-значимые качества личности:  дисциплинированность, сдержанность, организованность, целеустремленность, доброжелательность и др.
    6. Развивать педагогическую рефлексию.

Современные дошкольные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития.

В настоящее время актуальным стало применение проектного метода в образовательных учреждениях различного типа, в том числе и дошкольных.

Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.  Примером проектной деятельности в детском саду является портфолио. Использование данного метода является инновационным в дошкольном образовании, но уже приобрело популярность.

 

 

 

Теоретическое обоснование актуальности темы

Для изучения темы «Педагогическая ценность портфолио как инструмента оценивания старших дошкольников в социально – коммуникативной деятельности» в общем, нужно выделить важные составляющие вопроса.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, обучаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным [3].

Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Наиболее важными факторами, влияющими социальное развитие ребенка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания.

Таким образом, усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенка – взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и получения. В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно-ролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берут на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Коллективная игра невозможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками в процессе игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовывать свои действия для достижения общей цели.

Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – одна из основных составляющих социального развития ребенка. От рождения до семи лет взаимодействие со сверстниками проходит несколько стадий, которые различаются мотивами и формами общения, местом в системе общей жизнедеятельности, а также значением в психическом развитии ребенка [1].

С четырех лет дошкольник предпочитает общаться со сверстниками. Ведущей деятельностью детей этого возраста является сюжетно-ролевая игра, которая становится развернутой, с четким сюжетом. Это коллективная игра, в которой общение происходит по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Внутри первого направления происходит разыгрывание и моделирование отношений, ситуаций взрослого мира, освоение типов поведения. Внутри второго складываются реальные отношения между детьми в группе. Ребенку необходимы внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. Сотрудничество характеризуется тем, что у детей проявляется общая цель, ради достижения которой они стараются согласовывать свои действия. Дети обращаются друг к другу по поводу предметов и действий в конкретных ситуациях игры, занятий или режимных моментов. Такое общение психологи называют ситуативно-деловым. Оно способствует развитию самосознания, инициативы, любознательности, творческого начала, социальной сферы ребенка. Неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативным эмоциональным состояниям: дети становятся пассивными, замкнутыми, или, наоборот, агрессивными. И в том и в другом случае те, кого «не принимают» в игру, тяжело переживают свою отверженность, так как не могут реализовать основную потребность, характерную для данного возрастного этапа – потребность в совместной игре со сверстниками.

К шести-семи годам у некоторых детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. Ребенок также испытывает потребность в сотрудничестве, которое развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра из развернутых сюжетно-ролевых форм трансформируется в игры с правилами. Игры с правилами способствуют осознанию детьми своих обязанностей, пониманию норм морали, требований справедливости, формирование чувства долга и т.п. Несмотря на то, что дети контактируют в игре, обращаются друг к другу по деловым поводам, уменьшается ситуативность их общения. Общаясь, старшие дошкольники начинают устанавливать дружеские отношения, у них возникают довольно устойчивые симпатии и антипатии. 

Идея использования портфолио в системе образования с каждым годом получает широкое распространение и в России.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой и изменения системы оценивания. «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.

По мнению Г. Быстровой [2] портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я. А именно: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю и родителям целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта. Более того, портфолио не только станет памятной вещью для каждого воспитанника, но и пригодится при поступлении в школу [1].

Сейчас большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способностей - способна технология «Портфолио». Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Благодаря портфолио, устанавливается более теплая, тесная взаимосвязь между ребёнком, педагогами и родителями. Важной особенностью папки личных достижений является то, что она позволяет осуществлять индивидуальный подход буквально к каждому ребенку.

Портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.

При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям.

Каждый ребенок, без сомнения, талантлив и уникален. Но раскрытие детского потенциала и скрытых талантов – задача не из легких. Это и в самом деле вопрос актуальный, ведь правильно увидеть таланты, возможности и желания ребёнка - это уже половина успеха в его дальнейшем развитии и успешном освоение школьной программы.

Увидеть в ребёнке скрытые возможности – это задача, в первую очередь, родителей и педагогов. В этом им поможет портфолио дошкольника.

Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы исследования.

 

 

План  выполнения заданий производственной  практики

 

Содержание заданий

Срок выполнения

Отметка о выполнении

                                             1 неделя практики 28.09.- 03.10.15

1

Сформулировать цель, задачи, сроки проведения формирующего этапа эксперимента в  том дошкольном учреждении, где результаты констатирующего этапа были более низкие.

28.09.15

Выполнено

2

Изучить методическую  литературу  и материалы периодических изданий за 2015 год по теме  «Планирование работы по развитию социально-коммуникативной образовательной  области»; внести дополнения в список используемой литературы.

29.09.15

Выполнено

3

Определить формы работы с детьми, наиболее адекватные для решения  задач социально-коммуникативной области развития;

- обосновать, каким образом указанные  формы будут использованы в  образовательно-воспитательной работе  с детьми экспериментальной группы  на протяжении формирующего этапа  эксперимента.

30.09.15

Выполнено

4

Приступить к составлению перспективного плана  образовательно-воспитательной работы в социально-коммуникативной области с детьми экспериментальной группы

01.10.15

Выполнено

2 неделя практики 5.10.-10.10.15 г.

5

Изучить, в каких формах осуществляется реализация социально-коммуникативной образовательной области  в контрольной группе. Указать методические источники, какими пользуются педагоги при планировании образовательно-воспитательной  работы. Сформулировать выводы о систематичности данной работы.

05.10.15

Выполнено

6

Подобрать  варианты страниц детского портфолио в соответствии с задачами социально-коммуникативной области.

06.10.15

Выполнено

7

Определить, какие из страниц портфолио будут заполняться родителями и воспитателем.

07.10.15

Выполнено

8

Составить перспективный план  образовательно-воспитательной работы в социально-коммуникативной области с детьми экспериментальной группы. Показать  посредством планирования сквозной механизм  формирования социально-коммуникативных компетенций в образовательной деятельности разных видов, но, прежде всего в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности.

08.10.15

Выполнено

9

Разработка  вариантов  заданий для страниц детского портфолио.

09.10.15

Выполнено

10

Утвердить программу  формирующего этапа эксперимента (научным  руководителем)

09.10.15

Выполнено

                                               3  неделя практики 12.10-18.10.15 г.                   

11

Определить частоту анализа воспитателем заполненных страниц детского портфолио. Разработать форму заполнения воспитателем протокола по трем позициям:

- когнитивный компонент (для фиксации  знаний детей)

-эмоциональный компонент (побуждения детей)

- деятельностный компонент ( умения  детей)

12.10.15

Выполнено

12

Оформить тетради для ведения портфолио по количеству детей в экспериментальной группе.

13.10.15

Выполнено

13

Приступить к реализации перспективного плана в работе с детьми.

14.10.15

Выполнено

14

Выполнить анализ выполненного детьми первого задания по трем позициям.

15.10.15

Выполнено

15

Подготовка аналитической справки по установленной структуре

16.10.15

Выполнено

16

Разработка текста выступления и презентации на отчетной конференции

16.10.15

Выполнено


 

 

Организация исследования

Изучение и апробация моделей портфолио в учебно-воспитательной работе с дошкольниками базировалось на разработанной программе исследования.

В основе программы – главные теоретические положения, изложенные в обосновании  актуальности темы.

Цель формирующего этапа эксперимента – теоретически изучить, спланировать и апробировать модели портфолио в учебно-воспитательной работе с дошкольниками экспериментальной группы.

Реализация программы формирующего эксперимента предусматривала решение следующих задач:

  1. Определить формы работы с детьми, наиболее адекватные для решения  задач социально-коммуникативной области развития.
  2. Подобрать  варианты страниц детского портфолио в соответствии с задачами социально-коммуникативной области.
  3. Составить перспективный план  образовательно-воспитательной работы в социально-коммуникативной области с детьми экспериментальной группы.
  4. Провести сравнительно - сопоставительный анализ результатов эксперимента.
  5. Сделать анализ работы.

Сроки проведения формирующего эксперимента  –  с 28 сентября 2015 г. по 18 октября 2015 г.

В связи с поставленными задачами для исследования был подобран комплекс методик, методических материалов для апробации моделей портфолио с детьми экспериментальной группы.

 

Перспективный план работы

Тема

До свидания, лето, здравствуй, детский сад! люди

Осень природа

Я и моя семья люди

Мой дом, мой город культура

Новогодний праздник культура

Зима природа

День Защитника Отечества люди

8 марта люди

Знакомство с народной культурой и традициями

Весна пртрода

Лето


 

 

 

 

Программа формирующего эксперимента

Задачи социально-коммуникативного развития

  Внешние достижения

(освоение программы; продукты деятельности)

Внутренние достижения (положительная динамика личностного роста; развитие коммуникативной культуры)

Заполнение страничек портфолио

   

Самостоятельно

в дошкольном учреждении

Дома, совместно с родителями

Лексическая тема недели: Моя семья

 Формирование уважительного отношения  и чувства принадлежности к  своей семье 

Оценивание качества изображения людей (изобразительная деятельность)

Описательный рассказ о семье

(речевое развитие)

Индивидуальная беседа с каждым ребенком (под запись).

Вопросы детям:

1. Количество членов семьи.

2. Кто входит в твою семью

3. Кем ты гордишься в своей  семье

Рисование коллективного портрета членов семьи

Подписи имен родственников

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Оценивание качества выполнения штриховки

(во время мини - занятия «Подготовка  руки к письму)

Рассказ о любимом занятии дома и в детском саду

(на специальном ) занятии

Обведение ребенком контура  собственных ладошек

Заполнение странички: что мой ребенок умеет делать хорошо

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Оценивание качества работы  дежурных

Взаимоотношения ребенка во время выполнения  обязанностей дежурного (по столовой, по уголку природы)

Заполнение матрицы «Мои обязанности в семье»

-

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Оценивание знаний о безопасности в быту

Соблюдение ребенком правил безопасности в быту

Заполнение матрицы «Правила безопасности»

-

Информация о работе Апробация моделей портфолио в учебно-воспитательной работе с дошкольниками экспериментальной группы