Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста при изображении животных в проектной деятельн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: показать влияние аппликации на развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Изучить литературу по теме «аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста при изображении животных».
2) Описать базовые понятия темы «аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста при изображении животных».
3) Проанализировать возможность развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
4) Определить сформированность технических навыков и умений в процессе создания образов животных в аппликации на занятиях по изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
5) Создать модель проекта « Звери всякие нужны».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития мелкой моторики рук у детей
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей среднего дошкольного возраста
1.3. Аппликация как вид изобразительной деятельности. Возможности использования аппликации для развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста на занятиях при изображении животных
Глава 2. Модель проекта « Звери всякие нужны»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Список литературы.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Список литературы

  1. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1988. – 224с.: ил.
  2. Галянт И. и М. Пальчиковые игры.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – с. 50 - 53
  3. Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушениями зрения. // Дошкольное воспитание. – 2002. - №6. – с. 75 – 79
  4. Ежова Н. В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении/ Н. В. Ежова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282,  1  с. – ( Сердце отдаю детям).
  5. Жукова О. Дошкольный возраст: о развитии ручной умелости. // Дошкольное воспитание. – 2008. - №8. – с. 34 – 38
  6. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. М: Просвещение, 1980
  7. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий. – М: Мозаика – синтез, 2009. – 48с.: цв. вкл.
  8. Косинова Е. М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. – М.: ЭКСМО, ОЛИСС, 2007. – 192с.: ил.
  9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: « Карапуз – Дидактика, 2006. – 144с.
  10. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация / художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 144с.: ил. – ( Детский сад: день за днём ).
  11. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для  студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: издательский центр « Академия », 1999. – 336с.

 

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Педагогический колледж №8 «Измайлово»

 

 

 

Курсовая работа

Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста при изображении животных в проектной деятельности

 

 

Выполнила: Донская Лариса Анатольевна

Группа 51 Д/З

Специальность: 050704

« Дошкольное образование»

Научный руководитель: Острейковская

Галина Васильевна

Отличник народного образования

 

 

Дата защиты: -----------------

Отметка: -----------------------

 

 

Москва

2014

 

 

Понятийный аппарат

    1. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
    2. Аппликация – ( от латин. аpplicatio – наклеивание) – изготовление картины, рисунка, орнамента посредством наложения частей, вырезанных из цветной бумаги, материи, картона на картон, бумагу, ткань.
    3. Ручная умелость – способность выполнять руками определённые движения по самообслуживанию, выполнению бытовых и трудовых действий, рукоделию, ручному труду, изобразительной деятельности, письму и т. д.
    4. Двигательная активность – совокупность двигательных актов, двигательных действий, сознательно осуществляемых в целях решения какой – либо двигательной задачи.
    5. Восприятие – перцепция – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.
    6. Ощущения – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. Начальный источник всех наших знаний о мире.
    7. Проект – ( от латин. projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
    8. Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
    9. Компетентность – это уровень умений личности, владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально – грамотные суждения, оценки, мнения.
    10. Коммуникативные способности – это индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

 

    1. Особенности развития мелкой моторики рук у детей
    2. Психолого-педагогические особенности развития детей среднего дошкольного возраста
    3. Аппликация как вид изобразительной деятельности. Возможности использования аппликации для развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста на занятиях при изображении животных

 

Глава 2. Модель  проекта « Звери всякие нужны»

 

Заключение

 

Понятийный аппарат

 

Список литературы

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его речи, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детской руки можно говорить об особенностях развития центральной нервной системы и её святая святых – мозга. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и с общей двигательной, и с ручной. Начало развитию мышления даёт рука.

Аппликация – один из видов изобразительного искусства. Направление на развитие ручной умелости – крайне полезного для общего развития ребёнка занятия. Оно способствует приобщению к миру прекрасного, открывает перед ребёнком красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики различных нарушений.

Вопросами взаимосвязи развития мозга и мелкой моторики занимались такие ученые как М. М. Кольцова, В. Н. Бехтерев, Е. И. Исенина, А. В. Антакова – Фомина, Н. Н. Новикова и др. Ими было доказано, что именно мелкие мышцы пальцев рук подобно высшим отделам головного мозга обеспечивают работу мысли и функцию речи.

     Цель исследования: показать  влияние аппликации на развитие  мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.

     Задачи:

  1. Изучить литературу по теме «аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста при изображении животных».
  2. Описать базовые понятия темы «аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста при изображении животных».
  3. Проанализировать возможность развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
  4. Определить сформированность технических навыков и умений в процессе создания образов животных в аппликации на занятиях по изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
  5. Создать модель проекта « Звери всякие нужны».

Область: педагогика, изобразительная деятельность.

Объект исследования: средства развития мелкой моторики рук в процессе создания образов животных в аппликации.

Предмет исследования: процесс формирования у детей среднего дошкольного возраста мелкой моторики рук на занятиях по аппликации при изображении животных.

Проблема: действительно ли изображение животных в аппликации будет способствовать развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Гипотеза: использование педагогами на занятиях упражнений по аппликации животных будет способствовать наилучшему развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.

В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические:

* изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме,

* сравнение,

* обобщение.

2. Практические:

* изучение педагогического опыта,

* педагогическое наблюдение,

* беседа,

* тестирование детей и изучение  продуктов детского творчества.

Структура работы:

Данная работа состоит из введения, главы 1, которая содержит 3 теоретических параграфа, главы 2, в которой описывается практический опыт ( модель проекта), заключения, понятийного аппарата, списка литературы и приложений.

Данная работа не претендует на широкое рассмотрение и решение обозначенной проблемы, а представляет попытку рассмотреть возможность развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации при изображении животных в проектной деятельности.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Модель проекта « Звери всякие нужны»

Актуальность. Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников – одна из самых актуальных, так как общая умелость руки – важный показатель физического и нервно психического развития ребёнка. Кроме того при выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные интегрированные образы и представления.

Аппликация направлена на развитие ручной умелости, также выполняет свою важнейшую психологическую функцию: работает на формирование у ребёнка базовой, глубинной убеждённости в своей компетентности, поскольку результат его труда вызывает у окружающих положительные эмоции, похвалу и одобрение без всяких натяжек.

Тип проекта:

по доминирующей деятельности: творческий

по числу участников проекта: подгрупповой (6 человек)

по времени проведения: краткосрочный (2 недели)

по характеру контактов: внутри одной возрастной группы

по характеру участия ребёнка в проекте: исполнитель

Цель проекта:

 создать условия, показывающие  влияние аппликации на развитие  мелкой моторики рук у детей  среднего дошкольного возраста  при изображении животных в проектной деятельности.

Формирование технических умений и навыков, мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации.

Задачи:

1) развивать тактильную чувствительность, мелкую ручную моторику, эстетический вкус;

2) воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, любовь к животным;

3) совершенствовать коммуникативные навыки, технические навыки и умения;

4) расширять знания о животных, их повадках, характерных особенностях внешнего вида и строения;

5) развивать речь детей, обогащать словарный запас через загадки, стихотворения о животных, пальчиковые игры, через игры, способствующие развитию мелкой моторики рук (мозаика, конструкторы и т. д.)

Направления реализации проекта:

- совместная деятельность воспитателя  с детьми

Основные формы реализации проекта:

- отбор художественной и познавательной  литературы о животных

- пальчиковых игр

- логоритмических упражнений

- подбор иллюстративного материала

- совместная продуктивная деятельность  педагога и детей.

Формы работы с детьми:

- отгадывание загадок

- чтение стихотворений

- проведение занятий по аппликации

- разучивание пальчиковых игр, ритмических упражнений

- игры с мелкими предметами, мозаика, пазлы и т. д.

Формы работы с родителями:

- анкетирование

-проведение консультации на тему « развитие руки: просто, интересно, эффективно»

- беседа с родителями на тему  «игры, способствующие развитию  ручной умелости»

 

 

Обеспечение проекта:

Материально – техническое: музыкальный центр, материалы и оборудование для занятий

Учебно-методическое:

  1. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1988. – 224с.: ил.
  2. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4 -5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – синтез, 2009. – 48с.: цв. вкл.
  3. Косинова Е. М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. – М.: ЭКСМО, ОЛИСС, 2007. – 192с.: ил.
  4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: « Карапуз – Дидактика, 2006. – 144с.
  5. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация / художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 144с.: ил. – ( Детский сад: день за днём).

Этапы проекта

Подготовительный:

- определение темы проекта

- формулирование целей и задач

- составление плана основного  этапа проекта

- диагностика детей, консультация  для родителей

С детьми:

- рассматривание иллюстраций о животных

- беседа о повадках, характерных  особенностях внешнего вида животных

- разучивание пальчиковых игр, ритмических упражнений

 

 

 

Основной

 Основная работа по проекту  совместно с детьми:

- чтение художественной литературы о животных

- заучивание стихотворений

- загадывание загадок о животных

- беседа с детьми о животных, рассматривание внешнего вида, особенностях строения, повадках

- организованная деятельность 

Заключительный

Демонстрация результатов проектной деятельности:

- выставка детских работ

- диагностика детей

Предполагаемый результат: связан с целью проекта, т. е. показать влияние аппликации на развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста при изображении животных.

Продукт: выставка « Звери всякие нужны»

Театрализованная деятельность: в гостях у сказки « Звери всякие нужны, звери всякие важны»

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста при изображении животных в проектной деятельн