Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:54, автореферат

Краткое описание

Цель нашего исследования – доказать что, пальчиковая гимнастика является средством развития мелкой моторики.
Для достижения поставленной цели, подтверждения или опровержения гипотезы нам необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную, учебную и методическую, литературу по данной проблеме.
2. Изучить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Изучить особенности подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.
4. Дать характеристику пальчиковой гимнастики.
5. Проанализировать, каким образом пальчиковая гимнастика влияет на развитие мелкой моторики.
6. Исследовать влияние пальчиковой гимнастки на повышение уровня развития мелкой моторики старших дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

автореферат.doc

— 57.83 Кб (Скачать файл)

 


 Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Орехово-Зуевский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

на тему

 

«ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки  5 б группы

АРТЕМЬЕВОЙ АЛЕКСАНДРЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

Специальность: 050704 Дошкольное образование

Руководитель работы:

СУСЛИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

 

 

 

 

 

 

2011 год

 Одним из показателей хорошего физического и нервно психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или мелкой моторики.

   Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики так важно еще и потому что, вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти руки и пальцев, это необходимо для того, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять разнообразные бытовые и учебные действия.

   У современных детей, особенно городских, отмечается общее моторное отставание. Как отмечают педагоги начальной школы, что при поступлении в первый класс у многих детей наблюдается не подготовленность руки к овладению письмом. Это происходит в связи с тем, что раньше и взрослым и детям приходилось больше делать ручной работы (перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т.д.). В современном мире большую часть этой работы выполняют машины.

     На сегодняшний день психологи и педагоги уделяют особое внимание развитию мелкой моторики в дошкольном возрасте. Уже в первом полугодии жизни ребенка создаются условия для различных действий с предметами: схватывание, ощупывание, бросание. Эта линия продолжается и в раннем детстве, благодаря играм, которые побуждают детей совершать различные ручные движения: втыкание, нанизывание, продевание, расстегивание, застегивание.

    Детям младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики предлагается: мозаика (мелкая и крупная), пирамидки, пособия по застегиванию пуговиц различной величины, пособие «шнуровка», нанизывание бус, лепка из глины и пластилина.

   Для детей старшего дошкольного возраста разработаны разнообразные виды деятельности для развития мелкой моторики рук: мелкий и крупный конструкторы, вырезание ножницами, плетение из бумаги и ткани, графические виды работ.

Нам предстоит решить следующую проблему: является ли пальчиковая гимнастика средством развития мелкой моторики.

Таким образом, объектом нашего исследования является развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Данный объект будет рассмотрен нами на предмет возможности использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики.

 

 

 

Гипотеза исследования: предположим, что использование комплексов пальчиковой гимнастики будет способствовать повышению уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Цель нашего исследования - доказать что, пальчиковая гимнастика является средством развития мелкой моторики.

Для достижения поставленной цели, подтверждения или опровержения гипотезы  нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать научную, учебную и методическую, литературу по данной проблеме.
  2. Изучить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  3. Изучить особенности подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Дать характеристику пальчиковой гимнастики.
  5. Проанализировать, каким образом пальчиковая гимнастика влияет на развитие мелкой моторики.
  6. Исследовать влияние пальчиковой гимнастки на повышение уровня развития мелкой моторики старших дошкольников.

   В работе предполагается использовать следующие методы исследования: работа с литературными источниками, наблюдение, тестирование, эксперимент, метод статистической обработки данных.

Базой нашего исследования являлись подготовительные группы №6 и №7 прогимназии № 58, г. Подольска, в количестве 34 человек.

Исследование по влиянию пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста проводилось с помощью эксперимента. Эксперимент состоял из трех этапов.

На первом этапе - констатирующем - для выявления уровня развития мелкой моторики мы проводили диагностическое обследование детей двух групп. Оно состояло из двух этапов:

- на первом этапе мы выявили уровень развития кинетического праксиса, для этого мы использовали задания, которые предполагали складывание различных фигур из пальцев, которые после показа экспериментатором повторял ребенок правой и левой рукой по очереди.

Результаты каждой рукой оценивались отдельно, по 5 бальной системе.

В результате данного обследования мы выявили, что в группе № 7 17% детей обладают низким уровнем развития кинетического праксиса, 53% средним и  30% детей обладают высоким уровнем развития кинетического праксиса.

В группе № 6 низким уровнем развития кинетического праксиса обладают 23%, средним 47% и 30% высоким.

- на втором этапе мы выявили уровень графического навыка у детей.

Для этого детям были даны листы, на которых изображены дорожки, усложняющиеся по мере выполнения задания (1 дорожка прямая, 2 дорожка зигзагообразная, 3-я дорожка волнистая линия), ребенку предлагалось провести по очереди каждую линию.

Данное задание также оценивалось по пятибалльной системе.

В результате данного исследования мы выявили, что в группе № 7 20 % детей обладают низким уровнем развития графического навыка. 73% средним и 7% высоким.

В группе № 6 низким уровнем развития графического навыка обладают 12% детей, 71% средним и  17% обладают высоким.

Таким образом, проанализировав данные начального диагностического исследования, мы получили следующие результаты:

- в подготовительной группе № 7 всего лишь один ребенок, что составляет 6% , обладает высоким уровнем развития мелкой моторики,  70 % детей в данной группе обладают средним уровнем развития мелкой моторики и 4 детей обладают низким уровнем, что составляет 24% от общего числа детей.

- в подготовительной группе № 6 всего лишь один ребенок (:% от общего числа детей)обладает высоким уровнем развития, 77% детей в данной группе обладают средним уровнем развития и 3 детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики, что составляет 17% от общего числа детей. 

Проведя данное исследование мы приступили ко II формирующему этапу. Дети подготовительной группы № 6 составили контрольную группу. Дети из подготовительной группы № 7 составили экспериментальную группу. С детьми экспериментальной группы нам предстояло провести работу по улучшению развития мелкой моторики. Для этого мы составили  комплекс развивающих упражнений для использования в повседневной работе (между занятиями, на прогулке, в индивидуальной работе с детьми с низким уровнем развития мелкой моторики), в качестве физкультминуток на занятиях и на специализированных занятиях.

Таким образом, с детьми экспериментальной группы были проведены следующие пальчиковые игры:

1. Для активизации моторики рук были подобраны упражнения (Приложение № 2), которые помогают развивать умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Данные упражнения использовались во время индивидуальной работы с детьми с низким уровнем развития мелкой моторики.

Например упражнение «Кошка»:

Выполнение - Пальцы поджаты к верхней части ладони, произнося звук «ш-ш-ш», пальцы быстро распрямляются.

Цель - активизация мышц пальцев, выработка умения согласовано действовать двумя руками одновременно.

2. В свободное время, в перерыве между занятиями использовался массаж для активизации мелких мышц рук и пальцев (Приложение №3). А также эти упражнения улучшают кровоснабжение тканей и пальцев. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание В качестве массажера использовали карандаш.

Упражнение «Качели»

Исходное положение: 

Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами.

Содержание упражнения: Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаш. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.

Данное упражнение направлено на массаж пальцев, умение напрягать и расслаблять мелкие мышцы.

3. Так же в свободное время, на прогулке, в качестве физкультминуток  во время занятий использовали инсценировки рифмованных историй, потешек (Приложение №4). Данные упражнения развивают подражательную способность, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время, учат переключаться с одного движения на другое.

Далее мы приступили к III - контрольному этапу исследования. На данном этапе нам необходимо  было выявить уровень развития мелкой моторики в обеих (экспериментально и контрольной) группах после проведения комплекса развивающих упражнений в экспериментальной группе. Для этого мы использовали тоже диагностическое исследование, что и на первом констатирующем этапе.

При проведении диагностического исследования для выявления уровня кинетического праксиса, мы выявили, что после регулярного проведения пальчиковых игр, в экспериментальной группе № 7 детей с низким уровнем развития кинетического праксиса нет, количество детей со среднем уровнем составило 24%, с высоким 76% от общего количества детей.

В контрольной группе № 6 было выявлено 12% детей с низким уровнем развития кинетического праксиса, 52% со средним и 36% с высоким.

При проведении диагностического исследования для определения уровня графического навыка, в экспериментальной группе детей с низким уровнем было выявлено 11% , со средним 30%, с высоким 59%.

 

 

В контрольной группе количество детей с низким уровнем развития графического навыка составило 6%, со средним 65%, с высоким  29% от общего количества детей.

Проанализировав данные вторичного исследования в обеих группах, мы выявили:

- В подготовительной группе № 7(экспериментальной) детей с низким уровнем развития мелкой моторики нет, у 6 детей (36%)  средний уровень развития мелкой моторики, и 11 детей (64%) обладают высоким уровнем развития мелкой моторики.

- В подготовительной группе № 6 мы выявили, что 2 детей (11%) обладают низким уровнем развития мелкой моторики.у 9 (53%) детей средний уровень развития мелкой моторики, и 6 детей (36%) обладают высоким уровнем развития мелкой моторики.

Таким образом, мы видим что в обеих группах за период исследования уровень развития мелкой моторики у детей повысился. Но при этом в подготовительной группе № 7 - экспериментальной, в которой использовался комплекс упражнений, составленный на основе пальчиковой гимнастики эти показатели выше, чем в подготовительной группе № 6 - контрольной, в которой данные упражнения не проводились. Так количество детей с низким уровнем развития мелкой моторики экспериментальной группы снизилось на 24%, а в контрольной группе всего на 11%. В то же время количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики  в экспериментальной группе повысилось на 58%, а в контрольной группе на 12%.

Таким образом, видно, что использование пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками старшего возраста способствует развитию мелкой моторики.

Дети охотно играют в игры такого рода, при чем участие принимают даже малоактивные дети. Пальчиковые игры решают множество дидактических и методических задач: происходит развитие внимание, эмоциональности, дикции, творческой деятельность. При этом данное развитие происходит не навязчиво, не заметно для самого ребенка, в игровой форме, что особенно актуально для детей дошкольного возраста.

В практической части данной работы, мы ставили себе цель доказать, что в экспериментальной группе при использовании пальчиковой гимнастики, развитие мелкой моторики происходило более динамично, чем в контрольной группе, где упражнения на основе пальчиковых игр не проводилось.

Таким образом мы доказали, что пальчиковые игры способствуют повышению уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, что необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.


 



Информация о работе Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики