Анализ педагогической пролемы. Суицид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:32, реферат

Краткое описание

С начала февраля в разных регионах РФ зафиксировано как минимум 12 самоубийств подростков, одно из них - двойное. Актуальность проблемы суицидов в нашем городе, как и во всей РФ, приобрела особое значение с начала 90-х годов, когда смертность от самоубийств в России приобрела угрожающий характер. По статистике самоубийств количество ежегодно погибающих от суицида в нашей стране превышает число жертв автомобильных катастроф в 2 раза и составляет 60 000 человек. Поэтому профилактика суицида одна из важнейших задач психологических служб.

Вложенные файлы: 1 файл

Суицид.docx

— 41.55 Кб (Скачать файл)

Диагностика предсуицидального синдрома имеет важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства.

К их числу относят:

  • отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами;
  • лучшая интегрированность в семье;
  • когнитивные функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления;
  • наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табуирующих его;
  • проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (сенситивность, склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов).

 

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения  у подростков.

 

Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.

К ним относятся:

- Эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

- Выраженное чувство долга, обязательность;

-Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

-Учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

-Убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

-Наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

-Наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

-Психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;

-Наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

-Проявление интереса к жизни;

-Привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

-Уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

-Планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

-Негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством  антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

 

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Профилактика депрессий  у подростков является важной для  профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка  отмечается сниженное настроение, и  другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять  меры для того, чтобы помочь ребенку  выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

 

 

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ  СУИЦИДА.

 

Суицид можно  предотвратить.

Большинство жертв  суицида не хотят умирать.

 

Сегодня существует Международная  ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации  медицинской и социально-психологической  помощи людям, нуждающимся в квалифицированном  совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие  круги населения и, в первую очередь, на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию  стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными.

Одним из главных принципов  деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные  для человека вопросы не получат  огласку, делает пациента более раскованным, облегчает установление с ним  контакта. Неукоснительно соблюдается  еще один принцип, рекомендуемый  международными суицидологическими организациями, - подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет.

Службы могут быть укомплектованы как добровольцами, так и специалистами-психотерапевтами. Главное преимущество службы состоит  в том, что ее основные звенья действуют  не автономно, а объединены в систему. Структурные подразделения - “телефон доверия”, кабинеты социально-психологической  помощи, кризисные стационары - имеют  преемственную связь и координируются центром.

Среди принципов службы особое место занимает доверительность, абсолютная секретность, запрет требовать вознаграждения за услуги и запрет оказания любого давления. Принципы работников служб - “не судить, не критиковать и  даже не удивляться”, а помочь абоненту самостоятельно прийти к правильному  решению. Население широко информируется  о наличии “телефонов доверия”, но самоубийства при этом не упоминаются, сообщается только, что оказывается  “помощь в беде, безнадежности  и депрессии”.

Тем не менее, острые медико-социальные проблемы не решаются сам собой. Многолетний опыт суицидологической работы свидетельствует о том, что оснований для самоуспокоения в этом вопросе чрезвычайно мало. Поэтому необходимо продолжать работу в этом направлении, как научную, так и практическую.

 

Ваши действия:

Если человек, на ваш взгляд, склонен к суициду  или имел в прошлом попытки  к самоубийству:

• Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся  ситуацией. Помните, что подростки  с суицидальными наклонностями  редко обращаются за помощью к  профессионалам.

• Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности  в данном подростке. Не игнорируйте  предупреждающие знаки.

• Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, "Конечно, твоя семья тебе поможет".

• Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости  в том, чтобы хранить все в  секрете, если какая-то информация может  повлиять на его безопасность.

• Сохраняйте спокойствие  и не осуждайте, вне зависимости  от того, что вы говорите.

• Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом  деле подросток может почувствовать  облегчение от осознания проблемы.

• Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план - знак реальной опасности.

• Убедите подростка в  том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

• Не предлагайте упрощенных решений типа " Все что Вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро Вы почувствуете себя лучше".

• Покажите подростку, что  хотите поговорить о чувствах, что  не осуждаете его за эти чувства.

• Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией  и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво  посоветуйте найти некое решение.

• Помогите найти людей  или места, которые могли бы снизить  переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы  несколько уменьшить давление.

• Помогите подростку понять, что присутствующее чувство безопасности не будет длиться вечно.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Амбрумова А.Г., Бородин С.В.. Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. – М., 1980.
  2. Гуревич П. С. О жизни и смерти // Жизнь земная и последующая. Сборник.- М., Политиздат,1991
  3. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд.- М.: Мысль, 1994.- 400 с.
  4. Камю А. "Бунтующий человек": - М., Политиздат., 1990 г., C.24

 

Электронный ресурс

  1. Школьный психолог «Мифы и реальность подросткового суицида» [http://www.mybloginfo.ru/view_post.php?id=141]

 

 

 


Информация о работе Анализ педагогической пролемы. Суицид