Анализ педагогических технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам. Эта технология предполагает распределение этих функций между

Вложенные файлы: 1 файл

Название.docx

— 32.70 Кб (Скачать файл)
Название, когда появилась Автор и последователи  Концептуальная  основа, цели, особенности, существенные характеристики Уровни применения На какую  возрастную группу рассчитана Плюсы и актуальность Проблемы в  использовании (минусы)
Технология  сотрудничества

1970-е  гг.

Амонашвили, Шалва Александрович 

Шаталов, Виктор Федорович 

Лысенкова, Софья Николаевна

В рамках личностно  – ориентированных технологий самостоятельным  направлением выделяется технология сотрудничества.

Технология  сотрудничества основана на содружестве  участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам. Эта технология предполагает распределение этих функций  между учителем и учениками.

В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Главная идея обучения в сотрудничестве –  учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Основные  идеи – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оценивается наравне с другими.

Кроме всего прочего, работа в группах, позволяет детям учиться с  людьми.

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве

I. Обучение  в команде. 

II. Подход с сокращенным названием «пила».

III.  Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».

IV. Исследовательская  работа учащихся в группах.

Начальные классы;

Среднее звено; старшее звено; студенты.

1. Не все ученики  готовы задавать  вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый  понимает, что успех группы зависит  не только от запоминания готовых  сведений, данных в учебнике, но  и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3. У  учащихся формируется собственная  точка зрения, они учатся отстаивать  свое мнение.

4. Ребята  учатся общаться между собой,  с учителями, овладевают коммуникативными  умениями.

5. У  учащихся развивается чувство  товарищества, взаимопомощи.

Высвобождение

учителя от значительной доли

фронтальной работы с классом и увеличение времени на индивидуальную помощь.

Привычная функция учителя-рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационной и организационной функцией.

Необходимо  следить за тем, чтобы не появилось  зазнайство, превышение власти командира  над другими участниками группы. Следить, чтобы все участники активно работали в коллективе.
Технология  совместного творческого воспитания

1950- е  гг.

С.Т. Шацкий Технология  совместного творческого воспитания – технология социализирующего воспитания, её основная цель – развитие общественного  сознания личности. Она применяется  в работе с группой от 5 до 30 человек, которые разбиваются на группы, где и начинается проектирование любого дела.

Технология

коллективного

творческого воспитания - это, по существу, продуманная  система ключевых мероприятий, которые  благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное  решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная  школьная жизнь действительно стала  важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе  превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение  педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения  личности (к труду, обществу, учению и т.п.).

В технологии коллективного творческого воспитания такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными  сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и  воспитанников.

Внеурочная  деятельность Дошкольное  образование, Начальные классы;

Среднее звено; старшее звено; студенты.

Являются мощными оптимальными средствами индивидуального воздействия на детей.

Повышение объема и качества усвоенной информации; 
Предупреждение перегрузки в ходе воспитательно-образовательнго процесса; 
Активное включение в процессы усвоения социального опыта.

 
Технология  проектного обучения

1920-е  гг.

США

Джон Дьюи, а также его ученик В. Х. Килпатриком. Данная теория обучения привлекла внимание русских педагогов еще в начале XX века. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике образования. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться  в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную  деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного  отрезка времени. Этот подход органично  сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных  отраслей науки, техники, технологии, творческих областей.

Цель  проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • Характерные черты : диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.
  • Особая роль преподавателя: Преподаватель перестает быть единоличным хранителем истины и знаний. На его долю выпадает роль руководителя проекта и коллеги. На смену авторитарной педагогике приходит педагогика сотрудничества
  • Новая функция знаний: Знания систематизируются и структурируются в соответствии с иерархией познаваемых объектов, знания должны быть не объектом, а средством развития обучаемого.
Применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа. Начальные классы;

Среднее звено; старшее звено; студенты.

Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности  ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса Ограничения в использовании  технологии:

низкая  мотивация учителей к использованию  данной технологии;

низкая  мотивация учащихся к участию  в проекте;

недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

нечеткость  определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

Основная  проблема, сдерживающая распространение  проектного обучения, состоит в трудности  сопряжения проектных заданий с  требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий. 

Технология  проблемного обучения

в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия

Основывается  на теоретических положениях Д. Дьюи.

 И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, В. Оконь, А.М. Матюшкина.

Под проблемным обучением понимается такая организация  учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя  проблемных ситуаций и активную самостоятельную  деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной  деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное  обучение основано на создании особого  вида мотивации – проблемной, поэтому  требует адекватного конструирования  дидактического содержания материала, который должен быть представлен  как цепь проблемных ситуаций.

В современной  теории проблемного обучения различают  два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая  проблемная ситуация создается с  помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные  качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.

Проблемные  ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Начальные классы;

Среднее звено; старшее звено; студенты.

Способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

 

Вывод:

   Современный учитель должен не только знать, но и владеть современными педагогическими  технологиями. Эти знания и умения оцениваются при аттестации учителя.         

Одна  и та же технология может осуществляться различными исполнителями более  или менее добросовестно, точно  по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому  значению, характерному для данной технологии.        

Иногда  педагог-мастер использует в своей  работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

 К числу  современных образовательных технологий можно отнести:        

 -развивающее  обучение;        

 -проблемное  обучение;        

 -разноуровневое обучение;        

 -коллективную  систему обучения;        

 -технологию  изучения изобретательских задач  (ТРИЗ);        

 -исследовательские  методы в обучении;        

 -проектные  методы обучения;        

 -технологию  использования в обучении игровых  методов: ролевых, деловых и  других видов обучающих игр;        

 -обучение  в сотрудничестве (командная, групповая  работа;        

 -информационно-коммуникационные  технологии;        

 -здоровьесберегающие технологии;

        - технологию личностно – ориентированного  обучения;

        - игровые технологии;

        - инновационные технологии и  пр.

Литература:

Подласый И. П. Педагогика. В 3-х книгах. Кн. 3: Теория и технологии воспитания

Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное  пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.

Интернет 


Информация о работе Анализ педагогических технологий