Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 06:49, курсовая работа
Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления  преемственности в экологическом обучении между дошкольным учреждением и школой.
Гипотеза исследования. Реализация принципа преемственности  между дошкольным образовательным  учреждением и начальной школой в процессе обучения экологии, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей, обеспечивает достаточный уровень экологической готовности при поступлении ребенка в школу.
ВВЕДЕНИЕ	3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ	5
1.1. Понятие преемственности в работе детского сада и начальной школы	5
1.2. Концептуальные основы исследования вопросов преемственности	10
II. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКООБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ	18
2.1 Реализация преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы в области экообразования	18
2.2. Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности в области экологического образования (на примере МБ ДОУ «Д/с пос. Ст. Малоархангельск» и МБ ОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа»)	25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	41
На основе выделенных направлений программы составлен совместный план работы МБ ДОУ «Д/с пос. ст. Малоархангельск» и МБ ОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа» по реализации преемственности в области экологического образования. Данный план работы представим в табл.2.2.
Таблица 2.2. – Совместный план реализации опыта преемственности
№ п/п  | 
  Мероприятия  | 
  Цель мероприятия  | 
  Сроки  | 
  Ответственные  | 
1.  | 
  Встреча учителей выпускных 4-х классов с воспитателями подготовительных к школе групп  | 
  1. Скорректировать план  2. Выявить возможность и место 
  участия выпускников   | 
  август  | 
  Завуч ДОУ и начальных классов, учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
2.  | 
  Диагностика, определяющая готовность детей к обучению в школе «Адаптация первоклассников», совместный педсовет с воспитателями дошкольных групп  | 
  Проанализировать уровни сформированности 
  интегративных качеств   | 
  Сентябрь  | 
  психолог  | 
3.  | 
  Праздник “1 сентября – День Знаний”.  | 
  Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия для повышения учебной мотивации. 2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.  | 
  Сентябрь  | 
  Завуч ДОУ и начальных классов, учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
4.  | 
  Взаимопосещение воспитателями дошкольных групп уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускных 4-х классов непосредственной образовательной деятельности в дошкольных группах  | 
  Познакомить воспитателей дошкольных групп с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы. Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми в организации непосредственной образовательной деятельности с детьми Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников.  | 
  В течение года  | 
  Завуч ДОУ и начальных классов, учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
5  | 
  Выставка продуктивной деятельности «Осенняя фантазия»  | 
  Совместное творчество учащихся начальных классов и детей дошкольных групп  | 
  Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | |
6  | 
  Мастер – класс для учителей: «Всестороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»  | 
  Защита творческих тем по воспитанию детей воспитателями дошкольных групп  | 
  Ноябрь  | 
  Воспитатели дошкольных групп  | 
7.  | 
  Совместное заседание МО Общие понимания и требования готовности ребенка к школе  | 
  1.Выработать педагогами   | 
  Ноябрь  | 
  Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
8.  | 
  Изучение воспитателями   | 
  Показать разнообразие программ в начальной школе. Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы.  | 
  Сентябрь - апрель  | 
  Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
9.  | 
  Праздник “Мы теперь – ученики”.  | 
  Выявить возможность и место участия выпускников подготовительных групп в празднике “Мы теперь – ученики”. Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия возникновения желания учиться в школе. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.  | 
  Ноябрь  | 
  Учителя начальных классов  | 
10  | 
  Семинар-практикум «Использование   | 
  Знакомство с новыми образовательными технологиями (приглашение специалистов РИПКРО)  | 
  Ноябрь  | 
  Администрация школы  | 
11.  | 
  Работа школы будущего первоклассника “Всезнайка”(проведение адаптационных занятий с воспитанниками дошкольных групп)  | 
  1.Создание условий для  2. Обеспечение успешной   | 
  Октябрь - апрель  | 
  Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
12  | 
  Акция «Начальная школа - детскому саду: новогоднее чудо» Шефская помощь учащихся начальных классов воспитанникам дошкольных групп. Обмен опытом по театрализованной деятельности педагогов начальных классов и дошкольных групп  | 
  Создание условий для   | 
  Декабрь  | 
  Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
13.  | 
  Проведение совместного   | 
  Выявить особенности программ по речевому развитию Подготовить к школе воспитанников дошкольных групп согласно программным требованиям ДОУ и школы.  | 
  Декабрь- февраль  | 
  Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
14  | 
  Посещение мероприятия в дошкольных группах по физкультурному досугу «Ловкие, сильные, быстрые», посвящённому Дню защитника Отечества  | 
  Привлечение учащихся начальных классов к проведению праздника  | 
  Февраль  | 
  Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
15.  | 
  Проведение тестирования по определению школьной зрелости в области экологического образования.  | 
  Выявить уровень школьной зрелости 
  у воспитанников  Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень экологической зрелости. Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем экологического образования и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.  | 
  Апрель-май  | 
  Психолог Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
16.  | 
  Проведение совместного   | 
  Привлечь родителей к обучению детей в школе своего района. Сформулировать задачи дошкольных групп и семьи в подготовке детей к школе. Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников дошкольных групп к обучению в школе.  | 
  Март  | 
  
   
 Администрация Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
17.  | 
  Экскурсии воспитанников дошкольных групп в школу в рамках «Дня открытых дверей»  | 
  Познакомить воспитанников дошкольных групп со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой. Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.  | 
  Март  | 
  Администрация Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
18  | 
  Праздник «Масленица»  | 
  Совместная организации   | 
  Март  | 
  Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
19.  | 
  Организация тематической творческой выставки: “Экология и я”  | 
  1. Выявить творческий потенциал экологического образования детей предшкольного и школьного возраста.  | 
  Апрель  | 
  Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
20.  | 
  Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка”  | 
  Помощь родителям в решении педагогических проблем.  | 
  Март - май  | 
  Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
21  | 
  Выставка «Животный и растительный мир глазами детей» Преемственность изобразительных технологий в дошкольном образовании и начальной школе  | 
  Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | ||
22  | 
  Методическое объединение логопедов. Обсуждение вопросов преемственности..  | 
  Обсуждение проблем речевого развития дошкольников и учащихся начальных классов  | 
  Администрация  | |
23.  | 
  “День открытых дверей” (по отдельному плану)  | 
  Показать с помощью  Обозначить для родителей  Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе.  | 
  Март  | 
  Администрация Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
24  | 
  Диагностическое обследование, определяющее успешность обучения первоклассников в конце учебного года  | 
  Определение уровня готовности к обучению в школе  | 
  Март  | 
  Психолог  | 
25  | 
  Круглый стол «Сравнительный анализ диагностики в начале и середине учебного года»  | 
  Обсуждение проблем в   | 
  Март  | 
  Психолог Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | 
Экскурсия «Введение в школьную жизнь» Знакомство со школьной библиотекой, спортивным залом, школьным музеем, игровыми комнатами, кабинетом музыки  | 
  Путешествие по школьным станциям  | 
  Апрель  | 
  Администрация Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп  | |
16.  | 
  Праздник “Прощай, Азбука!”  | 
  1 Создать для будущего  2. Создать для учащихся 1-го класса 
  условия возникновения   | 
  Май  | 
  |
127.  | 
  Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы  | 
  Составить примерный план совместной работы начальной школы и дошкольных групп на будущий учебный год. Подвести итоги совместной работы начальной школы и дошкольных групп по решению проблемы преемственности.  | 
  Апрель-май  | 
  |
28.  | 
  Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!”  | 
  Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия возникновения желания учиться в школе.  | 
  Май  | 
  Воспитатели дошкольных групп  | 
29  | 
  Педагогический совет «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в области экологического образования» Анализ работы по преемственности за год. Составление плана работы на новый 2011-2012 учебный год. Создание консультативных пунктов для родителей будущих первоклассников на базе школы  | 
  Подведение итогов по реализации программы преемственности через экологическое воспитание  | 
  Май  | 
  Администрация Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп Психолог  | 
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует утверждать, что данная совместная работа д/с и начальной школы по вопросам преемственности выявила:
1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2.Создание сопряженных 
учебных планов и программ, их 
согласование в отдельных 
3. Определение структуры 
и содержания учебно-
4. Разработка единых 
для дошкольных групп и 
5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.
6. Создание системы 
диагностических тестов и 
Вся совместная деятельность воспитателей и учителей ориентирована на модель экологического образования дошкольника, его готовности к школьному образованию. Полученный результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризуют представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать дошкольник.
 
Тема настоящего исследования связана проблемами педагогической теории и практики в области преемственности между детским садом и начальной школой. Это и недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы преемственности в экологическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста; недостаточность опыта сочетания дидактики дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, а также противоречия между: ростом научных знаний об окружающем мире и сложностью их дидактической обработки для малышей, между фрагментарностью экологического образования в системе «детский сад - начальная школа» и необходимостью комплексного подхода, интегрирующего экологические знания в различные предметные области дошкольного и школьного образования; между необходимостью выявления педагогических условий обеспечения преемственности экологического образования в системе «детский сад - начальная школа» и отсутствием соответствующих методических рекомендаций.
Данным исследованием 
затрагиваются и такие 
Обосновав во введении актуальность темы исследования, определив уровень научной разработанности его проблемы, выявив целый комплекс противоречий, требующих скорейшего и эффективного разрешения, сформулированы основные параметры данного исследования: объект и предмет, цель и задачи, описаны методологические основы и методы исследования, раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Рассматривая теоретические основы непрерывного экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, был проведен ретроспективный анализ данной проблемы в отечественной педагогической теории и практике, были затронуты некоторые теоретические аспекты процесса непрерывного экологического образования и концепции современного естествознания. Выполняя задачу построения цельной и логически непротиворечивой картины мира, экообразование стало важнейшим компонентом современных образовательных систем.
В рамках настоящего исследования 
мы определяли процесс преемственности эколог
Проблема преемственности между дошкольной и школьной ступенями экологического образования рассматривалась нами не только как подготовка детей к обучению в школе, но и как основа формирования научного мировоззрения и современной картины мира в непрерывном процессе естественнонаучного образования, где основную роль в решении этой задачи предстоит выполнить средней общеобразовательной школе и другим массовым образовательным учреждениям, а именно: дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей. Целостная структура процесса непрерывного естественнонаучного образования детей в системе «детский сад - начальная школа», предопределенная направленностью на развитие личности в процессе познавательной деятельности, характеризуется тесной взаимосвязью ее основных компонентов и отражена в модели преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, построенной на основе его сущностно-содержательной и структурно-функциональной характеристики, состоящей из четырех блоков: процессуального, содержательного, деятельностного и критериального и создающей возможность охватить в единой системе специфику исследуемого процесса.
Участники процесса естественнонаучного образования - дошкольники (старшая и подготовительная группы) и младшие школьники (1-4 кл.), воспитатели, учителя начальных классов, администрация детского сада и школы, родители, условия обучения. Преемственность процесса экологического образования в педагогической системе «детский сад -начальная школа» характеризует преемственность в целях, в содержании, в организации деятельности, в достигаемых при этом результатах.
Основной целью 
Данное исследование 
может быть продолжено в таких 
направлениях как организация процесса 
преемственности в