Анализ опыта осуществления преемственности между детским садом и начальной школой в области экологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 06:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления преемственности в экологическом обучении между дошкольным учреждением и школой.
Гипотеза исследования. Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения экологии, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей, обеспечивает достаточный уровень экологической готовности при поступлении ребенка в школу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Понятие преемственности в работе детского сада и начальной школы 5
1.2. Концептуальные основы исследования вопросов преемственности 10
II. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКООБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 18
2.1 Реализация преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы в области экообразования 18
2.2. Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности в области экологического образования (на примере МБ ДОУ «Д/с пос. Ст. Малоархангельск» и МБ ОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа») 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ опыта осуществления преемственности между детским садом и начальной школой в области эк. обр..doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Без новой системы  взглядов на мир и место человека в нем будущие поколения обречены на физическое уничтожение. Решение экологических и социальных проблем как глобального, так и регионального характера, возможно только при создании нового типа культуры, современной, качественной экологизации образования, соответствии актуальным потребностям личности и гражданского общества, формировании личной ответственности подрастающего поколения за состояние окружающей среды. Экологизация системы образования выступает как средство интеграции естественнонаучных знаний, это характеристика проникновения экологических идей, принципов, подходов в другие дисциплины. Сложная экологическая обстановка в мире и низкий уровень экологической культуры диктуют необходимость все более настойчиво совершенствовать естественнонаучное образование и экологическое просвещение населения.

В контексте темы настоящего исследования преемственность между  дошкольной и школьной ступенями  образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Дошкольное воспитание должно стать полноценным преддверием начальной школы. Характерная черта старшего дошкольника - устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности - игре, общении, конструировании и т.д. В дошкольном детстве получают развитие творческие познавательные способности, закладываются важнейшие черты будущей личности ребенка: отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым, формируется эмоционально-нравственная сфера, способность переживать радость бытия. Он проявляет любознательность, наблюдательность, любит экспериментировать. Обучение в 1 классе начинается учителем не с нуля, а идет углубление знаний, полученных детьми в дошкольном учреждении.

Проблемам преемственности  в образовании посвящено значительное число исследований. В настоящее  время пока нет единого подхода  к определению понятия преемственности  и его статуса. Очевидно, что преемственность - многостороннее явление и в разных своих аспектах может проявляться по-разному. Различные авторы по-разному трактуют преемственность: как закономерность, принцип, процесс, условие, требование, фактор, способ, средство и т. д. Преемственность является объективной закономерностью развития вообще. Ее можно рассматривать как связь между явлениями в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы, растет на основе старого, с принятием его, в борьбе с ним, ибо без сохранения не может быть обогащения и накопления, без отрицания нет развития и обновления. Преемственность не тождественна повторению, хотя и предполагает удержание, сохранение в «новом» определенных элементов «старого». Эти элементы не переносятся механически из прошлого в настоящее, а существуют в нем в преобразованном виде, зависящем от конкретных условий возникновения новой качественной определенности. Отсюда и множественность трактовки преемственности.

Модель преемственности  в экологическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста подразумевает дальнейшее развитие и углубление естественнонаучного образования за счет обновления его содержания факультативными и элективными курсами естественнонаучной направленности, общекультурное развитие личности, интеграция знаний в процессе формирования мировоззрения, создание единой системы индивидуальной работы с одаренными учащимися и т.д. Все это определяет целевой компонент целостного процесса экологического образования.

Содержание, являясь одним  из основных компонентов системного процесса экологического образования, в свою очередь является системой, состоящей из таких компонентов как когнитивный опыт личности (система знаний о природе, картина мира), опыт практической деятельности (внешние, внутренние, общие и специальные умения и навыки), опыт творчества (готовность к творческому преобразованию действительности) и опыт отношений личности (оценочное отношение к миру, к деятельности, к людям). Реализация преемственности в содержании естественнонаучного образования в педагогической системе «детский сад - начальная школа» заключается в использовании знаний об окружающем мире, формирующихся в детском саду как опорных, для организации следующего этапа естественнонаучного образования в начальной школе, в тесной связи нового содержания экологического образования с предшествующим, в разнообразии учебных программ, факультативных и элективных контактов с окружающим миром.

Преемственность содержания экологического образования заключается в переходе от интуитивного ознакомления с миром к теоретическому осмыслению наблюдаемого, в соответствии его доступности реальным учебным возможностям детей того или иного возраста, его сложности - структуре учебных планов и программ, его объема - имеющемуся времени, его качества - учебно-методической и материальной базе образовательных учреждений, подготовке воспитателя и учителя, способам изложения знаний, порядку введения и оптимальному количеству изучаемых научных понятий и терминов. Все это затруднено ростом научных знаний об окружающем мире и сложностью их дидактической обработки для малышей, недостаточностью опыта сочетания дидактики дошкольного образовательного учреждения и начальной школы.

Целостному отражению  в содержании экологического образования задач гармоничного развития личности, формирования ее базовой и образовательной культуры, сохранения постоянного интереса к познанию окружающего мира способствует применение новых, более сложных форм и методов организации экологического образования. Деятельностный компонент экологического образования включает в себя взаимодействие педагогов и обучаемых, их сотрудничество, организацию и управление педагогическим процессом экологического образования, преемственность в формах, методах, приемах и технологиях при организации процесса естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Познавательная деятельность в системе «детский сад - начальная школа» достаточно полно охватывается различными формами обучения, как основными (урок, занятие, экскурсии в природу и т.д.), так и дополнительными.

В основу уровневой дифференциации мотивации детей к познанию окружающего  мира нами положена теория формирования мотивации учения A.К. Марковой (шесть уровней мотивационного критерия). Поскольку в нашем исследовании рассматриваются дошкольники и младшие школьники, чей возраст отличается естественной любознательностью (период «почемучкиных» вопросов), мы исключили отрицательный уровень мотивации к познанию окружающего мира, оставив лишь «нейтральный уровень» для детей с несформированной мотивацией, третий и четвертый положительные уровни мы объединили в один «положительно-ситуативный», а пятый и шестой - в «личностно-инициативный». Таким образом, в исследовании мотивации мы выделяем три уровня ее развития: нейтрально-пассивный, положительно-ситуативный и личностно-инициативный. Для классификации респондентов по уровням развития мотивации использовалась методика А. К. Марковой, модифицированная автором к дошкольному и младшему школьному возрасту, методика выявления ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами «Альтернатива» В.А. Левина, С.Д. Дерябо.

В основу уровневой дифференциации процесса усвоения естественнонаучных знаний и учебных действий в системе  «детский сад - начальная школа» взяты  уровневые подходы к формированию знаний, умений, навыков.

B.П. Беспалько и  С.Л. Рубинштейна, теория поэтапного  формирования умственных действий  ПЯ. Гальперина. В ходе исследования  выделены следующие уровни усвоения  учебных действий (включая когнитивный  и практический компоненты): информационно-репродуктивный (обучаемый отличается способностью узнавать, опознавать, различать, распознавать объекты живой и неживой природы в ряду других подобных объектов, потребляет готовые знания, которые передает ему педагог, осваивает опыт деятельности по образцам); рефлексивно-продуктивный, заключающийся в сформированности первоначальных оценочных знаний о нормах отношений к различным явлениям природы и общечеловеческим проблемам (экологии, охране окружающей среды и т.п.), деятельность характеризуется умениями применять усвоенную информацию в практической сфере для решения поставленных задач и получения объективно новой информации и креативный (характеризующийся ярко выраженным познавательно-исследовательским направлением в развитии ребенка, его личностным интересом к знаниям, потребностью к сотрудничеству). Для классификации респондентов по уровням усвоения учебных действий использовались методика диагностики субъективного отношения к природе «Натурафил», вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» (когнитивный и практический компоненты), тест для диагностики знаний по экологии учащихся младшего школьного возраста (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо), тесты на выявление представлений об окружающем мире «Наша природа» и па сформированность естественнонаучных представлений у детей «Наша Галактика», «Движение Солнца, Луны и Земли», «Звезды и планеты».

Динамику третьего критерия - познавательной активности - можно  проследить также по трем уровням: пассивно-репродуктивному, проблемно-эвристическому и аналитико-прогностическому (А.В. Волохов, ИЛ. Гилинский). Результативный компонент процесса экологического образования отражает эффективность его протекания, характеризует достижения в соответствии с поставленными целями и задачами. Для выявления уровней сформированности данного критерия использовались методика Б.А. Федоришна, субтесты познавательной активности методики «Натурафил».

Для обеспечения преемственности в естественнонаучном образовании необходимо соблюдение организационно-педагогических и дидактических требований, полноты состава действий, целостности, скоординированности, синхронизации отдельных компонентов системного процесса естественнонаучного образования, сбалансированности по всем ресурсам, контролируемости, чувствительности к сбоям и т.д. На базе общих условий реализуется группа частных условий, которые отражают специфику содержания, особенности деятельности детского сада и начальной школы в условиях новой образовательной среды. Это разработка концепции и образовательных программ, внедрение элективных и факультативных курсов экологического направления, разнообразие содержания, форм, методов, средств, приемов и технологий обучения детей в процессе экологического образования. К группе специфических условий, основывающихся на вышеперечисленных группах условий, относится реализация органической связи экологического образования с процессами воспитания и развития личности, доведение до сознания каждого ребенка на доступном уровне идей, принципов, понятий, актуальности, приоритетности и практического значения естественнонаучного образования, формирование у него средствами образования устойчивых качеств личности, положительных мотивов познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, мировоззрения, планетарного и экоцентрического мышления, осознания своего места в окружающем мире, своей неразрывной связи со Вселенной.

Таким образом преемственность в экологическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста предопределена направленностью на развитие личности в процессе познавательной деятельности, обеспечивает последовательность, системность и целостность, связь образовательных процессов дошкольного учреждения и начальной школы и является важным условием непрерывности процесса экологического образования, пропедевтической основой подготовки детей к изучению школьных предметов естественного цикла.

Разработанная модель преемственности в экологическом образовании, построенная на основе его сущностно-содержательной и структурно-функциональной характеристики и состоящая из процессуального, содержательного, деятельностного и критериального блоков, создает возможность охватить в единой системе специфику исследуемого процесса, повысить его эффективность в педагогической системе «детский сад -начальная школа».

Преемственность в содержании экологического образования, включающем в себя такие компоненты, как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности, обусловливает такое соотношение и сочетание образовательного материала, структуры учебных программ и учебной информации, факультативных и элективных курсов, которое обеспечивает сочетание дидактики дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, опережающий характер экологического образования, поэтапное формирование всесторонности знаний о природе и человеке, научного мировоззрения, целостной научной картины мира, соответствующей современным представлениям и достижениям науки.

Анализ исследования преемственности будет рассмотрен в следующей главе курсовой работы при проведении комплексных исследований работы ДОУ и начальной школы.

 

II. Анализ реализации ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В области экообразования ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1 Реализация преемственности в  работе дошкольного учебного  учреждения и начальной школы в области экообразования

 

Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

Школа и детский сад  – два смежных звена в системе  образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за  собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Анализ реализации преемственности  между ДОУ и начальной школой в сфере экологического образования проведем на примере работы МБ ДОУ «Детский сад пос. Ст. Малоархангельск» и МБОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа»; перенос акцента в содержании методической работы на развитие интеллекта, культуры, кругозора, системности мышления учащихся.

Таким образом, преемственность  обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между  дошкольными группами и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольных групп и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Информация о работе Анализ опыта осуществления преемственности между детским садом и начальной школой в области экологического образования