Анализ опыта осуществления преемственности между детским садом и начальной школой в области экологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 06:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления преемственности в экологическом обучении между дошкольным учреждением и школой.
Гипотеза исследования. Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения экологии, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей, обеспечивает достаточный уровень экологической готовности при поступлении ребенка в школу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Понятие преемственности в работе детского сада и начальной школы 5
1.2. Концептуальные основы исследования вопросов преемственности 10
II. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКООБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 18
2.1 Реализация преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы в области экообразования 18
2.2. Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности в области экологического образования (на примере МБ ДОУ «Д/с пос. Ст. Малоархангельск» и МБ ОУ «Совхозская средняя общеобразовательная школа») 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ опыта осуществления преемственности между детским садом и начальной школой в области эк. обр..doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

Модернизация системы  образования особо актуализировала  проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.

Проблема преемственности  всегда была в центре внимания отечественной  психолого-педагогической науки Б.Г. Ананьев[1], Ш.И. Ганелин [5], В.В. Давыдов [7], В.Т. Кудрявцев [19], А.А. Люблинская [23], М.Р. Львов [22]. Методические вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в исследованиях, посвященных обучению математике Р.А. Должикова [8], Е.А. Конобеева [17], Е.Э. Кочурова [18], И.А. Попова [24].

Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформерованности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе. Обучение в школе, начиная с 6 лет, ещё более актуализирует проблему преемственности. Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к обучению экологии.

Объект исследования: бучение экологии детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальных классов школы.

Предмет исследования: преемственность в работе по экологическому обучению детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.

Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления  преемственности в экологическом обучении между дошкольным учреждением и школой.

Гипотеза исследования. Реализация принципа преемственности  между дошкольным образовательным  учреждением и начальной школой в процессе обучения экологии, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей, обеспечивает достаточный уровень экологической готовности при поступлении ребенка в школу.

Задачи исследования следующие:

1. Изучить теоретический  аспект преемственности в обучении  детей экологическим знаниям.

2. Обосновать психолого-педагогическую готовность ребенка к школе.

3. Раскрыть содержание  преемственности в работе дошкольного  учреждения и школы по экологическому обучению.

4. Охарактеризовать показатели  готовности детей дошкольного  возраста к экологическому обучению в начальной школе.

При написании данной работы применялись методы анализа  синтеза и обобщения при рассмотрении теоретического материала, а также  метод сравнения при изучении различных источников.

Теоретическая значимость исследования состоит том, что обоснованы требования системного и личностно ориентированного подходов в реализации принципа преемственности в обучении дошкольников и учащихся начальной школы экологии, определены признаки реализации принципа преемственности, обоснованы типы и виды личностно-развивающих задач и заданий, необходимых для развития самостоятельности детей в учебной деятельности.

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ  В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1. Понятие преемственности в работе детского сада и начальной школы

 

Школа и детский сад  – два смежных звена в системе  образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному  развитию детей. Это объясняется  такими объективными причинами, как  научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование  содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.

Проблема преемственности  в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль  о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе» [30, С.90]. Если говорить о взаимосвязи школы и дошкольного образования, то уместно процитировать точку зрения ведущего деятеля педагогической науки и школы США конца XIX - начале XX века Джона Дьюи: «С точки зрения житейских интересов ребенка, большим недостатком современной школы является невозможность связать те знания, которые ребенок приобретает в жизни с тем, что дает школа» [9, С.56].

Исторически постановка проблемы преемственности, которая решалась в основном с точки зрения подготовки детей к школе, совпала с моментом введения в детский сад систематического обучения в форме занятий. В 60-е годы XX века система регламентированных занятий получила широкое распространение. Ориентация шла на требования школы: быть дисциплинированным, внимательным, слушать инструкции взрослого, иметь развитую речь. 90-е годы XX века характеризуются прямо противоположной крайностью. Некоторые педагоги стали преувеличивать возможности образовательных функций игры, подчиняя ее решению дидактических задач. В рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной.

Принцип преемственности  на современном этапе становится предметом особого психолого-педагогического анализа.

А.М. Леушина отмечает, что преемственность - это внутренняя органическая связь общего, физического  и духовного развития на грани  дошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка при переходе от одной ступени формирования личности к другой. Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой [21, С.32].

Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности  связей между детским садом и  школой позволяют выделить следующие  группы проблем:

1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в  формах и методах образовательной  работы.

3. Преемственность педагогических  требований и условий воспитания  детей.

Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности

Одним из ведущих принципов образования является принцип преемственности основных типов образовательно-воспитательных учреждений, который обеспечивает возможность перехода от одних ступеней образования к другим (детский сад, начальная школа).

Так, В.В. Давыдов справедливо отмечает, что традиционно «принцип преемственности лежит в обеспечении связей между построением учебных предметов для начальной школы и тем типом жизненных знаний, слияния форм научных и житейских понятий в программах и учебниках» [7, С.86]. Программы и учебные планы обеспечивают объективные условия преемственности. Например, программа дошкольного образования «Малятко» [29, С.79], определяет круг задач для первого звена в системе образования, согласуется с комплексом требований, которые ставит перед выпускником дошкольного учреждения начальная школа, «Программы для средней общеобразовательной школы, 1 - 2 классы» [28, С.57].

Вместе с тем, апробируя  систему новых дидактических  принципов (вместо принципа доступности - принцип развивающего обучения; вместо принципа наглядности - принцип предметности и т.д.). В.В. Давыдов считает целесообразным сохранить принцип взаимосвязи и преемственности, однако «это должно связывать качественно разные стадии обучения - разных как по содержанию, так и по способам подачи их детям» [7, С.81]. Это означает что с приходом в школу, ребенок должен почувствовать новизну и своеобразие тех понятий, их отличие от дошкольного обучения.

По мнению Л.С. Выготского если содержание школьного образования  выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе [4, С.73].

По словам автора популярного  пособия по развитию математических способностей детей младшего дошкольного  возраста В.И Стаховской, иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов  начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.) [24, С.92].

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять  свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

По словам Сохиной, ребенка  в детском саду, кроме программных  требований к знаниям и умениям, также необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других [26, С.90].

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного  объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет, прежде всего, к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных факторов обучения детей в школе.

Для перехода от дошкольного  обучения к школьному, учителям начальных классов необходимо выполнять рекомендации:

1. Нельзя игнорировать  объективные возрастные закономерности  развития ребенка, характерные  для шестилетнего возраста.

2. Учитывать все рекомендации  медиков и психологов во избежание  переутомления и перегрузки детей.

3. Избегать резкого  перехода к использованию новых  методов и способов работы  в процессе обучения малышей.

4. Использовать в своей  работе дидактические, двигательные  игры, игры-путешествия и т. д.

5. Постоянно поддерживать  у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.

6. Не использовать  авторитарные методы руководства  в работе с младшими школьниками  и их родителями.

7. Создавать условия  комфорта, доброжелательности, прививать  любовь к школе.

8. Работать в тесном  сотрудничестве с воспитателями,  психологами, родителями детей.

Таким образом, сделаем  выводы, что преемственность - это  связь, предполагающая с одной стороны  направленность воспитательно-образовательной  работы дошкольного учреждения на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы. Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Только такой подход может придать педагогическому  процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.

1.2. Концептуальные основы исследования  вопросов преемственности

 

В настоящее время  Россия переживает период, когда прежние  ценностно-нравственные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще только начинают оформляться. В этих условиях засилья эзотерических течений, подмены псевдонаучными знаниями представлений об устройстве мира, когда со страниц массовых газет и журналов, экранов телевизоров, Интернета и т.д. хлынул поток околонаучной или откровенно антинаучной информации, а современные молодые люди интересуются различными объединениями, стоящими на грани смешанного и религиозного мировоззрений, на первый план выходит проблема формирования основ именно научного мировоззрения у детей и молодежи.

Для детей экологическое образование есть способ решения важных для них проблем образования, выбора жизненных ценностей и ориентиров, расширения круга общения, будущего профессионального самоопределения. Именно знания об окружающем мире, сформированные в дошкольном образовательном учреждении, послужат пропедевтической основой ознакомления с окружающим миров в начальной школе, построения системы естественнонаучных знаний о строении и эволюции Вселенной при изучении курсов физики, химии, математики, биологии, географии и т.д. в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, причем не абстрактной, отвлеченной от личности школьника, а гуманизированной и гуманитаризированной, приближенной к личности человека, к общественному бытию, осознанию культурных и нравственных ценностей, составляющей основу построения духовного стержня будущего образовательного слоя населения, несущего ответственность за сохранение уникальной природы Земли и разумной жизни на ней.

Информация о работе Анализ опыта осуществления преемственности между детским садом и начальной школой в области экологического образования