Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:09, реферат
Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни  ребёнка: начинается систематическое  обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность  в самовыражении.
Образование в начальной  школе является базой, фундаментом  всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
Введение…………………………………………………………2
Анализ образовательной программы начальной школы
с учетом требований ФГОС…………………………………….2
Характеристика образовательной программы начальной
Школы……………………………………………………………?
Психолого-педагогические особенности реализации
образовательной программы  начальной школы в
«Шипуновская СОШ»…………………………………………..?
Заключение………………………………………………………?
Список литературы……………………………………………...?
В младшей школе участниками образовательного процесса являются обучающиеся в возрасте от 6 до 11 лет, родители обучающихся и педагогический коллектив, работающий на младшей ступени и состоящий из:
(Медицинское обслуживание обучающихся в Учреждении обеспечивается медицинским работником Шипуновского ФАПа на основании Положения о сельских ФАПах).
В начальной школе работают 8 педагогов, включая учителей предметников, что составляет 50% от общего числа педагогов школы.
1 педагог имеет высшую категорию, 3 педагога имеют первую категорию, что составляет 50% от общего количества учителей начальной школы.
Повышение квалификации прошли все педагоги начальной школы, а учителя, работающие с 1 сентября в условиях новых образовательных стандартов, прошли повышение квалификации в 2010г. и в 2011г.
Начиная с 1 сентября в школе была создана Рабочая группа по созданию образовательной программы, в которую вошли учителя начальных классов («Школа России»), учителя предметники и администрация школы, План мероприятий по подготовке введения новых ФГОС начального образования, согласно которому в течение года велась систематическая работа по данному направлению, регулярно проводились семинары и консультации.
Для разработки образовательной программы были использованы инновационные разработки педагогического направления «Школа России», которые нашли свое отражение, как в предметных рабочих программах данного направления, так и в инновационных разработках отдельных педагогов таких как:
В течение учебного года 
были проведены ряд семинаров 
по разработке образовательной программы, 
на которых обсуждались 
Образовательная программа была рассмотрена и принята на Совете школы. Родители проявили искренний интерес к содержанию программы, задав ряд острых вопросов.
При переходе школы на новый ФГОС были определены этапы перехода и управленческие функции, нашедшие свое отражение в новых должностных инструкциях учителя начальной школы и заместителя директора по УВР, в Положении о промежуточной аттестации.
Для работы в условиях ФГОС все педагоги, работающие по новой образовательной программе, прошли курсы повышения квалификации. Для педагогов, реализующих образовательную программу, был разработан механизм стимулирования оплаты труда.
100% педагогов, работающих 
над реализацией программы 
Количество первых классов, которые переходят на ФГОС НОО с 01.09.2011
Класс  | 
  ФИО  | 
  Категория  | 
  Повышение квалификации по ФГОС (дата и место)  | 
1  | 
  Кайгородова М.А.  | 
  первая  | 
  июнь 2011, ОМГПУ  | 
Наиболее значимые выступления на Методическом объединении начальных классов и на педсовете педагогов начальных классов в 2010-2011 году (Кайгородовой М.А., Патриной Г.И., Лузиной Н.С.)
  Для всех учащихся первого 
класса школой были закуплены 
УМК в соответствии с 
УМК ШКОЛА РОССИИ
Начальная школа  | ||||||
Предмет  | 
  № по списку  | 
  Класс  | 
  Программа (название автор)  | 
  Учебник (название; автор)  | 
  Издательство  | 
  Кол-во часов  | 
Русский язык  | 
  93  | 
  1  | 
  Авторская программа «Обучение грамоте и развитие речи» Автор В.Г.Горецкий  | 
  Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука  | 
  Просвещение 2011  | 
  5/165  | 
Литературное чтение  | 
  98  | 
  
   
 1  | 
  Авторская программа «Литературное чтение 1 класс» Автор Л.Ф.Климанова  | 
  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение  | 
  Просвещение 2011.  | 
  4/132  | 
Окружающий мир  | 
  
   
 118  | 
  
   
 1  | 
  Авторская программа «Окружающий мир» Автор А.А. Плешаков 
  | 
  Плешаков А.А. Окружающий мир 1класс,  | 
  Просвещение 2011.  | 
  2/66  | 
| 
   
 Музыка  | 
  
   
 78  | 
  
   
 1  | 
  Авторская программа «Музыка 1 класс» Авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеев  | 
  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., ШмагинаТ.С. Музыка 1 класс,  | 
  Просвещение 2010  | 
  1/33  | 
Изобразительное искусство  | 
  122  | 
  
   
 
 1  | 
  Авторская программа «Изобразительное искусство 1 класс» Автор Б.М. Неменский  | 
  Неменская Л. А. /Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство  | 
  Просвещение 2010  | 
  1/33  | 
Технология  | 
  376  | 
  1  | 
  Авторская программа «Технология 1» Автор Н.М. Конышева  | 
  Н.М. Конышева «Технология».  | 
  Ассоциация XXI век2010  | 
  1/33  | 
| 
   
 Физическая культура культура  | 
  
   
 126  | 
  
   
 1  | 
  Авторская программа «Комплексная программа по физической культуре» Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич  | 
  Лях В.И. Физическая культура 1-4 класс  | 
  Просвещение 2010.  | 
  3/102  | 
В школьной библиотеке все педагогики могут пользоваться дополнительной литературой по введению ФГОС:
1. Федеральный государственный 
образовательный стандарт 
2. Примерная основная 
образовательная программа 
3. Примерные программы 
по учебным предметам. 
4. Учебно-методических материалы, разработанные педагогами школы.
В библиотеке каждый учитель будет иметь возможность пользоваться компьютером, Интернетом, проектором и принтером.
ВШК КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА
на основе ресурсного 
и компетентностно-
(уровень созданных условий 
реализации основной 
общего образования, в т. ч. кадровых,
информационно-методических, материально-технических и иных условий)
Критерий  | 
  Показатель  | 
  Формат  | 
  Методы, технологии  | 
  Субъекты реализации ВШК  | 
Качество обучающей предметной деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
  Качество планирования и организации уроков по предмету  | 
  Мониторинг  | 
  Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков  | 
  Заместитель директора по УВР, руководитель МО, учителя-предметники  | 
Микроисследования  | 
  Разработанная для каждого 
  микроисследования   | |||
Качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД)  | 
  Мониторинг  | 
  Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков  | ||
Качество деятельности по 
  реализации требований по сохранению 
  здоровья    | 
  Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков. Изучение психологического состояния ученика, степени удовлетворения его познавательных потребностей  | |||
Качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ  | 
  Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков  | |||
Качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся  | ||||
Качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе  | 
  Критериальная система оценивания предметных внутришкольных событий в рамках образовательных программ школы  | |||
Качество деятельности по 
  организации внешкольной   | 
  Критериальная система оценивания внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.  | |||
Качество реализации требований Закона "Об образовании" к организации деятельности по обучению детей с ОВЗ  | 
  Критериальная система оценивания качества условий обучения детей с ОВЗ  | 
  Заместители директора по УВР и ВР, медицинские работники  | ||
Качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы  | 
  Мониторинг, микроисследования  | 
  Критериальная система оценивания качества предметного кабинета и образовательного пространства школы  | 
  Заместители директора по УВР и ВР, руководитель МО  | |
Качество деятельности педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника"  | 
  Мониторинг, тематические микроисследования  | 
  Критериальная система оценивания качества внеурочной деятельности (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. п.)  | 
  Заместители директора по УВР и ВР, руководитель МО.  | |
Качество реализации системы воспитательной работы  | 
  Содержание и структура программы воспитательной работы (в соответствии с ФГОС: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни)  | 
  Микроисследования  | 
  Периодическое сопоставление сетевого графика и/или "дорожной карты" программы воспитательной работы с реальным ходом выполнения программы с целью коррекции  | 
  Заместитель директора по ВР, руководитель МО  | 
Качество реализации программы воспитательной работы  | 
  Мониторинг  | 
  Критериальная система оценивания событий, объектов воспитательной программы  | 
  Заместитель директора по ВР  | |
Качество работы с родителями  | 
  Микроисследования  | 
  Критериальная система оценивания совместной деятельности школы и родителей по реализации образовательной программы  | 
  Заместители директора по УВР и ВР  | |
Качество научно-методической системы школы  | 
  Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя  | 
  Мониторинг  | 
  Критериальная система оценивания уровня компетентности учителя для определения направления профессионального развития  | 
  Заместители директора по УВР и ВР, руководитель МО  | 
Психологическое состояние членов педколлектива, их отношение к работе  | 
  Критериальная система оценки наличия профессионального выгорания  | |||
Качество методической деятельности МО  | 
  Критериальная система оценки качества методической деятельности МО  | |||
Качество реализации программы педагогического эксперимента  | 
  Критериальная система оценки ОЭР в школе  | |||
Качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы  | 
  Критериальная система оценки процесса и результатов деятельности подразделений школы  | |||
Качество деятельности социально-психологической службы  | 
2.Характеристика образовательной программы начальной школы
"Школа Росcии" - это учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.
УМК "Школа 
России" включает в себя  завершенные 
линии учебников по всем основным предметам 
начального образования: 
- Обучение грамоте 
и чтению. 
Русская азбука. Авторы:  Горецкий 
В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. 
- Русский язык (2 линии). 
Авторы:  Зеленина 
Л.М., Хохлова Т.Е. 
Авторы:  Канакина 
В.П., Горецкий В.Г. 
- Литературное чтениe. Автор  Климанова 
Л.Ф. 
- Математика. Авторы:  Моро 
М.И. и др. 
- Окружающий мир. Автор Плешаков 
А.А. 
- Изобразительное 
искусство (2 линии). 
Авторы:  Неменская 
Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); 
Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских 
А.С. (3 класс). 
Авторы:  Шпикалова 
Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. 
(2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова 
Л.В., Величкина Г. А. (3 класс). 
 
Все учебники включены в Федеральный перечень 
учебников, рекомендованных Министерством 
образования и науки Российской Федерации, 
на 2010-2011 учебный год;  отвечают требованиям 
действующего  Государственного стандарта 
начального общего образования; обеспечивают 
преемственность с дошкольным и основным 
общим образованием. 
 
УМК создан  на достижениях педагогической 
науки и практики с опорой на новые теоретические 
концепции;  обеспечивает общие методические  
подходы к преподаванию всех предметов 
в начальном звене; работа по этим учебникам 
позволят ребенку адаптироваться в школьном 
коллективе, накопить необходимые знания 
и умения для дальнейшего успешного обучения; 
в полном объеме учитываются индивидуальные 
особенности детей. 
 
Главная идея программы: 
“Школа России” создается в России и 
для России. Программа Школа России должна 
стать школой духовно-нравственного развития. 
Именно такая школа будет достойна России. 
 
Цели обучения: 
1) создание условий для развития личности 
младшего школьника, реализации его способностей, 
поддержка индивидуальности; 
2) освоение младшим школьником системы 
знаний, общеучебных и предметных умений 
и навыков; 
3) формирование у ребенка интереса к учению 
и умения учиться; 
4) формирование здоровьесберегающих навыков, 
обучение основам безопасной жизнедеятельности. 
 
Принципы: 
- приоритет воспитания в образовательном 
процессе; 
- личностно-ориентированный и деятельностный 
характер обучения; 
- сочетание инновационных подходов с 
традициями отечественного образования.
Основной 
особенностью методов и форм является 
то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой 
и творческой деятельности младших 
школьников. Такой подход предусматривает 
создание проблемных ситуаций, выдвижение 
предположений, поиск доказательств, формулирование 
выводов, сопоставление результатов с 
эталоном. При таком подходе возникает 
естественная мотивация учения, успешно 
развивается способность ребенка понимать 
смысл поставленной задачи, планировать 
учебную работу, контролировать и оценивать 
ее результат. Проблемно-поисковый подход 
позволяет выстраивать гибкую методику 
обучения, хорошо адаптированную к специфике 
учебного содержания и конкретной педагогической 
ситуации, учитывать индивидуальные особенности 
детей, их интересы и склонности. Он дает 
возможность применять обширный арсенал 
методов и приемов эвристического характера, 
целенаправленно развивая познавательную 
активность и самостоятельность учащихся. 
При этом демонстрируется возможность 
существования различных точек зрения 
на один и тот же вопрос, воспитывается 
терпимость и уважение к мнению другого, 
культура диалога, что хорошо согласуется 
с задачей формирования толерантности. 
 
В комплект входят учебники и учебные 
пособия нового поколения, отвечающие 
требованиям к современной учебной книге. 
При этом в нем бережно сохранены лучшие 
традиции русской школы, учитывающие известные 
принципы дидактики, в частности учет 
возрастных особенностей детей, постепенное 
нарастание трудности в предъявлении 
учебного материала и др. Авторы учебников 
и учебных пособий взяли на вооружение 
все лучшее, что было накоплено и апробировано 
в практике отечественного образования, 
доказало свою доступность для учащихся 
младшего школьного возраста, гарантирует 
достижение положительных результатов 
в обучении и реальные возможности личностного 
развития ребенка.
Комплект учебников 
"Школа России" представляет собой 
целостную модель, построенную на 
единых концептуальных основах и 
имеющую полное программно-методическое 
обеспечение. При этом учебно-методическому 
комплекту приданы такие качества, как 
фундаментальность, надёжность, стабильность, 
открытость новому, которые должны быть 
неотъемлемыми характеристиками начальной 
школы для того, чтобы она могла с успехом 
выполнять свое высокое предназначение. 
 
Обобщающими характеристиками 
содержания комплекта являются следующие: 
- Личностно-развивающий характер образования 
с приоритетом духовно-нравственного 
развития ребенка. 
- Граждански-ориентированный характер 
образования, предусматривающий воспитание 
ребенка гражданином своей страны, развивающий 
чувства гражданственности и патриотизма. 
- Глобально-ориентированный характер 
образования, отвечающий новым задачам 
образования в эпоху глобализации. 
- Экоадекватный характер образования 
с приоритетным вниманием к проблемам 
экологической этики, воспитанию любви 
и бережного отношения к природе.