Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:02, дипломная работа

Краткое описание

дипломной работе определены следующие задачи:
- рассмотреть общие понятия и типы культуры;
- показать истоки предпринимательской культуры, ее сущность и классификацию;
- проанализировать образовательную программу «Технология» как основу для развития культуры предпринимательской деятельности школьников;
- изучить культуросообразный подход к разработке творческих проектов в образовательной области «Технология»;
- выявить возможности развития предпринимательской культуры у школьников в ходе разработки творческого проекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное – строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач. Логика выполнения проектов основывается на включении обучающихся во все этапы проектной деятельности, коллективную и индивидуальную работу, сотрудничество в группах.

Совместное разрешение внутригрупповых проблем сближает учащихся, придает общественную значимость решаемым проблемам. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий, налаживаются и выстраиваются связи теоретических знаний с практическими умениями.

Ведущим в обучении технологии является личностно-ориентированный, активно-деятельностный, комплексный подход к учащимся, в процессе которого используются широкий спектр проблемных, поисковых, исследовательских методов, дизайн-анализ объектов проектной деятельности, различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций, наблюдения за технологическим оборудованием в действии, машинами и орудиями труда, лабораторно-практические работы, сельскохозяйственные опыты.

Система обучения учащихся проектной деятельности остается «открытой», в нее могут добавляться те или иные дидактические приемы, методы обучения, учитывающие различные факторы и условия целостного решения технологической проблемы, так как наибольшей эффективностью обладают различные их сочетания.

К настоящему времени накоплен определенный опыт в планировании, организации, выполнении и оценке творческих проектов учащихся. Усилилось внимание к гуманизации содержания их технологической подготовки, формированию у них творческих и исследовательских способностей. Этому способствует и то, что минимум содержания образовательной области «Технология» как обязательный элемент предусматривает модуль «Основы проектирования», а понятия и виды деятельности закладывают единую основу технологической подготовки, которые достаточно легко, с учетом возрастных особенностей учащихся, позволяют применять метод проектов в начальной, основной и средней школе.

На основании существующей практики можно говорить о становлении культуросообразного подхода в построений структуры содержания «Технологии», которое не ставит своей обязательной задачей усвоение учащимися жестко заданного набора технологий, а способствует формированию и развитию у них общих способов организации проектной деятельности, основанных на знании свойств материалов, приемов и технологий их обработки, средств труда, конструктивных особенностей существующих технических систем, механизмов и истории их создания.

Проектная культура как  часть общей культуры — культуры созидательной преобразующей деятельности — должна стать стилем мышления учащихся, а непосредственное их участие в реализации проектов под руководством учителя (мастера производственного обучения) позволит сформировать у них целостные представления о понимании взаимосвязи созидательного труда и роли человека в созидании.

В настоящее время метод проектов широко применяется в школах многих стран мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать познания учащихся из разных областей, применить их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, ценности.

Обновленное содержание образовательной области «Технология» способствует этому. В нем синтезируются, тесно переплетаются научно-технические, технологические, естественнонаучные, гуманитарные, предпринимательские, экологические и другие знания, которые в процессе проектирования и изготовления объектов становятся важными и личностно значимыми для учащихся, направленными на освоение ими нового практического опыта. Используется все лучшее из отечественной конструкторско-технологической системы обучения, традиционно основанной на решении двух основных развивающих задач: активизации мышления учащихся на примере рассмотрения нескольких вариантов конструкции изделия (объекта труда) и подведении их к обоснованному оптимальному выбору ее и технологического процесса изготовления изделия.

Метод проектов расширяет, дополняет и усиливает эти  возможности, позволяя сделать учебно-воспитательный процесс более целостным, системным, ориентированным на общечеловеческие ценности, отвечающим целям и задачам современной культуросообразной школы.

В результате технологической подготовки в процессе осмысленного и организованного труда, который несет в себе воспитывающий потенциал, учащиеся должны развить определенные личностные качества: трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, бережливость, уважительное отношение к людям и умение взаимодействовать с ними.

Внеурочные мероприятия также могут входить в структуру организации проектной деятельности, например, олимпиады школьников по «Технологии» в виде конкурса творческих проектов как заключительный и обобщающий этап технологической подготовки. Они проходят как праздник мастерства и творчества.

Программа школьного  курса «Технология» предусматривает выполнение учащимися в каждом классе творческого задания, интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности – учебной, производственной, бытовой и др.

Цели и задачи:

Сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.

В результате выполнения проектов у школьников воспитываются  трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность, формируются положительные потребности и интересы, что способствует их самоопределению и самореализации.

Тематику проектных  изделий можно рассматривать  в целом, она может быть достаточно широкой практически по каждому разделу технологии. Некоторые проекты могут быть интегрированными, т.е. наряду с технологией охватывать содержание и других учебных предметов.

Методика организации  выполнения проектов: элементы творчества могут формироваться у учащихся уже при выборе тем для проектирования. Им должно быть предоставлено право самим определять темы проектов на основе анализа окружающей действительности. Они должны выявлять, какие вещи необходимы в данный момент. Кроме того, они должны уметь установить, возможно ли их изготовить, есть ли для этого необходимые знания, умения, материалы и инструменты.

Проекты рекомендуется  выполнять по следующим направлениям:

1. Решение конструкторско-технологических  задач по разработке и изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п.

2. Разработка и модернизация  технологии для изготовления  различных видов объектов из различных материалов и продуктов, использования вторичных ресурсов и т.п., с обязательной апробацией результатов.

3. Решение задач дизайна  производственных, учебных и жилых  помещений.

4. Разработка способов  и приемов рационального ведения хозяйства, благоустройство усадьбы и жилища.

5. Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.

Основные требования к выполнению проекта.[13:10].

Учащиеся выполняют  не менее одного проекта за учебный год. При выборе его темы необходимо учитывать потребности школы, семьи, общества в целом. Требования к выполнению и оформлению проекта зависят от возраста учащихся и класса обучения.

Для выполнения проектов учебной программой предусмотрено:

со 2-го по 4-й класс  – 14 часов;

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" st


Информация о работе Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии