Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:02, дипломная работа

Краткое описание

дипломной работе определены следующие задачи:
- рассмотреть общие понятия и типы культуры;
- показать истоки предпринимательской культуры, ее сущность и классификацию;
- проанализировать образовательную программу «Технология» как основу для развития культуры предпринимательской деятельности школьников;
- изучить культуросообразный подход к разработке творческих проектов в образовательной области «Технология»;
- выявить возможности развития предпринимательской культуры у школьников в ходе разработки творческого проекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в настоящее  время в стране сложилась такая  ситуация, что существующая этика хозяйственных и правовых отношений, сформировавшаяся в годы командно-административной экономики, не пригодна на этапе формирования рынка, не имеющего своего этического базиса. Если не изменить ситуацию продвижение к рынку будет резко тормозиться.

 

1.4 Предпринимательство и предпринимательская культура через восприятие школьников

 

Подготовка молодежи к труду  в условиях формирующихся рыночных отношений включает и приобщение их к основам предпринимательской  деятельности. Социальными факторами, определяющими актуальность раскрытия основ предпринимательства в ходе технологической подготовки старшеклассников, являются, во-первых, его растущий престиж и перспективы развития в России; во-вторых, интерес к новым формам хозяйствования, проявляемый ими, и их реальное включение в современные экономические отношения по собственной инициативе или благодаря усилиям учителя технологии.

Безусловно, оптимальные  условия для подготовки учащихся к предпринимательской деятельности создаются в школе или учебно-производственном комбинате, где организованно реальное производство материальных ценностей или оказание населению бытовых услуг. Школьники осваивают в этом случае экономические знания (планирование, расчет затрат, маркетинговые исследования, пути сбыта продукции, рентабельность и др.) непосредственно на практике. Но и при отсутствии условий для ее организации возможно в процессе технологической подготовки приобщить старшеклассников к основам предпринимательства и сформировать адекватное отношение к нему. Ведь столкнуться с предпринимательством доведется каждому. Одним, как менеджерам, организаторам команды производителей; другим, как сотрудникам, членам команды предпринимателя; третьим как заказчикам, потребителям, клиентам сферы услуг; четвертым как партнерам по экономической деятельности.

При раскрытии основ  предпринимательства следует обратить внимание на сбалансированность его прагматического и социально-нравственного аспектов. Прежде всего, потому, что переходный период на пути к еще к не сформировавшемуся цивилизованному рынку по-разному складывается отношение к бизнесу в целом и к малому, в частности. Неоднозначное отношение к предпринимательству в обществе отражается и на позициях школьников. Их социологический опрос, проведенный в различных областях России (Московской, Оренбургской, Челябинской) показал, что они по отношению к предпринимательству делятся на две диаметрально противоположные группы.[10:2]. Одни, как правило, отрицательно характеризуют бизнес. По их мнению, это спекуляция, обман, стремление жить в свое удовольствие, неразборчивость в выборе средств достижения цели.

Обычно на вопрос «Предполагаете ли заняться предпринимательством?» они отвечают отрицательно или пишут, что пока не решили.

По иному складываются ценностные ориентации у той категории  школьников , которые склонны в  будущем включиться в предпринимательскую деятельность. Характерно, что 95% из них считают знания, образование необходимым условием успеха. По их мнению, предпринимателю должна быть свойственна честность (65% ответов), способность идти на риск (37%), творческая активность (более 30%), готовность к благотворительности (более 16%).

Причина такого расхождения  при оценке предпринимателя как  личности и как субъекта экономической  деятельности в инерции общественного сознания. Пропаганда предпринимательства средствами массовых коммуникаций чаще бывает связана с идеей быстрого обогащения, а не с творческой, созидательной ролью предпринимателя как организатора производства, социального новатора.

Негативное обращение  к образу предпринимателя объясняется  и тем, что еще существует порой  связь бизнеса с криминальными структурами, преступное нарушение законов и этических норм, недобросовестная реклама и порой прямой обман потребителя.

Социально-нравственный аспект подготовки школьников к предпринимательской деятельности предполагает поиск ответов на ряд вопросов:

  1. Все ли могут стать предпринимателями?
  2. В каких социальных ролях может оказаться каждый человек по отношению к предпринимательской деятельности?
  3. Каково отношение к предпринимательству как социально-нравственному, а не только экономическому явлению?
  4. В чем состоит этика предпринимательской деятельности?

Для решения этих вопросов провели  анкетный опрос среди учащихся 8-10 классов Кузнецовской средней школы  Горномарийского района РМЭ, и вот  какие результаты получили: на первый вопрос положительно ответили 56% учащихся; при ответе на второй вопрос учащиеся выбрали роль: предпринимателя – 44%, потребителя – 100%, партнера – 34%, заказчика – 17%. На третий вопрос дали положительный ответ 83% учащихся.

Принимая во внимание различные  позиции человека по отношению к  предпринимательской деятельности, можно выделить три темы, которые могут быть раскрыты в процессе подготовки школьников к ее осознанию и освоению: этика предпринимателя; этика деловых коммуникаций между участниками совместной экономической деятельности (деловые отношения по горизонтали); деловой этикет менеджера (отношение по вертикали).

Этика предпринимателя  – это словосочетание принимается  нашими современниками неоднозначно. Одни считают, что соблюдение этических  норм в предпринимательской деятельности обязательно; другие думают, что эти  понятия вообще несовместимы, так как в погоне за прибылью бизнесмен может пренебречь этическими нормами, проявить неразборчивость в выборе средств получения прибыли.

Можно предложить учащимся письменно ответить на несколько  вопросов об этике предпринимателя: [6:10].

  1. Как относитесь к предпринимательской деятельности? (Положительно, негативно, безразлично, не задумываюсь над этим).
  2. Назовите 3-4 главных, по вашему мнению, качеств предпринимателя.
  3. Предполагаете ли вы заняться предпринимательской деятельностью? (Да, нет, еще не решил(а)).
  4. Если бы вы стали предпринимателем, что для вас имело бы первостепенное значение: свобода действий; проявление самостоятельности; материальное благополучие; самореализация творческих способностей; престиж среди родных и знакомых? (Расположите эти факторы по степени значимости для вас лично).

По результатам опроса можно  сделать следующие выводы: к предпринимательской деятельности положительно относятся 76% учащихся, негативно 3%, не задумывались над этим 23%. В числе главных качеств предпринимателя выделили: общительность – 44%, деловитость – 37%, энергичность – 30%, честность – 55%. Третий вопрос анкеты был направлен на выявление будущих профессиональных намерений учащихся. Были проанализированы ответы 14-17 местных школьников, поскольку в юношеском возрасте учащиеся начинают серьезно задумываться о своей будущей профессии. Выявилось, что по мере взросления все большее количество детей видят свое будущее в бизнесе: 8 класс – 45% учащихся, 9 класс – 65% учащихся, 10 класс – 72% учащихся.

Сопоставительный анализ ответов школьников о том, что для них имело бы первостепенное значение, если бы они были предпринимателями, позволил выявить, по степени значимости факторов, следующие взаимосвязи:

 

 

8 класс

9 класс

10 класс

Свобода действий

26%

46%

-

Проявление самостоятельности

27%

25%

12%

Материальное благополучие

6%

14%

13%

Самореализация творческих способностей

34%

17%

75%

Престиж среди родных и знакомых

7%

-

-


 

 

Все грани культуры молодого человека формируются в общеобразовательной школе. Формирование предпринимательской культуры школьников и их социально-трудовая адаптация в современных условиях осуществляется через освоение программ образовательной области «Технология».

Например, в работе над  проектом находят рациональный, экономичный способ изготовления изделий, проводят маркетинговые исследования потребностей на рынке соответствующей продукции, находят способы изготовления изделий из отходов производства, изготавливают сувениры. Проявляют заботу о воспитанниках детского сада, дарят им подарки, сделанные своими руками. Все это проявление инициативы и предприимчивости – приоритетных качеств предпринимателя.

Возрастная динамика участия детей в бизнесе свидетельствует, что в школьном возрасте можно  выделить два периода всплеска активности детей в бизнесе. Первый – в возрасте 9-10, второй – в 14-17 лет. Любопытно, что М.Б. Павлова, ссылаясь на данные исследования опыта работы школьных мини-предприятий в Англии, проведенного в 1990 г., также отмечает два аналогичных периода наибольшей деловой активности у детей – в 9-12 и 15-17 лет.[6:10].

Можно предположить, что  подобное совпадение возрастных интервалов активности детей в бизнесе не случайно. Оно не связано с социальным окружением, экономической ситуацией и другими внешними факторами, определяющими в целом среду их обитания. Причину такой активности следует искать в том, как дети на различных этапах своей жизни воспринимают окружающий мир и какими видят себя в нем. Такой подход характерен для возрастной психологии. В частности, Л.С. Выготский в основу анализа причин возрастных кризисов ставил перестройку, «которая коренится в изменении основного момента, определяющего отношение ребенка к среде при переходе от возраста к возрасту у ребенка возникают новые побуждения, новые мотивы, иначе говоря, двигатели его деятельности претерпевают переоценку ценностей. Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».[11:2].

Процесс ранней экономической  социализации работающих детей требует грамотного педагогического, психологического и организационно-управленческого его сопровождения и поддержки, что должно заключаться в совместном с ними поиске путей преодоления возникающих при этом препятствии, мешающих достигать желаемых результатов в обучении, образе жизни, саморазвитии.

С 1973 г. известный американский бизнесмен Нимрод Маккойер опубликовал кодекс цивилизованного предпринимателя «Десять заповедей делового человека». Вот его основные положения:[7:11].

- относитесь с уважением  к власти, ибо во всем должен быть порядок;

- будьте целеустремленным, ибо для достижения цели надо  сосредоточить на ней все усилия;

- помните, что честность  бизнесмена – это цельность  характера и чистота поставленной цели;

- не разделяйте слово  и дело, ибо эффективность делового общения определяется, прежде всего тем, что тебя правильно поняли, верно истолковали;

- уделяйте время отдыху, ибо отдых – это необходимое  условие эффективной работы;

- оказывайте уважение  старшим, ибо будущее и настоящее  базируется на прошлом;

уважайте человеческую жизнь, достоинство и права личности.

Этика взаимоотношений  между сотрудниками – это условие  достижения общей цели и обеспечения здорового нравственно-психологического климата, который определяет комфортность и успешность деятельности каждого, признания его в коллективе. Выдающийся отечественный физик П.Ч. Капица обращал внимание на то, что без чувства, что его ценят, ему доверяют, его работой интересуется любой творческий работник, будь то ученый, писатель или художник, интенсивно работать не может. Это можно отнести к чувствам учащегося, если подходить с позиции гуманизации педагогического процесса: создание каждому ситуации успешности, одобрения на основе включения в ту деятельность, где он может проявить себя, почувствовать значимым для других – вот принципы гуманной педагогики.

Именно в процессе предметной деятельности, на уроках технологии, работы над проектами у школьников формируется опыт сотрудничества, гуманных взаимоотношений. И очень важно обращать их внимание на то, как зависит успех совместной деятельности от соблюдения этических норм делового взаимодействия.

Определенное значение для комфортности и продуктивности коллективной деятельности имеет совместимость  ее участников. Различают четыре уровня последней.

Физическая – это совместимость в силе, выносливости, что имеет значение для определенных видов трудовой деятельности, связанной с трудовыми нагрузками.

Психофизиологическая – в быту, неформальном общении успешнее контактируют люди разного темперамента, различного типа нервной деятельности. Интроверты и экстраверты как бы дополняют друг друга. А в трудовой деятельности все зависит от ее характера. Если, например, выполнение задания на уроке технологии требует единого ритма и темпа работы, разные по темпераменту учащиеся могут оказаться несовместимыми.

Социально-психологическая – это мощность цели, направленности личности, сходные мотивы совместной деятельности. Здесь не имеется в виду сходство характеров, способностей, а их гармония, взаимодополнение. Когда при работе над коллективными проектами осознается значимость общей цели, члены команды доброжелательны друг к другу. Решающее значение при этом имеет распределение функций, конкретных заданий каждому ученику с учетом его реальных и потенциальных возможностей, что обеспечит слаженность в работе и чувство удовлетворенности каждого своим вкладом в общее дело.

Информация о работе Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии