Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:02, дипломная работа

Краткое описание

дипломной работе определены следующие задачи:
- рассмотреть общие понятия и типы культуры;
- показать истоки предпринимательской культуры, ее сущность и классификацию;
- проанализировать образовательную программу «Технология» как основу для развития культуры предпринимательской деятельности школьников;
- изучить культуросообразный подход к разработке творческих проектов в образовательной области «Технология»;
- выявить возможности развития предпринимательской культуры у школьников в ходе разработки творческого проекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

Однако более пристальный  взгляд на историю не подтверждает идею о монополии протестантизма, как и вообще аскетизма, на формирование этики предпринимательства. По сути, в большинстве культур существуют собственные механизмы формирования предпринимательской мотивации. Более того, наличие подобных мотиваций – непременная предпосылка экономического развития этносов. «Экономические чудеса», продемонстрированные странами с преимущественно конфуцианским, буддийским или мусульманским миросозерцанием и немыслимые вне мощного развертывания предпринимательской инициативы в специфических национальных формах, доказывают, что христианская аскеза – не единственный духовный источник предпринимательской культуры. Кроме того, и католицизм отнюдь не противостоит предприимчивости. Эволюция социально-экономического учения и практики церкви свидетельствует о ее склонности к поощрению предпринимательства, однако, с определенными целями. Например, духовной основой известной сетки кооперативов в Испании «Мондрагона» является католичество.

Вместе с тем все  это не означает отрицания особой роли самой протестантской идеи в стимулировании предпринимательской этики труда. Освобождение от чрезмерного контроля благодаря Реформации не могло не способствовать соответствующему отбору и воспитанию в ее сторонниках более стойких личных качеств, ответственности за свою судьбу. Не случайно, между прочим, что в лоне того или иного протестантского, по сути, движения (квакеры, пуритане, старообрядцы, пиетисты и др.) действительно формировались высокие по качеству кадры предпринимателей. Да и промышленная революция, а вместе с ней и Просвещение явились-таки результатом стечения многих обстоятельств, имеющих место в Европе.

Однако одно из них  стоит особо отметить. Это определенная дискредитация секуляризированных мотиваций к предпринимательству, явно или неявно воплощающих антропоцентрический взгляд на мир с его идеалом рационализма и человеческой автономии. Рожденный эпохой Возрождения и будучи исторически неизбежным, дух гуманизма, как показала последующая история, но особенно XX в., в значительной степени снизил духовность мотивации предпринимательской активности. 70-е годы, вскрывшие множество природных и моральных «пределов роста», не случайно сменились заметным усилением облагороженных, зачастую теологических предпринимательских устремлений.

3. Географическая атрибуция предпринимательской культуры. Европоцентрический взгляд на предпринимательство утратил сегодня свою бесспорность. Так называемая «меркантильная склонность европейского духа» обнаружилась в США, и в Японии, и в Турции, и на Тайване, словом, не только в местах, связанных с расселением европейцев (Северная и Южная Америка, Австралия, Сингапур и Гонконг), но и там, где доминирующее влияние оказывали эндогенные факторы. Поэтому необходимо учесть, во-первых, природу и универсальность такой склонности, и, во-вторых, географические типы предпринимательской культуры.

Культура, возникшая в  Европе, точнее, в ее центре и на западе и в ряде других регионов и отличающаяся меркантилизмом, в качестве главного критерия оценки достижений, приоритетного образца поведения считает успех экономической деятельности, которому подчиняется все остальное. Но эта культура нетипична даже для Европы, где скандинавские, южно-европейские или восточно-европейские страны предпочитают иные приоритеты – гармонию социальных связей, родство и соседство, качество жизни, непрерывность традиций и т.д.

Соответственно и в  основе предприимчивости может быть не только экономический успех, но и  служение идее, обществу и др. Поэтому  предприимчивость может достичь высокой интенсивности в разных экономических культурах. Некоторое представление об этом дается в таблице 1.

 

Таблица 1. Типы экономической  культуры

 

Индивидуалистический этнос

Кооперативный этнос

Сильная рыночная экономика

Англосаксонские страны

Северная и Центральная  Европа, Япония

Новые индустриальные страны

Восточной Азии

Слабая рыночная экономика

Некоторые развивающиеся страны

Южноевропейские страны


 

Примечание: сильная рыночная экономика характеризуется развитой инфраструктурой, эффективностью производства и распределения, развитой финансовой системой, квалифицированной рабочей силой, гражданским обществом, социальной стабильностью. Слабая рыночная экономика отличается избытком трудовых ресурсов, сравнительно не эффективной экономикой, менее развитым гражданским обществом.

Главное, что здесь  следует подчеркнуть, - вектор эволюции экономических культур. Он определяется отнюдь не тем, что экономические успехи однозначно связанны с развитием предпринимательства на базе индивидуальных свод, а скорее тем, что обеспечивает гармонизацию индивидуально-творческого и коллективистического начала. Характерен в этой связи интерес в новейших японских официальных документах к ценностям «мелкого индивидуализма» и, напротив, в США – к ценностям коллективным, согласительным, где идея о партнерстве, коллективистском (сетевом) предпринимательстве приобретает все большее признание. Известное представление о распространенности кооперативных ценностей дает широкий опрос о готовности идентифицировать свои интересы с целями компании. Так, в Японии она самая высокая (82) по 100-бальной шкале, в Швейцарии 71, Швеции 66, Австрии 66, Германии 64. По странам ОЭСР самая низкая в Испании, Греции, Италии (39,39,46). В США эта величина достигает 60.[1:78].

Рассмотрение версий происхождения предпринимательской  культуры вообще и капиталистической в частности, можно завершить выводом Ф. Броделя, автора фундаментального труда по мировой истории среднего и нового времени: «Однозначное объяснение, делающее из капитализма воплощение определенного типа мышления, всего лишь увертка, которой воспользовались за неимением лучшего В. Зомбарт и М. Вебер. Вне сомнения, остается одно: он не мог выйти из одного сугубо ограниченного истока. Свое слово сказала здесь экономика, свое слово – политика; свое слово – общество; свое слово сказала и культура и цивилизация. А также и история, которая зачастую была последней инстанцией, определяющей соотношение сил». [1:78]

С точки зрения свойств  культуры, важных для достижения успеха, очевидно, что именно высокие аккумулятивность, изменчивость и мобилизационная мощь играли решающую роль в обеспечении динамичного и качественного экономического развития и что именно они являются предпосылкой высокопредпринимательской активности.

На развитие предпринимательской  культуры влияют различные факторы, особое место в ряду которых занимает целенаправленное формирование соответствующих ценностей, содействие их упрочнению. Здесь необходимо выяснить, на чем основывается сама возможность «внесения» в массовое и индивидуальное сознание тех или иных ценностных образцов?

Специфически человеческим механизмом регуляции поведения является система воспринятых знаний (вторая сигнальная система). В значениях, посредством которых в сознании человека преломляется мир, представлена «преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых общественной практикой». На уровне индивидуального сознания множество воспринятых индивидов значений предстает в виде сложной структуры, включающей в себя высший пласт саморегуляции – жизненную стратегию личности (представленную идеалами, убеждениями, чувствами долга и совести, в конечном счете – целями и смыслом жизни), а также иерархизированные частные ценностные ориентации, значения и умения, установки.

Будучи «существом общественным», индивид и зависит от социальной среды (культуры), и воздействует на нее. Возможности общества, его групп и лидеров влиять на сознание личности многообразны. В числе механизмов этого влияния – следование традиции, «заражение» и подражание, мода, групповое давление и страх, моральная регуляция (вина и стыд) и заинтересованность, обряды, обычаи и ролевые ожидания и т.д. По существу исходным моментом межчеловеческих отношений является одно – или обоюднонаправленное внушение (суггестия) определенных значений – идей, идеалов, ценностных ориентаций, социальных предпочтений и вкусов, умений, образцов мышления, оценок действия, санкций и т.д. Речь идет о различных механизмах и закономерностях информационно-речевых воздействий. Следует учитывать также феномен энергоинформационных взаимодействий, активно изучаемый сегодня. Но поскольку человек – не марионетка посторонних сил и веяний, а обладает способностью (говоря словами Р. Дарендфорта, «небезжизненная тень образцов культуры») выбора и активных действий, то исторический опыт отдельных лиц и социальных групп породил многообразные способы противостояния внушению (контрсуггестия): уклонение, удаление, перекрытие фильтром (языковым, эмоциональным, ценностным и т.п.), ирония, предвзятость и брезгливость и т.д.

В свою очередь, человеческая история – это и постоянное совершенствование методов преодоления самообороны индивидов от воздействия на них. Все они, в сущности, связаны с усилением или охраной эффекта внушения, подавлением сопротивляемости внушаемого, ростом результативности влияния. Среди этих методов, в частности, все, что обеспечивает закрепление однажды усвоенных поведенческих образцов и ценностных установок – церемонии, ритуалы, обычаи, праздники и террор, все, что повышает степень доверия (эффективное убеждение) или консолидацию группы, ее чувства «мы» (например, провоцирование внешней угрозы).

Сила воздействия культуры на личность основана, однако, не только и даже не столько на высокоэффективной  суггестии. Подобно тому, как власть денег есть превращенная форма власти над индивидом общественных отношений, так и влияние культуры на личность выражает власть настоящих и прошлых общественных отношений, спрессованных в многослойную («археологичную») сеть символов и элементов культуры, над пробуждающимся к жизни и живущим в пределах данной культуры, индивидом. Принципиальная же особенность восприятия элементов культуры индивидуальным сознанием заключается в том, что источник и взаимосвязи, из которых эти элементы – мифы, традиции, нормы, ценности, - подчерпнули свое первичное содержание, по сути, опущены. И когда происходит сращивание предметных элементов культуры с человеческой деятельностью, оказывается, что именно эти элементы приводят в действие индивида. То, что в них «свернут» опыт прежней деятельности и отношений, который обладает мотивирующей силой, - это остается для отдельного человека непонятно и действует преимущественно подсознательно.[1:80].

Потребность в утверждении предпринимательского, творчески поискового стиля жизни вносит изменения в процесс социализации современного человека. Сегодня основным критерием деятельности институтов социализации объективно становится не то, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков (этот критерий был господствующим до недавнего времени), а то, насколько эффективно готовят они подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению задач, которых не было в опыте прошлых поколений. К осознанию и принятию этого критерия склоняются и все большее число семей, и система образования, и средства массовой информации, руководящие институты общества. Однако инерция старых подходов, направленных на воспитание и обучение дисциплинированного, исполнительного, «частичного» работника, трудности смены поколения «воспитателей», новизна задач, нехватка ресурсов и другое – все это превращает процесс социализации в объект многоплановой борьбы между самыми разнородными силами. Тем более что неоднозначны и объективные требования и следствия научно-технического и экономического развития.

Вмешательство буржуазного  государства в процесс социализации осуществляется в многообразных формах. Его возможности в этом отношении велики, хотя различные институты социализации более или менее «дистанцированы» от государства. Из мер прямо или косвенно направленных на распространение и развитие предпринимательской культуры в обществе, следовало бы выделить меры по улучшению общественного здоровья, повышению уровня образования и просвещенности, росту эффективности действия средств массовой коммуникации и меры по усилению кадрового потенциала предпринимательства. По данным психофизиологических и медицинских исследований, существует тесная взаимосвязь между состоянием здоровья человека и его жизненной активностью.

Особое внимание в  последние годы уделяется сближению уровней поддержки здоровья в больших и малых фирмах. Последние, будучи важнейшим каналом проявления предприимчивости и одновременно зоной повышенного риска для психического здоровья (из-за особой опасности неудач, чрезмерных нагрузок и др.), хуже охвачены системой медицинского страхования. В американских фирмах с числом занятых более 500 человек 80% работников были охвачены специальными планами охраны здоровья, в фирмах, где работало меньше 24 человек, эта величина не превышала 40%. Федеральное правительство приняло ряд мер, чтобы поддержать здоровье работников малых фирм и их лидеров.

Учитывая эти зависимости, общие меры по повышению здоровья населения следует рассматривать  как важнейшую часть политики, направленной на подъем творческой, предпринимательской активности в обществе.

В качестве средства развития предпринимательской культуры правительства ведущих капиталистических стран используют «перекачку талантов», временную или постоянную. По некоторым оценкам, во всех развитых капиталистических странах работает не менее 500 тыс. специалистов из освобождающихся стран, их эмиграция достигает 20-70% ежегодного выпуска, а совокупный выигрыш от «перекачки умов» только в США оценивается в 6 млрд. долл. ежегодно (цены 1975 г.), во всех ведущих капиталистических странах – 10 млрд.[1:99]. Характерно, что для США в середине 80-х годов волна эмиграции была наивысшей после 1927 г. Существование же многих инонациональных общин, например китайской, итальянской или японской, способствует росту уровня предпринимательства. Практически все нацменьшинства в США, в наибольшей мере пополняемые потоком эмиграции, обнаруживают повышенную склонность к занятию предпринимательством и имеют относительно более высокие доходы по сравнению с англосаксонским населением. Под эгидой Администрации по малому бизнесу осуществляется специальная программа содействия предпринимательству национальных меньшинств, которая включает предоставление льготных кредитов, федеральные заказы на внеконкурентной основе, консультации, обучение. По данным представительного опроса управляющих, среди стран, где наилучшим образом приток иммигрантов содействует росту конкурентоспособности, находятся Турция, ФРГ, Швеция. Менее благоприятная ситуация в Финляндии, Японии, Испании. Наибольшим иммунитетом против оттока высоко образованных кадров и соответственно привлекательностью для желающих эмигрировать из других стран обладают США (92 балла по 100-бальной шкале) Процесс «Европа-92», согласно которому границы между европейскими странами становятся более проницаемыми, также обеспечивает новый масштаб свободы предпринимательства. В целом миграция кадров является составляющей более общего процесса интернационализации современной хозяйственной жизни. Политику «открытых дверей», отказ от протекционизма, курс на общение с другими народами можно рассматривать как значительный катализатор предпринимательства.

Информация о работе Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии