Актуальность проблемы экономического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:35, дипломная работа

Краткое описание

На современном этапе развития экономических отношений все чаще возникает вопрос о развитии экономических представлений ребенка. Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность.
Актуальность исследования проблемы экономического воспитания дошкольников определяется рядом обстоятельств, среди которых можно обозначить:
• социально-экономический кризис общественного развития, втягивающий в денежные отношения подрастающее поколение;
• социальное расслоение семей с высоким и чрезмерно низким финансовым доходом;

Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ............................................................................................. 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ:
а) формирование представлений о труде как ведущей
категории экономической науки....................................................... 7
б) формирование представлений о деньгах, о семейном
бюджете................................................................................................ 8
в) знакомство с рекламой....................................................................... 12
г) полезные навыки и привычки в быту................................................ 14
3. УСЛОВИЯ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ......................................................... 16
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ................ 24
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..................................................... 26
6. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ............................................................................................ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 32
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................... 34

Вложенные файлы: 1 файл

еще дипл.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Постепенное усложнение работы по формированию экономических  представлений у дошкольников способствует:

  • формированию экономического сознания дошкольника;
  • приближению к реальной жизни;
  • пробуждению экономического мышления;
  • получению знаний об основных профессиях;
  • обогащению детского словаря;
  • выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца;
  • возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.

Для экспериментального изучения проблемы экономического воспитания дошкольников нами было проведено анкетирование воспитателя детского сада. По результатам анкетирования мы пришли к выводу, что В. И. Зубрицкая имеет слабое представление о способах, приемах и методах, которые необходимо применять в процессе экономического воспитания.

Сложность осуществления  экономического воспитания, в недостаточной  экономической грамотности педагогов,  а родителей, в большинстве  своем, и в педагогике, и в экономике, а тем более в сочетании этих наук. Поэтому нами был сделан вывод о целесообразности формирования у воспитателей знаний и умений использования различных методов и приемов в процессе экономического воспитания. С этой целью, на наш взгляд, необходима специальная программа обучения воспитателей (семинары, консультации и т.п.)

Кроме того, в рамках данной работы нами были разработаны методические рекомендации по экономическому воспитанию дошкольников и примерный план-конспект занятия.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Авдеева, Н. Н. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков / Н. Н. Авдеева, Н. А. Фоминых // Человек. – 2003. - № 1. – С.12-16.
  2. Голуб, Л. А.  Экономическое воспитание дошкольников / Л. А. Голуб // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С.34-35.
  3. Гусева, Т. В. Экономическая социализация детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Гусева // Конференция «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности». – Северодвинск: СФ ПГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. – 210 с.
  4. Зюбин, Л. М. Психология воспитания: Учебное пособие / Л. М. Зюбин. – М.: Высшая школа, 1991. – 96 с.
  5. Иванова, Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2. – С.12-14.
  6. Йулли, Б. Как воспитать правильное отношение к деньгам / Б. Йулли // Семья и школа. – 2007. - № 6.- С.10-14.
  7. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Курак. – М.: СФЕРА, 2002. – 80 с.
  8. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. – М.: Изд-во политической литературы, 1990 – 416 с.
  9. Поляков, С. Д. Технологии воспитания: Учебно-методическое пособие / С. Д. Поляков. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
  10. Прусенкова, Н. Рекламные крошки. Дети воспринимают рекламу совсем не так, как хочет заказчик / Н. Прусенкова // Новая газета. – 09.03.2006.
  11. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / А. А. Смоленцева. – М.: Детство-пресс, 2008. – 120 с.
  12. Фенько, А. Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации / А. Б. Фенько // Вопросы психологии. – 2000. - № 2. – С.46-52.
  13. Хоменко, И. Дети и деньги: какой должна быть финансовая свобода ребенка? / И. Хоменко // Первое сентября. – 2005. - № 67.
  14. Шурманова, С. Н. Экономические игры / С. Н. Шурманова // Первое сентября. – 2006. - № 4.



Информация о работе Актуальность проблемы экономического воспитания