Актуальность проблемы экономического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:35, дипломная работа

Краткое описание

На современном этапе развития экономических отношений все чаще возникает вопрос о развитии экономических представлений ребенка. Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность.
Актуальность исследования проблемы экономического воспитания дошкольников определяется рядом обстоятельств, среди которых можно обозначить:
• социально-экономический кризис общественного развития, втягивающий в денежные отношения подрастающее поколение;
• социальное расслоение семей с высоким и чрезмерно низким финансовым доходом;

Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ............................................................................................. 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ:
а) формирование представлений о труде как ведущей
категории экономической науки....................................................... 7
б) формирование представлений о деньгах, о семейном
бюджете................................................................................................ 8
в) знакомство с рекламой....................................................................... 12
г) полезные навыки и привычки в быту................................................ 14
3. УСЛОВИЯ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ......................................................... 16
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ................ 24
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..................................................... 26
6. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ............................................................................................ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 32
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................... 34

Вложенные файлы: 1 файл

еще дипл.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Это неверный подход. Опыт показывает: многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не развивать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам. А нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно [14].

Вместе с тем, сегодня нередко экономика подменяется арифметикой (например, Маша пошла в магазин и купила хлеб за 7 рублей, конфет на 3 рубля. Сколько денег потратила Маша? Здесь бы следовало обратить внимание на то, что Маша, покупая хлеб и конфеты, думала о том,  какой продукт нужно купить, чтобы он был выгоден и по цене, и по качеству); ботаникой (например, эксперимент с комнатными растениями, который предлагает Е. А. Корнак в работе «Экономическое воспитание дошкольников» [7, с.40-41]: итог, который подводит воспитатель после такого занятия, совсем не закладывает  никакого экономического понимания. Хотя можно было бы провести аналогию с выращиванием овощей на дачном участке и с тем, какой урожай получается в зависимости от качества ухода за растениями, и какой доход от этого может получить семья); в какой-то степени, географией («Красная шапочка спрашивает «Каким видом транспорта можно добраться до моей бабушки?» Можно, конечно и этот маршрут определить, но при этом показать, что следует выбрать более экономичный, скажем, по стоимости или по затратам времени, или по качеству дороги, поскольку тогда меньше изнашивается обувь и т.п.) [2, с.35].

Нередко трактовка терминов, категорий, понятий экономических  ошибочна. Скажем, под бюджетом понимается лишь доходная часть его, в то время, когда бюджет это свод доходов и расходов.         

 Иногда обозначается  понятие, например «реклама» и не поясняется ее значение как положительное, так и отрицательное, согласимся с этой двойственностью, и еще с тем, что реклама это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и  вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат [2, с.35].        

 Нельзя не отметить  наличие очень удачных находок  в работе энтузиастов экономического  воспитания. Разработаны интересные  игры, задачи, занятия ручным трудом, подобрана художественная литература, в которой не просто обозначается  то или иное экономическое понятие, но доводится оно до такого уровня, когда ребенок почувствует возможность использования своих знаний на практике. 

Интересен в этой связи  педагогический опыт Н. Г. Ивановой. Ею разработан и апробирован проект «Экономика – жизнь и игра», с помощью которого педагог пытается заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков «я» в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

Разработка данного  проекта основана на том постулате, что основной вид деятельности дошкольников – игра. В связи с этим экономическое воспитание осуществляется через игровую деятельность.

Апробация проекта «Экономика – жизнь и игра» позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Наблюдения в процессе игровой деятельности и результаты проводимого диагностирования показывают, что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование основ экономической культуры у детей – дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность малышей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре проводится с постепенным усложнением  и включает 4 блока.

Деятельный подход –  основной принцип реализации задач  этой проблемы. В зависимости от содержания знаний ведущим является определенный вид деятельности, например усвоение знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.) успешнее всего происходит в разнообразных играх: дидактических, настольно – печатных, ролевых («Магазин игрушек», «Ярмарка», «Семья», «Детское кафе»), дидактические игры: «Веселые повара», «Придумай рекламу», «В доме зарплата», «Береги все, что нас окружает», «Накорми животных», «Детки с чьей ветки?», «Что из чего изготовлено», «Подбери витрины магазинов», «На необитаемом острове».

Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых действуют с необходимыми материалами.

Воспитание качества экономности реализуется в процессе использования различных материалов, средств для осуществления замысла; суть рациональности (разумности) – в умении планировать процесс деятельности, применять наиболее выгодное решение (по пословице «Семь раз отмерь – один раз отрежь») [5, с.12].

Интересны также игры, предложенные в книгах А. А. Смоленцевой «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» [11], а также Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников» [7]. Вот описания некоторых из них.

Игра «ХОЧУ И  НАДО» 

Цель: познакомить детей  с многообразием потребностей и  ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к  какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материал: карточки, на которых  изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Игра «ГДЕ ПРИГОДИТСЯ» 

Цель: уточнить использование  данного продукта.

Правила: соединить линиями  кушанья и растения, из которых они готовятся.

Материал: слева на карте  изображены растения, справа — готовые  блюда.

Слева: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь 

Справа: гречневая крупа, плов, салат, каша, варенье, повидло, сок.

Игра «КТО ЧТО ПРОИЗВОДИТ» 

Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.

Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.

Материал: изображения  готовой продукции, людей разных профессий (Повар у плиты. Токарь у станка. Садовод в саду. Художник за мольбертом. Портной за швейной машиной); карандаш.

Игра «КОМУ ЧТО  НУЖНО»

Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей  разных профессий.

Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.

Материал: карточки с  изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).

Игра «КУПИ ДРУГУ  ПОДАРОК»

Цель: научить подбирать  монеты разного достоинства, в сумме  составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать  соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую  цену.

Материал: карточка с  «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши  разного цвета.        

Наличие удачных и не очень, аспектов в решении вопросов экономического воспитания дошкольников – свидетельство актуальности этого аспекта воспитательной работы и  желания специалистов – педагогов им заниматься.       

Экономика – это,  прежде всего, решение двух ключевых  вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного их них делает  недееспособным второй. Только в единстве.       

Сложность осуществления экономического воспитания, в недостаточной экономической грамотности педагогов,  а родителей, в большинстве  своем, и в педагогике, и в экономике, а тем более в сочетании этих наук.      

Облегчение в осуществлении  экономического воспитания содержит тот  фон, который присутствует сегодня [2, с.35].     

Ребенок участвует в экономических  процессах. Он вместе с родителями ходит  в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический  опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что  очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать  экономиста.     

Ведь мы знаем, каким должен быть  итог нравственного, эстетического, физического и других направлений воспитательного процесса, так вот итогом экономического воспитания, должно быть «внедрение» в маленького человечка экономических понятий и категорий, осознания им их содержания, умение ими пользоваться. Результат почувствуют родители, в этом убедятся педагоги, вовлекая детей в беседы, игры, организовывая дискуссии, давая возможность самостоятельно принимать решения. 

Занятия по экономике  можно проводить в различных  формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Однако, прежде всего, необходимо создать в группе предметно-развивающую среду – то пространство, в котором ребенок живет и развивается. На видном месте, на полке, можно расположить карточки с экономическими понятиями, положить экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же поставить кукол – гнома Эконома и царицу Экономики. Эти сказочные персонажи помогают детям усвоить новые сложные понятия («потребности», «ресурсы», «товар» и т.д.). На стене можно повесить «экономическое дерево» с необычными листочками: «услуги», «товары», «бартер» и др.

Кроме задач, можно предложить детям много интересных и познавательных заданий: ребусы, головоломки, проблемные ситуации, загадки на темы экономики. При изучении новых тем и при закреплении старых активно необходимо использовать элементы теории решения изобретательских задач: дети определяют различные потребности человека, животных, растений, используя морфологические таблицы, фантастические гипотезы, игры «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Верно-неверно».

Особенно любимы детьми «практические занятия». Например, во время экскурсии в разные магазины дети увидели, что у каждого продавца есть свое рабочее место, инструменты и оборудование. Отметили, как оформлены витрины, рассмотрели ассортимент товаров с ценниками, проследили за процессом купли-продажи, а затем, конечно, с разрешения родителей, сделали свои первые покупки. Посещение рынка раскрыло его отличия от магазина, специфику купли-продажи (свободные цены, больше продавцов и покупателей, возможность поторговаться с продавцом). Обсуждая в группе, чем отличается продажа товаров на рынке от продажи товаров в магазине, ребенок познает такие экономические явления, как торг, конкурентность, свободные цены [14].

Очень интересуют ребят и рекламные игры. Они наперебой рекламируют лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущества. Даже когда в качестве «объекта» предлагаются бывшие в употреблении, имеющие не очень привлекательный вид игрушки, дети придумали рекламу о том, как по-другому можно их использовать в деле.       

Итак, экономическое воспитание имеет ярко выраженный прикладной характер и поэтому приемы и методы его осуществления должно вычленить из общего арсенала педагогических приемов и методов. Они должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Это, прежде всего,  на каждом шагу побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по любому затронутому на занятии вопросу, это обязательное подведение итогов воспитателем с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.      

Результаты экономического воспитания будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении  вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи  и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИЗУЧЕНИЕ  ПРОБЛЕМЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Для экспериментального изучения проблемы экономического воспитания дошкольников нами было проведено анкетирование воспитателя детского сада № 1 г.Давид-Городок Столинского района Брестской области Зубрицкой Валентины Ивановны.

Информация о работе Актуальность проблемы экономического воспитания