Активные методы нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 04:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – определить место и роль активных методов нравственного воспитания младших школьников.
Объект работы – нравственное воспитание младших школьников
Предмет работы – активные методы нравственного воспитания младших школьников.
Задачи работы:
1. Определить особенности младшего школьного возраста
2. Определить понятие и характерные особенности нравственного воспитания
3. Определить специфику воспитания культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания младшего школьник

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Характеристика детей младшего школьного возраста
1.2. Понятие и характерные особенности нравственного воспитания
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания младшего школьника
2.2. Формы и активные методы нравственного воспитания младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Котенка.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Цель этических игр состоит в том, чтобы углубить понятия детей о нравственных качествах («Какое качество загадано», «Любимое качество», «Волшебницы»), развивать способность к сопереживанию, формировать установки доброго отношения к окружающим людям («Скажи ослику Иа добрые слова», «Волшебный фонарик»), учить быть в мире с собой и другими людьми («Ласковое имя», «Мне нравится в тебе, что...»).

В комплексе эмоциональных стимулов особое место занимает песенный этический тренинг. Песни о дружбе, чуткости, доброте («Если добрый ты», «Все мы делим пополам», «Пропала собака») являются эффективным средством нравственного развития младших школьников. Вызывая яркие образы, они стимулируют мыслительную деятельность учащихся, рождают чувственные переживания. Каждая песня - это маленькая этическая ситуация, при решении которой можно задуматься о поступках окружающих людей, представить себя на месте героев музыкального произведения и, анализируя их поступки, сделать свой нравственный выбор. Все эти звенья связаны между собой логическим сюжетом, имеют четкую направленность на позитивный результат.

В процессе нравственного воспитания младших школьников рекомендуется использовать следующие организационные формы:

                   массовые (праздники, утренники, собрания, субботники, тематические недели, фестивали, олимпиады, выставки и др.);

                   групповые (кружки, классные часы, экскурсии, игры-путешествия, КТД, беседы, упражнения в поступках и др.);

                   индивидуальные (общественные поручения (дежурный, санитар, журналист и др.);

                   индивидуальные задания (индивидуальная подготовка и выступление на конкурсах, викторинах и др.)

Для более глубокого осознания и осмысления нравственных норм и установок дети должны быть включены в общественно-полезную деятельность.

Применение эмоциональных стимулов разного вида - игровых, проблемно-поисковых, эмоционально-образных - обогащает воспитательный процесс, повышает активность учащихся, включает механизмы саморазвития и самовоспитания, побуждает их к совершению нравственных поступков[18].

Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Задача духовно-нравственного воспита­ния личности приобретает существенную важность в контексте осмысления проблем современного мира, его глубокого систем­ного кризиса, социальной нестабильности. Кризис в значительной мере вызван утратой гуманистических нравственных ценностей, подчинением морали политико-идеологиче­ским интересам. Становится все более оче­видным тот факт, что для его преодоления недостаточно одних только социально-эко­номических и политико-правовых реформ. Назрела существенная необходимость фор­мирования нового мировоззрения. Парадок­сальность современного бытия в том, что решение экономических, политических и социальных задач в этих условиях оказыва­ется неосуществимым без выработки новых идеалов, без великой идеи. Существование идей определенного свойства и ценностно-нравственных регуляторов в жизни социума дает ему возможность сохранить свою це­лостность, находить необходимое равнове­сие интересов, добиваться общественного согласия, гармонизировать интересы всего общества и главного субъекта управления – государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Но сегодня воспитательные функции системы образования сведены к минимуму. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Нравственное воспитание существует в лоне педагогических систем, являясь не только их гранью, но и логическим цент­ром, основанием целостности формиро­вания личности. Оно имеет интегративный характер, пронизывает все частичные сис­темы, занимает ведущее место в структуре целостного воспитательного процесса, так как его результаты являются необхо­димым условием, предпосылкой успешно­го осуществления всех других сторон вос­питания и в то же время совокупным ре­зультатом каждой из них.

Необходимо совместными усилиями решать проблему «нравственного
воспитания», под которым понимается процесс содействия              духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Аманбаева Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания. -Я.,2002,

2.                  Борытко Н.М. Воспитание как педагогика бытия: гуманитарно-целостный подход // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Волгоград, 2004. С. 17

3.                  Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

4.                  Вентцель К.Н. Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонош-вилли, 1999.

5.                  Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащегося: Кн. для учителя: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986;

6.                  Гаврилова Т.П. Использование приемов эмоционального стимулирования в нравственном воспитании младших школьников / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь. 2005.

7.                  Гавриловец К. В. и Казимирская И. И. "Нравственно-эстетическое воспитание школьников" - Минск. : Нар. асвета, 1988,

8.                  Ильина Т.А. Педагогика. -М.: Просвещение, 2006, 101с.

9.                  Ильин И.А. Путь духовного обновления. Работы разных лет. СПб., 2006. С. 34-35.

10.             Журнал "Начальная школа" выпуск 2008г. №11

11.             Журнал "Школьная технология" 10 выпуск №3, №5.

12.             Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания- 1996.

13.             Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2002., 63с.

14.             Кралов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии.СПб. 2000, 29с.

15.             Леднев В.С. Духовно-нравственная культура // Православная культура: Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений. М., 2004. С. 10-17.

16.             Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2004. 450 с, с.82-84,76

17.             Никитина Н.Н. Воспитание как взращивание духовного опыта человека // Актуальные проблемы современного воспитания. Волгоград, 2005. С. 43.

18.             Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. - 3-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1999 (переиздан в 2007). c. 274-275, 277

19.             Петрова В.И. и др. Азбука нравственного взросления. - М.: 2007

20.             Рапацевич Е. С. "Современный словарь по педагогике "- Минск : Фирма "Современное слово", 2001

21.             Российский энциклопедический словарь, книга 1. -М.: Б.Р.Э. 2001. -1023с., – 981.

22.             Трофимова Н. М. Нравственны ориентиры младшего школьника// Педагогика, 1997, №6;

23.             Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 1983

24.             Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991

25.             Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / / Классный руководитель. - 2002. - № 4. - С. 24-33.



[1] Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2002., 63с.

[2] Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. - 3-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1999 (переиздан в 2007). c. 274-275, 277

[3] Кралов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии.СПб. 2000, 29с.

[4] Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2004. 450 с, с.82-84,76

[5] Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2004. 450 с, с.82-84,76

[6] Ильина Т.А. Педагогика. -М.: Просвещение, 2006, 101с.

[7] Российский энциклопедический словарь, книга 1. -М.: Б.Р.Э. 2001. -1023с., – 981.

[8] Аманбаева Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания. –М.: 2002

[9] Леднев В.С. Духовно-нравственная культура // Православная культура: Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений. М., 2004. С. 10-17.

[10] Борытко Н.М. Воспитание как педагогика бытия: гуманитарно-целостный подход // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Волгоград, 2004. С. 17

[11] Вентцель К.Н. Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонош-вилли, 1999.

[12] Ильин И.А. Путь духовного обновления. Работы разных лет. СПб., 2006. С. 34-35.

[13] Никитина Н.Н. Воспитание как взращивание духовного опыта человека // Актуальные проблемы современного воспитания. Волгоград, 2005. С. 43.

[14] Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 1983

[15] Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991

[16] Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащегося: Кн. для учителя: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986;

[17] Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / / Классный руководитель. - 2002. - № 4. - С. 24-33.

[18] Гаврилова Т.П. Использование приемов эмоционального стимулирования в нравственном воспитании младших школьников / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь. 2005.


Информация о работе Активные методы нравственного воспитания младших школьников