Активные методы нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 04:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – определить место и роль активных методов нравственного воспитания младших школьников.
Объект работы – нравственное воспитание младших школьников
Предмет работы – активные методы нравственного воспитания младших школьников.
Задачи работы:
1. Определить особенности младшего школьного возраста
2. Определить понятие и характерные особенности нравственного воспитания
3. Определить специфику воспитания культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания младшего школьник

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Характеристика детей младшего школьного возраста
1.2. Понятие и характерные особенности нравственного воспитания
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания младшего школьника
2.2. Формы и активные методы нравственного воспитания младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Котенка.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)


2

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Характеристика детей младшего школьного возраста

1.2. Понятие и характерные особенности нравственного воспитания

ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания младшего школьника

2.2. Формы и активные методы нравственного воспитания младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых в современном мире, обострение глобаль­ных проблем человечества заставляют се­годня общество все настойчивее обращать­ся к проблеме нравственного воспитания. В таких условиях все острее ощущается по­требность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Именно с нравственным образованием связывают сегодня возможность сохране­ния как самой личности, так и всего обще­ства. Нравственное образование учащихся в современном образовательном учрежде­нии заключается в освоении ими в процес­се обучения и воспитания мировоззренче­ских знаний, формировании нравственных качеств личности в целях личностной са­мореализации, приобщения к культуре се­мьи, социальной группы, народа, общест­ва, социализации в современном обществе.

Нравственное воспитание необходимо начинать с начальной школы. Актуаль­ность проблемы воспитания младших школьников связана с тем, что в современ­ном мире маленький человек живет и раз­вивается, окруженный множеством разно­образных источников сильного воздейст­вия на него как позитивного, так и нега­тивного характера, которые ежедневно об­рушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только форми­рующуюся сферу нравственности.

В младшем школьном возрасте происхо­дит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется прояв­ление личностной позиции, определяю­щейся принятыми нравственными ценно­стями.

Цель настоящей работы – определить место и роль активных методов нравственного воспитания младших школьников.

Объект работы – нравственное воспитание младших школьников

Предмет работы – активные методы нравственного воспитания младших школьников.

Задачи работы:

1. Определить особенности младшего школьного возраста

2. Определить понятие и характерные особенности нравственного воспитания

3. Определить специфику воспитания культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания младшего школьник

4. Определить формы и активные методы нравственного воспитания младших школьников

Структура работы соответствует цели и задачам исследования и включает: введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Характеристика детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – период развития ребенка, который соответствует периоду обучения в рамках начальной школы. Хронологически, границы данного возраста соответствуют 6-11 годам, а уточнение их зависит от характера и официальных сроков начального обучения.

Ребенок, при поступлении в школу автоматически становится в новуя для него социальную ситуацию, у него появляются обязанности, которые связаны с учебной деятельностью.

Учебная деятельность младшего школьника развивается постепенно, посредством вхождения ребенка в нее. Учебная деятельность младшего школьника – это деятельность, которая направлена на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но также и способам усвоения этих новых знаний[1].

В целом, можно выделит типичные требованию к уровню развития младших школьников.

Ребенок должен знать, что он:

1) Является гражданином своей страны

2) быть способным воспитать в себе волю и мужество, целеустремленность и твердый характер.

3) Он должен любить свою Родину, людей, беззаветно служащих народу, а также держащих свое слово.

4) Взаимодействовать с детьми других национальностей и иной веры, быть преданным, принципиальным и чистым в дружбе.

5) Бороться с проявлением в своих товарищах и самом себе тщеславия, жестокости, самодовольства и равнодушия

6) Оберегать человеческое достоинство и честь – нести добро, охранять памятники культурного наследия

7) Помогать людям, попавшим в беду и не требовать награды за добрый поступок, проявлять доброту и заботу  о людях в рамках повседневной жизни.

8. Творить в искусстве, учебе в любой деятельности, к которой школьник имеет способность и тягу[2].

В рамках младшего школьного возраста формируется масса психологических и социальных новообразований. Система факторов, оказывающих влияние на самооценку заметно расширяется. В возрасте от 6 до 12 лет у детей продолжает развиваться стремление иметь на все собственную точку зрения. У детей формируются и проявляются суждения о собственной значимости в рамках социума, формируется самооценка. Она развивается благодаря развитию самосознания, а также обратной связи с теми людьми из ближайшего окружения, мнением которых они дорожат. Высокая самооценка характерна для детей в том случае, когда родители относятся к ним с теплотой, любовью и заинтересованность. Младший школьный возраст – период формирования самосознания.

В младшем школьном возрасте ребенок думает об основах того, почему он думает так, а не иначе. Развивается механизм коррекции собственного мышления со стороны теоретического знания и логики. Дети не только запоминают, но и имеют возможность размышлять о том, почему они делают что-либо так, а не иначе.

Период 7-11 лет по Ж.Пиаже – это третий период умственного развития, то есть период конкретных мыслительных операций. Мышление младшего школьника ограничивается теми проблемами, которые касаются реально существующих объектов. Эгоцентризм мышления дошкольника постепенно исчезает, чему особенно способствует совместная деятельность со сверстниками, особенно игры. Вместе с тем, эгоцентризм окончательно не исчезает. Дети, которые мыслят конкретно, часто ошибаются, игнорируя прогноз результата деятельности. Вследствие этого, дети, которые однажды сформулировали некоторое предложение, будут отвергать новые факты, оставляя свою точку зрения неизменной. На смену децентрации приходит способность сосредотачиваться на нескольких признаках одновременно, уметь соотносить их, учитывая несколько изменений состояний субъекта, объекта или же события. У младшего школьника развивается способность мысленно проследить возможные изменения объекта.

В рамках младшего школьного возраста развивается произвольность внимания. Она развивается в рамках с другими функциями, в частности – с мотивацией учения, ответственностью за успех обучения[3].

В начальной школе, в частности, в первом и втором классах уровень произвольности поведения достаточно невысок – дети все еще импульсивны и несдержанны. Внимание в данный период неустойчиво, непроизвольно и ограниченно в объеме, поэтому весь процесс обучения и воспитания в рамках начальной школы подчиняется воспитанию культуры внимания.

Мышление у младших школьников развивается от эмоционально-образного к мышлению абстрактно-логическому. По словам К.Д Ушинского, ребенок мыслит формами, звуками, красками и ощущениями в общем. Он предлагает педагогам опираться именно на эти особенности мышления в рамках начальных ступеней обучения. Задача школы первой ступени заключается в развитии мышления младшего школьника, приведение его на новый уровень, развитии интеллекта до уровня понимания причинно-следственных связей. По словам Л.С. Выготского, ребенок, вступая в школьный возраст, имеет достаточно низкий уровень интеллекта (в сравнении с функциями памяти и восприятия). В развитии интеллекта младшего школьника особенно велика роль учителя.

Функция восприятия в младшем школьном возрасте все еще отличается неустойчивостью и дизорганизованностью, вместе с тем, она также характеризуется свежестью и остротой, так называемой «созерцательной любознательностью». В младшем школьном возрасте ребенок может путать цифры 6 и 9, вместе с тем, он с любопытством воспринимает окружающую действительность, которая ежедневно преподносит ему что-либо новое.

Память в младшем школьном возрасте носит наглядно-образный характер, ребенок практически без ошибок запоминает ярки, интересный и конкретный материал[4].

У учащихся младших классов формируются и развиваются элементы социальных чувств, происходит прогресс в сфере общественного поведения (воспитывается коллективизм, ответственность, чувство товарищества и взаимопомощи). Именно в младшем школьном возрасте возникают коллективные связи, а также формируется общественное мнение. В младшем школьном возрасте имеются возможности для формирования нравственных и иных положительных качеств личности.

Уже с шестилетнего возраста дети все больше времени уделяют общению со своими сверстниками, причем почти всегда они одного пола. В данном возрасте усиливается конформизм, который достигает своего пика к 12 годам. Дети, которые пользуются популярностью обычно очень хорошо и быстро адаптируются, они чувствуют себя комфортно в среде сверстников и, чаще всего, способны к сотрудничеству[5].

В рамках данного возраста дети все еще много внимания уделяют игре. В рамках которой развиваются чувства соперничества и сотрудничества, наполняются смыслом такие понятия, как справедливость и несправедливость, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.

С того самого момента, когда ребенок впервые вступает на порог школы, его эмоциональное развитие становится в большей степени зависимым от того опыта, который он приобретает вне родительского дома. Страхи прошлых лет меняются на иные, более осознанные, например страхи, связанные с конкретными сверстниками или учебным процессом в школе в целом.

1.2. Понятие и характерные особенности нравственного воспитания

 

Понятия «нравственность», «нравственный» применяется для характеристики практически складывающихся отношений между людьми, совершаемых ими поступков и действий. Термин «нравственность», «нравственный» применяется для характеристики практически складывающихся отношений между людьми, совершаемых ими поступков и действий. Термин « нравственность « берет свое начало от слова нравы. По латыни нравы звучат как морас – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

Основой нравственности является мораль. Понятие «мораль» чаще всего характеризует требования, предъявляемые обществом к поведению человека, т.е. сложившиеся нормы и правила поведения, определяющие обязанности и отношения людей друг к другу и к обществу[6].

Мораль (лат. моралис – нравственный, от мос. мн. ч. морес – обычаи, нравы, поведение), нравственность – одна из важнейших форм общественного сознания[7]. Каждое общество имеет свою мораль. Современная мораль на Западе имеет в своей основе два основных идейных направления – религиозное и экзистенционалистское (экзистенциализм – философия существования). Религиозное направление исходит из божественного происхождения морали: ее заповеди являются неизменными, внеисторичными, пригодными для всех времен и народов. Растущий человек должен только усвоить их и применять во всех случаях жизни, всякое отступление греховно, карается богом[8].

Экзистенциализм так же отрицает прогресс в нравственности, хотя исходит из иных предпосылок. Эта философия дает как религиозное, так и атеистическое толкование сущности человека. Но оба направления сходятся на том, что сущность человека таинственна, непознаваема, неизменна и внесоциальна. Экзистенциализм проповедует искать причины неудач не в социальных условиях жизни, а в самом себе: только уход в себя есть подлинное существование (отсюда и его название: философия существования).

При всем современном неприятии марксистской философии надо признать, что она является одним из этапов развития философской мысли вообще. Она исторична и как всякое воззрение имеет несомненно положительные стороны. Одним из них является доказательство того, что мораль, как форма общественного сознания, не может быть вечной и неизменной. Мораль объективна, исторична и имеет классовый характер.

Сам факт наличия у ребенка нравственного сознания, знания нравственных норм и правил еще не влечет за собой правильного морального поведения, нередко под влиянием противоречивых жизненных обстоятельств у людей, в том числе и у детей, происходит разрыв между нравственным сознанием и поведением. Поэтому нравственная воспитанность является как бы показателем единства сознания и поведения. Нравственное воспитание – процесс достижения ребенком высокой нравственной воспитанности посредством педагогической организации всей его жизни, формирования нравственного сознания в единстве с поступками.

Категория нравственности, очевидно, должна рассматриваться исклю­чительно в контексте человеческой природы, так как нравственное присуще только человеку, оно есть продукт человеческого разума в рамках культуры.

Воспитание как социальная функция воспроизводства человеческого качества мо­жет быть понято лишь в контексте целостной культуры, а не отдельных ее компонентов. С этой точки зрения воспитание человеческого в человеке - это осуществление в нем цело­стной культуры, его «окультуривание»[9].

Информация о работе Активные методы нравственного воспитания младших школьников