Активные методы нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 04:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – определить место и роль активных методов нравственного воспитания младших школьников.
Объект работы – нравственное воспитание младших школьников
Предмет работы – активные методы нравственного воспитания младших школьников.
Задачи работы:
1. Определить особенности младшего школьного возраста
2. Определить понятие и характерные особенности нравственного воспитания
3. Определить специфику воспитания культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания младшего школьник

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Характеристика детей младшего школьного возраста
1.2. Понятие и характерные особенности нравственного воспитания
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания младшего школьника
2.2. Формы и активные методы нравственного воспитания младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Котенка.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

К числу базовых компонентов культуры принадлежат нравственный, позна­вательный, коммуникативный, эстетический, трудовой, технологический и физический[10]. Их совокупность, теснейшее взаимопроник­новение позволяет видеть культуру целост­но, объемно. Обладая относительной авто­номностью, каждый компонент культуры самостоятелен, и, одновременно, все они об­разуют единое целое. Область их пересече­ния - совершенствуемая в течение всей жиз­ни человека модель реальности.

В содержании общего образования каж­дому компоненту культуры соответствует свой учебный предмет (или предметы). Каж­дый учебный предмет призван, с одной сто­роны, реализовать особую функциональную нагрузку соответствующего компонента культуры, а с другой - стать «проводником» к остальным компонентам культуры, тем са­мым способствуя интеграции личности уча­щегося в культуру целостную, а не в какой-то отдельный ее компонент.

Особая роль принадлежит нравственному компоненту культуры как отражающему феномен направленности че­ловека, его отношения к себе, окружающему миру и являющемуся ключевым звеном ме­ханизма принятия решений, что делает его доминантой поведения человека. Нравственный компонент способствует лич­ностному самоопределению человека по от­ношению к тому знанию, которое у него имеется.

Безусловно, в нравственном аспекте целью школьного обучения должен быть Человек с потенциалом к его возможному развитию, а не абстрактный идеал философ­ской теории, господствующей на данном этапе развития общества. По наше­му убеждению, свободное развитие человека в нравственном становлении как категория истинной ценности наиболее последовательно была изложена в теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля.

Прежде всего, наиважнейшим моментом следует считать определение цели в нравственном становлении личности, данное Вентцелем: «Цель нрав­ственного воспитания не внушение добра, как его понимаем мы, воспитатели, не внедрение в детей путем подражания и других психических процессов чисто автоматического характера нашего нравственного идеала, а пробужде­ние в ребенке самостоятельной свободной воли, самобытного нравственного творчества, для которого наш нравственный идеал является только материа­лом, свободно и творчески перерабатываемым в более высокие формы»[11].

Другими словами, нравственное становление есть выработка личных нравст­венных оснований, при этом личная нравственность может не соответство­вать устоявшимся моральным нормам и правилам. Следует особо подчерк­нуть, что свободное нравственное становление предполагает полный отказ воспитателя от того или иного нравственного идеала в качестве образца для подражания. Современная практика нравственного воспитания грешит про­тив этого принципа. Несомненно, отвергая авторитарный подход в деле вос­питания, педагоги, будто бы основываясь на гуманистическом принципе (в действительности же используя скрытые формы принуждения и насилия), ведут воспитанника к заранее определенному ими идеалу. Они, считая себя в отношении нравственного идеала обладателями абсолютной истины и не веря в возможность прогресса человечества в деле познания высших начал нравственности, стараются как можно раньше внушить ребенку свой идеал, чтобы тем спасти его от возможной нравственной гибели. Свободное нравственное становление - это не движение к какому-то идеалу, а вечное искание высшего и лучшего, ведь добродетельным каждый человек может быть толь­ко в своем смысле. Воспитатель же является для ребенка только сопровож­дающим на пути его саморазвития.

Кроме того, при рассмотрении вопрос о нравственном воспитании нуждает­ся в уточнении места и роли учителя, ибо духовно-нравственное воспитание осуществ­ляется не без его активного участия. А по­этому личный опыт, которым учитель обла­дает, будет либо помогать в духовно-нравст­венном становлении учащегося, либо прида­вать ему ложное направление, а иногда даже и «ломать» личность воспитанника.

Воспитание предусматривает, прежде всего, учет и осуществление духовного опы­та, о чем в свое время писал И.А. Ильин: «Весь современный духовный кризис, пере­живаемый человечеством, объясняется тем, что человечество вот уже в течение несколь­ких поколений пренебрегало источниками этого (духовного) опыта... ослеплен­ное успехами естествознания и техники, ох­ладевшее к религиозным глубинам жизни, оно доверилось всецело (или почти всецело) чувственным ощущениям и вырастающей из них теории и практике. Вследствие этого люди нового времени изощрились в изуче­нии материальной природы и в технических изобретениях и незаметно оказались в со­стоянии детской беспомощности в вопросах духовного опыта, духовной очевидности и духовных умений. Преодолеть этот кризис можно только одним способом: вернуться к этим благородным и чистым источникам ду­ховного опыта, пробудить их и творчески зажить ими»[12].

Опыту в человеческом знании уделялось много внимания. В виду понимания всей сложности человека, теснейшего взаимо­влияния его духа, души и тела требуется ак­центировать внимание на тех видах опыта, в которых задействован весь человек, все его силы. Такому пониманию соответствуют личностный и духовный опыт.

Н. Н. Никитина приходит к пониманию важности учета современными педагогами духовного опыта, как учащегося, так и уча­щего: духовный опыт - «опыт понимания себя и других, опыт экзистенциональной рефлексии, смыслообразования и смысло-строительства, опыт переживания высоких духовных состояний, ведущих его к обрете­нию своей целостности»[13].

Таким образом, воспитание, как бы оно ни понималось различными концепциями, сложившимися на сегодня, может быть ус­пешным только в той мере, в какой оно учи­тывает духовный опыт человека и способст­вует его дальнейшему осуществлению. Учет сложившегося опыта и создание условий для дальнейшего осуществления духовного опы­та человека позволяет ему преобразовать весь опыт своей жизнедеятельности и осво­ить социальные умения и навыки или обрес­ти утраченные в цивилизационном развитии человечества, но ценные для него способы бытия, восстановить нарушенную связь по­колений, осознать истоки культуры и тради­ций. И все это осуществляется под чутким руководством учителя.

В этом контексте профессионально-педагогическая деятельность становится миссией. Миссия может рассматриваться как характеристика деятельности учителя, слу­жение человеку, заключающееся в создании условий для осуществления человека цело­стного. Миссия учителя представ­ляет собой стремление к восполнению цело­стности на разных уровнях:

                  прежде всего, возвращение себя к со­стоянию человека целостного. На личном примере учителя ученики могут понять, что состояние целостного человека возможно для всех, что следование духовно-нравствен­ным ценностям возможно и в современных условиях внеморальной конкуренции. Обре­тение себя должно начаться до того, как учи­тель начнет осуществлять свою профессио­нально-педагогическую деятельность. Этот этап миссии по времени обширный. Он же является и подготовительным;

                  важным является взаимосвязь чело­века и природы путем одухотворения приро­ды (ноосфера, пневматосфера). Так происхо­дит возвращение полноты культуры через свой предмет;

                  еще одной важной миссией является социальная, которая заключается в снижении противостояния в семье, школе, государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания младшего школьника

 

Одним из основных аспектов нравственного воспитания является культура поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.[14].

Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели[15]. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.

Проанализировав этот вопрос, мы пришли к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно, позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Однако нравственное поведение характеризуется также и системой нравственных привычек. Они наряду с нравственными убеждениями и чувствами входят в систему внутренних регуляторов поведения. Нравственная привычка – это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности. Еще Д. Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование нравственных привычек. По его мнению, ни в коем случае не следует обременять память детей правилами и предписаниями, которые тотчас забываются. Гораздо полезнее упражнять их в действиях, желательных с точки зрения истинной нравственности[16].

Выработке привычек культурного поведения способствуют определенные методы и средства:

1)   режим: он вырабатывает привычку к точности, умение сконцентрировать внимание, дисциплинированность, организованность и т.д..

2)   убеждение и способы его выражения ( беседа, убеждение словом и делом, внушение, наставление, распоряжение, напоминание, предостережение, пожелание, доверие).

3)   упражнения и ряд приёмов метода упражнения: упражнения в нравственных поступках, требование, показ, тренировка, напоминание, самоконтроль.

4)   Положительный пример - из жизни великих людей, личный пример отца и матери, учителя.

5)   Поощрение - одобрение положительного поступка, выражение доверия к ребёнку, предоставление детям эстетических удовольствий. Мера поощрения должна соответствовать поступку и его мотивам.;

6)   Наказание-замечание, укор, лишение удовольствия, прекращение разговора, изменение отношения к человеку (физические наказания противоречат принципам гуманистической педагогики). Наказание нужно использовать лишь, когда ребёнок осознал недопустимость своего поступка, должно быть справедливым, должно осуществляться на основе принципа единства требований семьи и школы.

7)   Игра. В процессе её легко и свободно создаются положительные отношения к разным привычкам. В каждой игре есть свои правила, которые схожи с требованиями к упражнениям; есть элементы соревнования. Вырабатывается самоконтроль, развивается активность. Игру сопровождают положительные эмоции.

2.2. Формы и активные методы нравственного воспитания младших школьников

 

Под методом воспитания понимается такой способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, в котором происходит достижение наиболее эффективных результатов воспитания и развития. Методы воспитания, а также формы организации деятельности выступают как единое воспитательное явление. Также методы воспитания функционально зависимы от деятельности школьников.

Деятельность школьников организуется в рамках двух направлений – коллективного и индивидуального.  В рамках двух указанных направлений методы воспитания подразделяются на две функциональные группы:

1. Методы, направленные на воспитание коллективной жизни детей, включающие единые педагогические требования, методы и формы самоуправления совместной деятельностью, традиции, игры, а также перспективы

2. Методы индивидуального воздействия, а именно: требования, разъяснения, примеры, а также поощрение и наказание.

Для того чтобы помочь детям разобраться в сути нравственных понятий, сформировать у них установки на нравственно-устойчивое поведение, необходимо проводить часы общения. В процессе нравственного просвещения при проведении часов общения акцентируется внимание на эмоциональном стимулировании. Для пробуждения интереса детей к вопросам нравственного воспитания, активизации их чувств, помимо проблемно-поисковых, используются игровые, соревновательные и эмоционально-образные стимулы (классификация М.Г. Яновской)[17]. Каждый час общения может быть представлен технологической цепочкой, состоящей из следующих звеньев: включение детей в авторский сказочный сюжет; работа над понятиями в виде словарных игр и упражнений; решение этических ситуаций; просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов и видеофильмов; этические игры; песенный тренинг по нравственной тематике; рефлексия.

Особо привлекательными для детей являются этические игры. Известно, что игра как эмоциональный стимул имеет неоценимое значение в нравственном воспитании младших школьников. Она обогащает воспитательный процесс, повышает активность учащихся, побуждает их к совершению моральных поступков. Участвуя в этической игре, ребенок интенсивнее овладевает правилами и нормами поведения в обществе, приобретает умения и навыки позитивных взаимоотношений с людьми, совершенствует свои моральные качества.

Информация о работе Активные методы нравственного воспитания младших школьников