Активные и интерактивные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:13, доклад

Краткое описание

Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Содержание

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
2.1. Круглый стол, дискуссия, дебаты
2.2. Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)
2.3. Деловые и ролевые игры
2.4. Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
2.5. Мастер класс
ДРУГИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Активные-и-интерактивные-методы-обучения.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

1. Подготовка занятия. Проведению деловых игр предшествует разработка единых требований к отдельным этапам:

  • целевая установка проведения игры;
  • сценарий всех этапов деловой игры;
  • структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление;
  • критерии оценки, полученных в ходе игры результатов;
  • рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков.

Условия проведения деловых игр:

  • проигрывать реальные события;
  • приводимые факты должны быть интересными, «живыми»;
  • ситуации должны быть проблемными;
    • обеспечение соответствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников;
    • проверка пригодности аудитории для занятия;
    • использование адекватных характеру игры способов фиксации ее процесса поведения игроков;
    • определение способов анализа игрового процесса, оценка действий игроков с помощью системы критериев;
    • оптимизация требований к участникам;
    • структурирование игры во времени, обеспечение примерного соблюдения ее временного регламента, продолжительности пауз, завершении этапов и всего процесса игры;
    • формирование игровой группы;
    • руководство игрой, контроль за ее процессом;
    • подведение итогов и оценка результатов.

2. Вступление. Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

1) Для чего проводится  данная деловая игра?

2) Для какой категории  обучаемых?

3) Чему именно следует их обучать?

4) Какие результаты должны  быть достигнуты (Примеры учебных  целей: «показать, как следует привлечь  к выполнению конкретной задачи  целый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое общение  специалистов различных профилей и др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.»).

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собой преподаватель, руководитель игры) и цели действий её участников (студентов), которые ставятся ими, исходя из игровых ролей. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему.

Задачи преподавателя в подготовке деловой игры:

  • отобрать необходимые ситуации;
  • подготовить дидактический материал, карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности);
  • подобрать подгруппы студентов;
  • поставить задачу (проблему), по которой группа должна высказывать свою точку зрения;
  • продумать предполагаемые ответы и реплики;
  • проявлять к студентам интерес, постоянное внимание и т.п.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.

Таким образом, преподаватель при подготовке деловой игры должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу.

При конструировании деловой игры необходимо опираться на структурное описание последней.

Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально.

Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения.

Как правило, в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги.

Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов:

реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в ситуации «рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений…, противоречивости критериев принятия решений» и т.п.

Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии. Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий.

Деловую игру можно проводить перед изложением лекционного материала для обнаружения пробелов в знаниях, когда их основой является только личный опыт, либо после лекционного курса для закрепления и актуализации знаний в опыт. Можно также осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры. В последнем случае динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и деловых форм проведения занятий, которые целостно воспроизводят процесс будущей профессиональной деятельности.

Деловая игра в зависимости от содержания может длиться от одного до 2-3 академических часов, т.е. это могут быть небольшие фрагменты или полноценная деловая игра. Учитывая большую эмоциональную нагрузку на участников игры, целесообразно деловыми играми заканчивать учебный день. Деловую игру можно использовать и как форму проведения зачета. В этом случае преподаватель определяет, какие проблемы выносятся в ее содержание, по каким критериям будет оцениваться уровень знаний. Содержание, ход игры и участие в ней обговариваются в студенческой аудитории заранее. Можно выбрать группу экспертов (3-4 человека), которая, внимательно наблюдая за ходом игры, выносит решение о получении зачета каждым ее участником. Преподаватель как бы снимает с себя ответственность за принятие или непринятие зачета, но в действительности он создает для обучающихся условие, в котором требуются проявление ответственности за знания, как собственные, так и других слушателей, аргументированность решения, умение критически оценить происходящее, высказать замечание, видеть позитивные начала в действиях и поступках окружающих.

Успех игр как метода обучения в гораздо большей степени, чем традиционных, зависит от материально-технического обеспечения, в состав которого входят аудитории (классы), специально оборудованные для игр, средства отображения информации, средства управления, тренажеры, вычислительная техника и т.п. Разумеется, состав материально-технического обеспечения и размещение в решающей степени зависят от формы игрового занятия, числа участников и многих других факторов.

Оценка деятельности участников игры всякий раз складывается из оценки анализа обстановки, выработанного и принятого решения, а также его реализации в установленное нормативами время.

3. Основная часть. Рассмотрим этапы проведения деловой игры (таб. 2.3.1).

 

Таблица 2.3.1.

Этапы проведения деловой игры

 

Этап

Содержание деятельности

Время (минуты)

1

Постановка целей, задач, формирование команд. Выбор экспертов.

3-5

2

Ознакомление с правилами деловой игры, правами и обязанностями.

15

3

Выполнение заданий в паре участников

10

4

Обмен информацией между парами участников в команде.

 

Обсуждение выступления.

 

Выступление экспертов с критериями оценки деятельности.

5

 

 

5

 

5

5

Обмен опытом участников деловой игры. Выступление преподавателя с научным обобщением.

10-15

6

Подведение итогов. Выступление экспертов.

10

 

Заключение о результатах деловой игры.

 

 

Пример правил деловой игры

  • работа по изучению, анализу и обсуждению заданий в командах осуществляется в соответствии с предложенной схемой сотрудничества.
  • выступление должно содержать анализ и обобщение. Ответы на предложенные вопросы должны быть аргументированными и отражать практическую значимость рассматриваемой проблемы.
  • после выступления любым участником могут быть заданы вопросы на уточнение или развитие проблемы. Вопросы должны быть краткими и четкими.
  • ответы на вопросы должны быть строго по существу, обоснованными и лаконичными.
  • при необходимости развития и уточнения проблемы любым участником игры могут быть внесены предложения и дополнения. Они должны быть корректны и доброжелательны.

Пример прав и обязанностей участников:

  1. Преподаватель:
    • инструктирует участников деловой игры по методике ее проведения;
    • организует формирование команд, экспертов;
    • руководит ходом деловой игры в соответствии с дидактическими елями и правилами деловой игры;
    • вносит в учебную деятельность оперативные изменения, задает вопросы, возражает и при необходимости комментирует содержание выступлений;
    • вникает в работу экспертов, участвует в подведении итогов. Способствует научному обобщению результатов;
    • организует подведение итогов.
  2. Экспертная группа:
  • оценивает деятельность участников деловой игры в соответствии с разработанными критериями;
  • дорабатывает в ходе деловой игры заранее подготовленные критерии оценки деятельности команд;
  • готовит заключение по оценке деятельности команд, обсуждают его с преподавателем;
  • выступает с результатами оценки деятельности команд;
  • распределяет по согласованию с преподавателем места между командами.
  1. Участники игры:
  • выполняют задания и обсуждают проблемы в соответствии со схемой сотрудничества в командах;
  • доброжелательно выслушивают мнения;
  • готовят вопросы, дополнения;
  • строго соблюдают регламент;
  • активно участвуют в выступлении.

4. Выводы (рефлексия). Обучение в деловых играх направлено на формирование коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений. В играх формируются умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу, выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовывать работу в соответствии с намеченным планом, готовить проекты документов. Деловые игры развивают культуру принятия решений, воспитывают ограничения в эмоциональных проявлениях, сдержанность в словах и поступках.

Ожидаемая эффективность деловых игр:

  • познавательная: в процессе деловой игры студенты знакомятся с методами аргументации и мышления в исследовании вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере;
  • воспитательная: в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре;
  • развивающая: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, умение общаться в процессе дискуссии.

Эффективность деловых игр обеспечивается рядом факторов:

  • когда они составляют систему формирования специалиста на протяжении всего периода обучения, развиваясь от простых к сложным на различных этапах обучения;
  • когда они способствуют интеграции различных дисциплин, приобретая комплексный характер;
  • когда содержание деловых игр, моделирование деятельности руководителей и специалистов строится на практическом материале конкретных предприятий, на связи теоретического обучения с производством.

Информация о работе Активные и интерактивные методы обучения