Активные и интерактивные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:13, доклад

Краткое описание

Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Содержание

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
2.1. Круглый стол, дискуссия, дебаты
2.2. Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)
2.3. Деловые и ролевые игры
2.4. Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
2.5. Мастер класс
ДРУГИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Активные-и-интерактивные-методы-обучения.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

Метод проектов – выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме.

В данном методе учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Сократический диалог - построен на задавании особым образом сформулированных, «наведенных» (но не наводящих) вопросов, он имеет давние традиции в преподавании.

Данная методика может использоваться в научно-исследовательской работе, в учебном процессе и в практической деятельности. Возможна также организация преподавания в форме отдельных самостоятельных тренингов.

Методика «Займи позицию»

1.Использование методики  «займи позицию» позволяет выявить  имеющиеся мнения, увидеть сторонников  и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.

2. Обсуждение начинается  с постановки дискуссионного  вопроса, т.е. вопроса, предполагающего  противоположные, взаимоисключающие  ответы (например, «Вы за или против  отмены смертной казни?»).

3. Все участники, подумав  над вопросом, подходят к одной  из четырех табличек, размещенных  в разных частях аудитории:

Абсолютно за

Абсолютно против

Скорее за

Скорее против

 

Полностью согласен

Полностью не согласен

Скорее согласен

Скорее не согласен

 

4. Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции.

5. Любой участник может  свободно поменять позицию под  влиянием убедительных аргументов.

Групповое обсуждение (см. п. 2,1)

1. Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

2. На первом этапе  группового обсуждения перед  студентами ставится проблема (например, правовой казус), выделяется определенное время, в течение которого студенты должны подготовить аргументированный развернутый ответ.

3. Преподаватель может  устанавливать определенные правила  проведения группового обсуждения:

  • задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 10 ошибок);
  • ввести алгоритм выработки общего мнения;
  • назначить лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др.

4. На втором этапе  группового обсуждения вырабатывается  групповое решение совместно  с преподавателем.

Методика «Дерево решений»

1. Использование методики  «дерево решений» позволяет овладеть  навыками выбора оптимального  варианта решения, действия и  т.п.

2. Построение «дерева  решений» - практический способ оценить  преимущества и недостатки различных  вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть следующим образом:

Проблема: …

Вариант 1: …

Вариант 2: …

Вариант 3: …

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

           
           
           

 

Методика «Попс-формула»

1. Использование методики  «ПОПС - формула» позволяет помочь студентам аргументировать свою позицию в дискуссии.

2. Краткое выступление  в соответствии с ПОПС - формулой  состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения)

я считаю, что …

О – обоснование (довод в поддержку позиции)

… потому, что …

П – пример (факты, иллюстрирующие довод)

… например …

С – следствие (вывод)

… поэтому …


 

 

 

 

 

 

4. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ

Рекомендуется в структуру методических рекомендаций по подготовке студентов к интерактивным занятиям включать следующий алгоритм их проведения: 

  1. Подготовка занятия
  2. Вступление
  3. Основная часть
  4. Выводы (рефлексия)

В методических рекомендациях необходимо отразить следующие ключевые моменты:

    • как студент может должен подготовиться к проведению данного вида занятий (изучение определенного материала, получение определенных специальных навыков, изучение различных методик решения поставленной задачи и т.п.)
    • какую литературу при подготовке необходимо использовать
    • знания из каких разделов дисциплины (междисциплинарные связи) необходимо использовать
    • какой инструментарий будет необходим при проведении занятия
    • каким образом будет проводиться занятие (ход проведения занятия, сценарий, темы для обсуждения и т.п.)
    • какие специальные средства будут использованы на интерактивном занятии (информационные, специальное оборудование и прочее)
    • каковы правила поведения  на данном занятии
    • какова роль каждого студента на данном занятии

Проведение интерактивного занятия включает следующие правила поведения студентов:

      • студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям;
      • способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике;
      • распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми.
      • соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
      • при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;
      • спорить в дружественной манере;
      • быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Студенты никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;
      • внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.
      • язык и жесты, используемые обучающимися, должны отражать их уважение к другим.

 

Этика преподавателя включает следующие моменты:

        • преподаватель должен способствовать личному вкладу студентов и свободному обмену мнениями при подготовке к интерактивному обучению;
        • преподаватель должен обеспечить дружескую атмосферу для студентов и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;
        • преподаватель должен облегчать подготовку занятиям, но не должен сам придумывать аргументы при дискуссиях;
        • преподаватель должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели студентов;
        • преподаватель должен обеспечить отношения между собой и студентами, они должны основываться на взаимном доверии.
        • преподаватель должен провоцировать интерес, затрагивая значимые для студентов проблемы;
        • стимулировать исследовательскую работу;
        • заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по ходу занятия, чтобы не дать погаснуть дискуссии, обсуждению;
        • не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;
        • обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества  студентов, а лучше — всех;
        • не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;
        • не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала занятия такие вопросы следует переадресовывать аудитории;
        • следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.
        • проанализировать и оценить проведенное занятие, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале занятия цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.
        • помочь участникам занятия прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.
        • принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.
        • в заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.
        • добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.
        • показать высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы;
        • обладать речевой культурой и, в частности, свободным и грамотным владением профессиональной терминологией;
        • проявлять коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;
        • обеспечить быстроту реакции;
        • способность лидировать;
        • умение вести диалог;
        • иметь прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;
        • уметь владеть собой
        • умение быть объективным.

Информация о работе Активные и интерактивные методы обучения