Интерактивные технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. По-видимому, самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Появились первые зачатки группового обучения, которое стало основою классно-урочной системы. Разработку и утверждение классно-урочной системы приписывают Я.А. Коменскому.

Содержание

1. Введение
2. Интерактивное обучение
3. технологии интерактивного обучения
4. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

аудивиз.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)


Негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра психологии и педагогики

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

«Аудиовизуальные средства обучения»

 

Тема:

«Интерактивные технологии обучения»

 

                      Студентка

2   курса

Специальности

Педагогика и психология

заочной формы обучения

группы П-10

Преподаватель:

Проверил: _______________

   ( дата, подпись)

 

         2011 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение 
  2. Интерактивное обучение
  3. технологии интерактивного обучения
  4. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Становление форм организации обучения происходило  вместе с развитием человеческого  общества. По-видимому, самой древней  формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения. К началу   XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Появились первые зачатки группового обучения, которое стало основою классно-урочной системы. Разработку и утверждение классно-урочной системы приписывают Я.А. Коменскому.

Для этой формы  организации обучения характерны:

- основной единицей  занятия является урок,

- учащиеся объединяются  в классе по возрасту,

- период школьного обучения,

- занятия обязаны  для всех,

- существуют  расписание занятий, перемен,  каникул на весь год,

- работа всех  учащихся в классе осуществляется  по единому для всех плану,

по одной  теме,

- процессом обучения  руководит учитель.

Урок-творчество учителя. Даже проведённый по одной и той же теме урок, с использованием одних и тех же технологий урок у разных учителей получается разный. Любой урок должен иметь конкретную цель. Поэтому в современной дидактике существует следующая классификация типов уроков:

- изучение нового  материала,

- формирование  и совершенствование умений и  навыков,

- закрепление  и использование знаний, умений, навыков,

- обучение и  систематизация знаний,

- контроля и  коррекции знаний, умений, навыков.

- комбинированный  урок.

Сначала учителю надо определить, что он планирует сделать на уроке, а потом - как и какими способами.

Интерактивное обучение

 

В педагогике различают  несколько моделей обучения:

1) пассивная  - ученик выступает в роли «объекта»  обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная  - inter (взаимный), act (действовать). Процесс  обучения осуществляется в условиях  постоянного, активного взаимодействия  всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают  моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование  какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели. 

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии  интерактивного обучения.

 

1)Работа в  парах.

2)Ротационные  (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в  малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

 

   Технологий интерактивного  обучения существует огромное  количество.

Каждый учитель может самостоятельно  придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Очень нравится детям такой  вид работы, как Карусель, когда  образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников

разыгрывают ситуацию в круге, а остальные  наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с  одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и  дописывают  на деревьях соседей  свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».

Зачитывается  какое-нибудь утверждение и ученики  должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы  они объяснили свою позицию.

Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как  Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Интерактивное творчество учителя и ученика  безгранично. Важно только умело  направить его для  достижения поставленных учебных целей.(2;3 – 10)

МНОГИЕ основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный  процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию  и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению  общих, но значимых для каждого участника  задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Что представляют собой  формы интерактивного обучения? В  настоящее время методистами  и учителями-практиками разработано  немало форм групповой работы для  обучения праву. Наиболее известные из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратим внимание на тот  факт, что в целостном процессе обучения учителю необходимо применять  сразу несколько технологий, обслуживающих  различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004

      2. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые   подходы» М., 2005.


Информация о работе Интерактивные технологии обучения