Активизация познавательной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность учителя – одна из наиболее сложных и ответственных. Каждодневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся.
Известно, что без развития познавательных интересов школьников учитель не может достигнуть хороших результатов в своей работе, ибо сознательное усвоение знаний учащимися начинается с интереса к ним.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 622.00 Кб (Скачать файл)

Ответ: , .

2-й способ.

 Обозначим  где Уравнение примет вид: так как из обозначения

Из уравнения => -посторонний крень, т.к. по условию t > 0.

При

Ответ: , .

 

Проведенный с учащимися  анализ указанных способов решения данного уравнения подчеркнул рациональность второго способа, при этом не отрицая возможности применения первого способарешения. Отыскание различных способов заставляет нас и учеником работать больше с дополнительной литературой. В настоящее время такая возможность реальна: какой только литературы нет(!), только успевай знакомиться с ней. Прекрасный подспорьем остаются учебники, справочники, пособия старого издания. В них немало интересных идей, с помощью которых можно решить задачу и рациональнее, и красивей. Рассмотрим.

Задача №4

Решить уравнение  , где x > 0.

1-й способ.

  -убывающая бесконечная геометрическая прогрессия с Надо найти .

Получим. Т.к. по условию x > 0, остается X = 2. Ответ: 2

2-й способ.

Обозначим , тогда уравнение примет вид

Ответ: 2

 

При решении одной  и той же задачи различными методами увеличивается число случаев, когда известное учениками упражнение переносится в качественно новые условия, повторяется в новых связях. В этом случае повторение учебного материала проводится детьми активно , более осознанно, ибо оно целенаправленно. На уроке нет необходимости решать каждую задачу разными способами( следует попутно отметить, что и не каждая задача разрешима в этом плане). Достаточно подобрать 1-2 задания , предложить дома поразмыслить и поработать над этим вопросом. И еще: не стоит брать слишком сложные задачи( особенно на первых порах начинания). Неплохо, если нахождение 1-2 способов решения было бы доступно ученикам посредственного уровня.

 

 

 

 

 

 

 


 

                                                Заключение

        И так в своей работе я отразила, что одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение в структуре мотивации учащихся удельного веса внутренней мотивации учения.

       Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность,которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет –это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. 

        Высокая  познавательная активность возможна только на интересном для  ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».  Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие

общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.


      И учебник и урок должны быть увлекательными. Интерес школьников к учению надо рассматривать как один из самих мощных факторов обучения. Математику надсматривать не  как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой -  дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.

   В своей работе  я рассмотрела далеко не все  возможные варианты и случаи. Так же внедряю метод проектов, использую занимательный материал на уроках то есть использую всевозможные средства изгнания скуки с уроков математики.

   Я не затронула  уроки-КВН, уроки-сказки, уроки- путешествия,  уроки-кафе, уроки-деловые игры, всевозможные  «ремейки» популярных телеперадач. Это объясняется просто – все эти уроки, я считаю, собственно уроками и не являются, так как они требуют длительной подготовки и со стороны учителя, и со стороны учеников; репетиций, декораций, костюмов, а это скорее спектакли, празничные мероприятия, показательные выступления, тоесть интересные формы внеурочных мероприятий.

   В заключении хочу сказать, что обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

    Надо помнить: систематическая, планомерная и настойчивая работа учителя в привитии навыков отыскания разных способов решения задачи способствует развитию и активизации познавательной деятельности учащихся .

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент урока математики в 6-ом классе

(объяснение нового  материала)

 

Тема: Деление обыкновенных дробей. 

 

 

Приложение 1

 

Цель: Ввести понятие деления обыкновенных дробей. Сформулировать правило деления

обыкновенных дробей. Закрепить основные понятия: взаимно-обратные числа, неправиль-

ные дроби, распределительный  закон умножения. Развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности. Формировать ответственность за конечный результат.

 

Ход урока.

 

I. 

Орг.момент

 

Дети, посмотрите на тему урока. Как вы считаете, какой может  быть цель нашего уро-

ка? Чему мы должны сегодня  научиться?

 

II. 

Устная работа на логическое мышление и поисковую деятельность. 

 

1. В этом ряду есть «лишняя» дробь. Найдите ее и назовите.

 

 

 

2. В этой таблице каждой дроби соответствует буква. Какая буква соответствует

последней дроби?

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Найдите ошибку и охарактеризуйте ее. Какой это закон умножения? Какие еще

законы знаем?

 

 

 

 

 

 

4.  Назовите число, обратное данному.

 

 

 

5. Решите уравнения.

0,7·х=5,6

10·х=0,01 

 

 

 

 

 

 


    1. Историческая справка.

 

Хотя умножение в  старину считалось очень нелегким делом (мало кто знал тогда таблицу умножения), но деление было еще сложнее. В Италии до сих пор сохранилась поговорка: «Трудное дело - деление». Так говорят, когда оказываются перед почти неразрешимой проблемой. В средние века людей, умеющих производить деление, можно было пересчитать по пальцам. Они переезжали из города в город по приглашению купцов, желавших привести в порядок свои счета. 

     Методов деления было придумано немало. Монах-математик Герберт, будущий Папа Римский Сильвестр II, произвел несколько способов. Но они были настолько сложны, что их не понимали даже самые прилежные ученики. Один из этих способов так и назвали «железное деление». Когда в Европе появился арабский способ деления, он стал называться «золотое деление». Итак, сами того не ведая, мы делим числа методом «золотого» деления.

 

 

 

IV. Объяснение нового материала.

Решите уравнение: но использовать будем только умножение.

 

 

 

 

 

 

делимое делитель = делимое  · число, обратное делителю

 

Какой можно сделать вывод? 

 

ВЫВОД: Чтобы разделить  одну дробь на другую, надо делимое  умножить на число,

обратное делителю.

 

 

 

 

А если смешанные числа?

 

 

 

 

А если делитель – натуральное  число

 

                                                                                                                         Приложение 2.

 

                              Фрагмент урока математики в 6-ом классе

 

Тема: Отношения .Пропорция

 

        Цели :

 

 

  дидактические: введение понятия пропорции и её членов, формулировка    основного  свойства пропорции.

развивающие: развитие воображения, математической интуиции, памяти, мышления, формирование правильной математической речи. 

воспитательные: активизация  познавательной и творческой активности учащихся.

                                                    Ход урока: 

I. Организационный момент:

II. Устная работа по повторению.

III. Объяснения нового материала.

 

Ребус. (тема урока)

  ,


,, ? , 

 

 

 

 

 

Ц и  

 

 

я

 

          Ученые в Древней Греции не признавали дробных чисел и из-за этого у них   возникали затруднения с измерением величин. Пришлось греческим ученым придумывать другой способ. Так было создано учение об отношении величин, которое они использовали при строительстве зданий. При строительстве фасада храма Парфенона в Афинах использовались «божественная пропорция».

(сообщение цели урока)

Задание: 

1. Найти отношения

 

  1. Составь равные отношения из чисел

 

3.   Что объединяет эти два задания?

Запишем уравнение:

 

Это и есть пропорция. Попробуйте дать определение пропорции.

(Пропорция- равенство  двух отношений).

Общий вид:       или

 

 

     Читай правильно: 1. отношение а и в равно отношению с и д

                                2.  а так относится к в, как с относится к д.

 

   Задание: Из чисел 4, 2, 5, 10 составьте пропорцию и прочитайте её.

а и д – крайние члены пропорции

с и в – средние члены пропорции.


 

 

       Задание: Допишите недостающие члены пропорции, назовите средние и крайние члены

пропорции

 Задание:  Установите, является ли пропорцией равенство:

 

         Задание: (по рядам)  В пропорции найдите произведение средних членов

и крайних членов

 

 

          Какой  вывод можно сделать?

 

                                                                                                                                          Приложение 4                           

 

Математическая разминка

Назовите наименьшее однозначное число.

Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?

Если температура воздуха  была – 8°, а потом потеплело на 6°, положительной

ли стала температура?

Сколько человек в  трех квартетах?

Сложите порядковые номера месяцев года – мая и августа.

Периметр прямоугольника из проволоки 12 см, его разогнули и сделали

квадрат. Чему равна его  площадь?

Сколько лет было совершеннолетнему  три года назад?

Сколько палочек в  римском написании века гибели А.С. Пушкина?

Чему равна сумма  чисел, на которые показывают стрелки механических часов в

9 утра?

Сколько ступенек у лестницы, где средняя – 8-я ступенька?

Сколько ног, хвостов  и рогов у трех коров?

Если бы Остапу Бендеру  сразу отдали 3 стула, сколько бы ему осталось

искать?

 

Буквенный диктант

 

5 класс

Т – цирковая кличка собаки Каштанки, (Тетка);

 

Р – полевой цветок народный для гадания пригодный, (ромашка);

 

О – время года, когда  листья становятся разноцветными, (осень);

 

З – свет мой... скажи, да всю правду расскажи, (зеркальце);

 

Е – самая плохая оценка (7 букв), (единица);

 

К – и от дедушки  ушел, и от бабушки ушел, (Колобок);

 

О – металл, из которого сделан стойкий солдатик, (олово);

 

Из первых букв оставляем  слово-анаграмму – ОТРЕЗОК.

7 класс – геометрия

О – видит... да зуб  неймет, (око);

 

В – перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на прямую, содержащую

противоположную сторону  треугольника, (высота);

 

С – вездеход Бабы Яги, (ступа);

 

Й – последняя буква  в названии липкой жидкости, которой  можно соединить

бумагу, (клей);

 

Т – угол, градусная  мера которого больше 90°, (тупой);

 

О – название второй координатной точки, (ордината);

 

В – город, в пригороде  которого стоит храм Покрова на Нерли, (Владимир);

 

С – восточная точка  Африки, (Сафун).

 

Получается слово –  СВОЙСТВО.

9 класс – алгебра

О – суша посреди моря, (остров);

 

П – параллелограмм, у  которого диагонали равны, (прямоугольник);

 

З – утренняя трапеза, (завтрак);

 

А – домашний бассейн  для рыб, (аквариум);

 

Е – детский юмористический журнал, (Ералаш);

 

К – английский писатель, которому обязан своей всемирной известностью

Маугли, (Киплинг);

 

А – математическое предложение, принимаемое без доказательств, (аксиома);

 

Ь – буква, превращающая геометрическую фигуру в топливо, (угол – уголь);

 

Л – царствующая особа  из земноводных, (лягушка);

 

Т – четырехугольник, у которого только две противоположные стороны

Информация о работе Активизация познавательной активности