Современная структура инспекций ФНС России – проблемы и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Структура инспекции - это перечень ее структурных подразделений и распределение функций между ними.
Налоговая инспекция это сложный механизм, выполняющий множество функций, взаимодействующий со множеством предприятий, организаций и граждан, получающий и обрабатывающий информацию из множества источников. В один и тот же период времени в инспекции протекает несколько достаточно обособленных, но подчиненных единой цели процессов.

Содержание

1. Введение. 2
2. Структура инспекции ФНС. 3
2.1. Формирование и развитие структуры налоговых инспекций в
1990 - 2001 годах. 5
3. Современная структура инспекции ФНС, ориентированная на
технологию массовой автоматизированной обработки данных. 17
3.1. Отдел финансового и общего обеспечения. 17
3.2.Юридический отдел. 20
3.3.Отдел регистрации и учета налогоплательщиков. 21
3.4.Отдел работы с налогоплательщиками. 22
3.5. Отдел информационных технологий. 25
3.6.Отдел ввода и обработки данных. 25
3.7.Отдел учета, отчетности и анализа. 26
3.8. Отдел выездных и камеральных проверок. 30
3.9.Отдел оперативного контроля . 35
4. Заключение. 35
5. Список используемой литературы. 39

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 63.21 Кб (Скачать файл)

 

 Каждый отдел инспекции  занимался также составлением  отчетности по своему направлению  работы, подготовкой информаций  по заданиям вышестоящих организаций  и руководства инспекции, анализом  результатов своей работы.

 

 В условиях данной  структуры инспекции налогоплательщики  должны были сдавать отчетность  и налоговые расчеты по разным  налогам в разные отделы инспекции.  В результате этого, в инспекции  образовывалось две очереди –  в отдел налога с оборота  и в отделы налогообложения  прибыли. Это было неудобно, но  более-менее терпимо в условиях, когда общее количество предприятий,  состоящих на учете в инспекции,  не превышало 300 – 350.

 

 Расчеты одного предприятия  по разным налогам оседали  в разных отделах инспекции,  что препятствовало эффективному  перекрестному контролю и сопоставлению  показателей разных деклараций.

 

 Отсутствие компьютеров  и программ приводило к тому, что проверенные инспекторами  отделов налогообложения прибыли,  налога с оборота и отдела  налогообложения граждан расчеты  и декларации передавались для  начисления платежей в отдел  учета и отчетности. Это порождало  необходимость тратить рабочее  время на составление описей  передаваемых из отдела в отдел  документов и к задержкам в  разноске начислений.

 

 Существовавшая технология  налоговой работы была перенесена  в налоговые инспекции в момент  их создания из финансовых  органов, вместе с их сотрудниками, перешедшими в налоговые органы  в момент создания налоговой  системы. В 1990 году эта технология  достаточно полно отвечала условиям  работы и требованиям, предъявлявшимся  к налоговой системе. 

 

 Основными моментами  этой технологии были:

 

получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;

 

ручная обработка полученной информации, ее хранение только на бумажных носителях;

 

нерегламентированность  большинства процедур по сбору налогов.

 

 Такая технология сложилась  еще при социализме, когда само  слово «налоги» казалось чем-то  чужеродным, вместо него чаще  использовалось выражение «платежи»,  «отчисления». Господство общественной  собственности на средства производства  в форме государственной собственности  приводило к тому, что при внесении  средств в бюджет деньги просто  «перекладывались» из одного  государственного кармана в другой, причем, происходило это в плановом  порядке. Целью контроля со  стороны финансовых органов было  выявление непреднамеренных бухгалтерских  ошибок, которые могли привести  к уменьшению отчислений в  бюджет от предприятий в каком-то  отчетном периоде. Случаи умышленного  уклонения предприятий от уплаты  средств в бюджет были весьма  редки. Количество плательщиков  было крайне небольшим, а система  правовой защиты их интересов  - неразвитой.

 

 Период 1991 – 1998 годов  характеризовался серьезными изменениями  налогового законодательства и  быстрым ростом числа предприятий,  относящихся к негосударственным  формам собственности и граждан,  занимающихся предпринимательской  деятельностью.

 

 Эти изменения привели,  прежде всего, к многократному  увеличению количества налогоплательщиков. При этом, численность налоговых  работников также росла, но  темпы ее роста существенно  отставали от темпов роста  количества плательщиков. В результате  этого, нагрузка на 1 налогового  инспектора возросла с 25 - 30 предприятий  в 1990 году до 700 - 900 предприятий. 

 

 Появились принципиально  новые налогоплательщики, которых  в 1990 году просто не было (например - плательщики налога на имущество  физических лиц).

 

 Увеличился перечень  собираемых налоговыми органами  налогов, а условия налогообложения  предприятий различных форм собственности  были выровнены. Произошел отказ  от индивидуально устанавливаемых  каждый год ставок налогов и переход к фиксированным ставкам, единым для всех плательщиков. С 1990 года персонифицированный налог с оборота был заменен на обязательный для всех субъектов хозяйственной деятельности налог с продаж, а с 1992 года был внедрен налог на добавленную стоимость, существующий и в настоящее время.

 

 Происходил и качественный  рост нагрузки на налоговую  систему (например - вместо одного  срока сдачи квартальной отчетности  в 1990 году, появилось два - по  НДС и по всем остальным  налогам).

 

 В этих условиях  изменения в первоначальной структуре  налоговых инспекций были неизбежны.  При этом, каких то жестких  ограничений по ее изменению  со стороны вышестоящих организаций  не существовало, поэтому структура  каждой низовой инспекции менялась  по мере осознания ее руководством  необходимости этих изменений,  наличия программных продуктов  и вычислительной техники для  автоматизации работы инспекции,  наличия помещений и других  факторов.

 

 Прежде всего, следует  отметить отказ от отделов  налогообложения прибыли по формам  собственности и отделов налога  с оборота (позднее – отделов  косвенных налогов) и создание  территориальных отделов. В этом  случае территория, контролируемая  инспекцией, делилась между 2 –  4 территориальными отделами по  определенному принципу – чаще  всего – по улицам, или по  муниципальным районам. Все предприятия,  вне зависимости от форм собственности  и организационно-правовых форм, зарегистрированные на данной  территории, переходили под налоговый  контроль соответствующего территориального  отдела. Сотрудники отдела осуществляли  прием и камеральную проверку  бухгалтерской отчетности и налоговых  деклараций, ведение налоговых дел  плательщиков, документальные проверки  предприятий по своему участку. 

 

 Таким образом, произошло  выравнивание нагрузки между  налоговыми инспекторами, нарушенное  в связи с сокращением числа  государственных предприятий и  бурным ростом числа плательщиков  негосударственных форм собственности.  Это стало возможным в связи  с унификацией налогообложения  предприятий всех форм собственности  в 1991 – 1992 годах.

 

 В руках одного инспектора, курировавшего конкретного плательщика  стала сосредотачиваться вся  его налоговая отчетность, что  позволило использовать метод сопоставления показателей разных налоговых деклараций для более эффективной камеральной проверки и выбора объектов для документальных проверок.

 

 В тоже время, территориальная  структура инспекции была по-прежнему  ориентирована на ручную технологию  налоговой работы. Информация из  бухгалтерской отчетности и налоговых  деклараций налогоплательщиков  не вводилась в базу данных  инспекции. Для проводки начисленных  к уплате или к уменьшению  сумм налогов в карточки лицевых  счетов декларации передавались  в отдел учета и отчетности. Отсутствовала специализация налоговых  инспекторов на проведении камеральных  и выездных налоговых проверок, несмотря на то, что работа  по ним существенно различается.

 

 В это время в  структуре инспекции происходили  и другие изменения. 

 

 Так, для обеспечения  нормальной работы вычисли тельной  техники, локальных сетей и  баз данных, которые все шире  внедрялись в налоговую работу, в инспекциях стали создаваться  отделы информатизации. Эти отделы  относятся к разряду обеспечивающих, комплектуются специалистами с  высшим техническим образованием  в области вычислительной техники.

 

 В 1994 году впервые  встал вопрос о ведении единого  государственного реестра налогоплательщиков. Это потребовало выделения в  составе инспекций отдела учета  налогоплательщиков. Этот отдел  обеспечивает постановку на учет  и снятие с учета плательщиков  налогов, формирование юридических  дел налогоплательщиков, ввод информации  о них в базу данных инспекции.  Необходимо отметить, что именно  это направление работы инспекции  стало переходить на информационную  технологию одним из первых. Кроме  того, его создание позволило  разделить единое дело налогоплательщика  на юридическое и налоговое  дела. Необходимость этого обусловлена  тем, что юридические документы  предприятия, создаваемые при  его государственной регистрации,  меняются достаточно редко и  должны быть легко доступны  в течение всего периода деятельности  предприятия. Бухгалтерская отчетность  и налоговые декларации поступают  в налоговую инспекцию каждый  квартал (или каждый месяц)  и утрачивают свою актуальность  гораздо быстрее, чем юридические  документы. Выделение юридического  дела позволило сдавать в архив  налоговые дела предприятий за  периоды 3-х и более летней  давности.

 

 Необходимо отметить  также, что в большинстве случаев,  отделы учета налогоплательщиков  занимались работой только с  юридическими лицами. Учет налогоплательщиков  – физических лиц вели отделы  налогообложения физических лиц.

 

 Принятие в 1993 году  Закона Российской Федерации  «О применении контрольно-кассовых  машин в денежных расчетах  с населением» привело к созданию  в структуре районной инспекции  отдела по контролю за применением  ККМ. На отдел была возложена  работа по постановке на учет  и снятию с учета контрольно–кассовых  машин, проверке соблюдения законодательства  об из применении в расчетах  с населением, подготовке решений  о наложении штрафов за несоблюдение  законодательства о ККМ. Впоследствии  функции отдела ККМ существенно  расширились – отделы стали  заниматься вопросами контроля  за оборотом алкогольных и  табачных изделий, полноты учета  выручки от розничной торговли  и оказания услуг населению,  выявлением фактов осуществления  предпринимательской деятельности  без государственной регистрации  и постановки на учет в налоговых  органах и т.д.

 

 Одним из направлений  совершенствования налогового законодательства  являлось повышение правовой  защищенности налогоплательщиков. В этом же направлении развивалось  вообще все законодательство  России. Все большее значение  стало приобретать обеспечение  доказательной базы актов налоговых  проверок, соблюдение процессуальных  норм в работе налоговых инспекторов,  происходил постоянный рост числа  судебных процессов с участием  налоговых инспекций. Это потребовало  создать в инспекциях юридические  отделы для качественного правового  обеспечения деятельности инспекции.

 

 С первых дней существования  налоговой системы нарастает  вал ведомственной отчетности, представляемой  налоговыми органами. Наряду с  формами, относящимися к группе  «налоговой статистики» существует  масса форм и информаций, введенных  отдельными письмами ФНС России  и региональных управлений и  представляемых ежемесячно или  ежеквартально. Общее количество  таких отчетов уже давно превысило  сотню и постоянно увеличивается.  В этих условиях инспекция  обязана обеспечить качественное  и своевременное представление  таких отчетов, согласованность  их показателей, непротиворечивость  разных форм. С другой стороны,  постоянно увеличивалось значение  анализа имеющейся в инспекции  информации для повышения эффективности контрольной работы, оценки работы подразделений инспекции и отдельных ее сотрудников. Все большее значение приобретает работа по прогнозированию налоговых поступлений в целом по контролируемой территории и по отдельным, крупнейшим, налогоплательщикам. Для решения этих задач в инспекциях были созданы отделы анализа и прогнозирования.

 

 Штатная численность  районных инспекций постепенно  увеличивалась. Это вело к необходимости  набора новых сотрудников, расстановки  и воспитания кадров. С другой  стороны, постоянно возрастал  документооборот, существенно усложнялись  и задачи по хозяйственному  обеспечению деятельности инспекций.  Для повышения качества работы  по всем этим направлениям  произошло разделение административно-хозяйственных  отделов на отделы кадров и  общие отделы.

 

 Отдел кадров инспекции  занимался работой по подбору,  расстановке и воспитанию кадров; ведению кадрового делопроизводства  и воинского учета. Отдел кадров  также обеспечивал своевременность  присвоения сотрудникам инспекции  классных чинов и размеров  доплат за выслугу лет, контроль  за трудовой дисциплиной и  использованием рабочего времени.  В ряде случаев на отдел  кадров возлагалась также работа  по обеспечению неразглашения  сведений, составляющих налоговую  тайну и безопасности инспекции  и ее сотрудников.

 

 Общий отдел обеспечивал  ведение делопроизводства в инспекции,  контроля за сроками исполнения  писем, жалоб и заявлений налогоплательщиков, заданий и поручений вышестоящих  организаций и руководства инспекции;  прием, регистрацию и отправку  корреспонденции. В части хозяйственного  обеспечения деятельности инспекции  на общий отдел возлагалась  работа по эксплуатации здания  инспекции и поддержки работоспособности  всех его систем; по приобретению, хранению и ремонту мебели, оборудования, инвентаря и расходных материалов.

 

 Таким образом, к  моменту вступления в действие  первой части Налогового кодекса  Российской Федерации (1 января 1999 года) в состав территориальной  налоговой инспекции, как правило,  входили:

 

Руководство.

 

Территориальные отделы.

 

Отдел налогообложения граждан.

 

Отдел учета и отчетности.

 

Отдел учета налогоплательщиков.

 

Отдел по контролю за применением  ККМ в денежных расчетах с населением.

 

Юридический отдел.

 

Отдел анализа и прогнозирования.

 

Отдел информатизации.

 

Бухгалтерия.

 

Отдел кадров.

 

Общий отдел.

 

 Однако, эта структура  не была типовой. В каждой  инспекции формировался свой  набор отделов. Достаточно сказать,  что только в территориальных  налоговых инспекциях г.Москвы  насчитывалось около 50 разных  типов отделов. В некоторых  инспекциях сохранились остатки  первой структуры – отделы  налогообложения предприятий определенных  форм собственности или сфер  деятельности (например – совместных  предприятий, банков, страховых организаций  и т.п.), в других инспекциях  произошел переход на более  прогрессивную структуру с выделением  отделов камеральных и выездных  налоговых проверок. В одних инспекциях  раздел территории между территориальными  отделами производился по улицам, в других – по муниципальным  районам. В одних инспекциях  сохранился единый отдел налогообложения  граждан, в других он был  разделен на 2 или 3 отдела по  направлениям работы и т.п.  Все это делало структуру каждой  территориальной инспекции уникальной, осложняло управление, делало невозможным  сопоставление результатов работы  по конкретным участкам на  территории субъекта федерации  или по России в целом.

Информация о работе Современная структура инспекций ФНС России – проблемы и пути совершенствования