Правовые основы налоговой системы РФ. Проблемы. Пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 06:58, контрольная работа

Краткое описание

Налоги в нашей жизни определяют многое. От того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона или конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т.д.

Содержание

Введение………………………………..………………………………3
1 Налог как экономическая и правовая категория……………...…...4
2 Законодательство о налогах и сборах……………………………... 9
3Правовая база налоговой системы……………………………..…..22
4 Проблемы реформирования налоговой системы …………….….25
5Основные направления совершенствования налоговой
системы Российской Федерации…………………………………….26
Заключение …………………………………………………….…… 33
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 57.05 Кб (Скачать файл)

     Следует обратить особое внимание на важность экономической основы налоговой  системы, так как в первую очередь  от состояния экономики и организации  экономической деятельности зависит  объем налоговых поступлений  в федеральный, региональный и местные  бюджеты, а также во внебюджетные государственные фонды.

     Действующая до вступления в силу специальной  части Налогового кодекса система  налогов (состав федеральных, региональных и местных налогов, основные элементы кон­кретных налогов) и соответствующая  ей система налоговых организаций  сформировались в основном в 1991—1992 гг. (Закон «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. и законы по конкретным налогам). Эти основы налоговой системы  должны быть приведены в соответствие с изменившейся экономической основой, в частности со сложившимися к  настоящему времени отношениями  собственности. Только сбалансированность экономической, организационной и  правовой основ налоговой системы  позволит обеспечить оптимальность  налоговой нагрузки на экономику, увеличить  налоговые поступления в бюджет и тем самым содействовать  экономическому развитию страны.

     Формирование  правовой основы новой налоговой  системы сопровождается большими трудностями. Во вступивший в действие с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс РФ (часть  первая) в том же году были внесены  многочисленные и весьма существенные изменения и дополнения (Федеральный  закон «О внесении изменений и  дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ). По существу часть  первая кодекса была коренным образом  переработана.

     Обсуждение  проекта части второй Налогового кодекса (специальная часть) ведется  с 1997 г. К принятому в первом чтении Государственной Думой проекту  поступило более 4,5 тысяч поправок, в связи с чем рассмотрение проекта было начато заново.

     Трудности в формировании новой налоговой  системы вызваны, скорее всего, нестабильностью  экономики и неопределенностью  экономической политики государства. Отрицательно сказывается и недостаточная  разработанность системных методов  проектирования правовых систем как  моделей сложных развивающихся  материальных систем.

     Несмотря  на то, что первая часть Налогового кодекса введена в действие с 1 января 1999 г., ряд статей этой части  вводится в действие одновременно с  введением специальной части  кодекса. До введения в действие специальной  части могут взиматься только те налоги, которые установлены Законом  РФ «Об основах Налоговой системы  в Российской Федерации». 
 
 
 

     4 Проблемы реформирования налоговой системы  

     Во  всех развитых странах основными  стимулами к реформированию налогообложения  является: стремление превратить налоговую  систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять  все налоговые преграды на пути экономического роста.

     В России определены приоритетные направления  налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению  собираемости налогов.

     Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической  политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С  другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое  поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию  налогов.

     Проводимая  в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения  экономического роста, развития предпринимательской  активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных  иностранных инвестиций.

     Само  понятие «реформа» несет в  себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.

     Необходимость проведения налоговых реформ объясняется  следующими фактами, во-первых, налоговое  законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой  реформы должно быть основано на научных  концепциях, должна быть четко установлена  цель реформы.

     Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться  комплексно, параллельно с проведением  других реформ, таких, как административная, судебная и др.

     В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены  том, что при разработке концепции  налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен  комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи  всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой  системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

     Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:

     1. В науке налогового права нет  концептуального единства. Отмечаются  многовариантность, разнонаправленность,  разноуровневость и коллизионность  концептуальных подходов к построению  как отдельных институтов налоговых  законов, так и всей системы  актов в области финансовой  деятельности государства. 

     2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностями практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.

     Таким образом, любая налоговая реформа  должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов.  

     5 Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации 

     На  современном этапе реформирования налоговой системы приоритетное внимание уделяется решению проблем  повышения эффективности налогового администрирования, в том числе  налогового контроля как главной  его составляющей. 

     В перспективах реформирования налоговой  системы РФ в качестве основной меры, предлагаемой к реализации в 2010 г. является разработка законопроекта о налоговой амнистии.

     Президент предлагает следующие меры по совершенствованию  налоговой системы, к которым  относятся следующие:

     1. Целесообразно рассмотреть возможность  дальнейшего снижения налогового  бремени .

     2. Необходимо дифференцировать ставки  акцизов на бензин, исходя из  его качества, имея ввиду установление  более низкой ставки на высококачественный  бензин и более высокой ставки  на бензин низкого качества.

     В Послании Президента отвергается недавно  прозвучавшая идея о восстановлении прогрессивной шкалы подоходного  налога. Однако для частичного повышения  налоговой нагрузки на богатое население  должен быть реформирован налог на недвижимость.

     На  первый план постепенно выходит задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборах отдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками.

     Стабильность  налоговой системы подразумевает и неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода времени, что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только не возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития.

     Реформирование  налоговой системы должно происходить  постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

     Стабильность  налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы  компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговой политики.

     Значение  фактора стабильности налоговой  системы, а также особенности  государственного строительства России как Федерации обусловили необходимость реализации конституционного принципа единства налоговой системы. Данный принцип основывается на стабильности и преемственности налоговой политики государства, единстве экономического и налогового пространства, четком разграничении полномочий федерального центра и регионов.

     Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для  понимания.

     Эффективность налоговой реформы сегодня в  решающей степени зависит от способности государства обеспечить увеличение темпов роста производства, осуществить серьезные преобразования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы ни предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сети так называемых малых предприятий. 

     Успех всей экономической реформы зависит  в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов  населения в процессы инвестирования, проводимых реформ, требующих обеспечения властных полномочий финансовыми ресурсами. Налоговый кодекс РФ позволяет более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Можно сказать, что с 2005 г. налоговые отношения в России вышли на качественно иной уровень развития, что позволило устранить многие недостатки существующей налоговой системы.

     Главной целью реформы налоговой системы  в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности. Налоговая система всегда будет совершенствоваться, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии экономической действительности, так чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

     Основной  целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения  между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

     Основными направлениями налоговой политики сегодня выступают:

     1. Контроль за трансфертным ценообразованием  в целях налогообложения: 

     - Определение взаимозависимости  лиц, 

     - Установление закрытого перечня  контролируемых сделок,

     - Введение обязательного представления  специального декларирования контролируемых  сделок и требований к перечню  документов, обосновывающих применение  налогоплательщиком трансфертные  цены в сделках с взаимозависимыми  лицами,

     - Введение института предварительных  соглашений о ценообразовании  с налоговыми органами,

     - Введение новых требований к  методам оценки диапазона рыночных  цен и принципам их применения.

Информация о работе Правовые основы налоговой системы РФ. Проблемы. Пути их решения