Правовые основы налоговой системы РФ. Проблемы. Пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 06:58, контрольная работа

Краткое описание

Налоги в нашей жизни определяют многое. От того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона или конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т.д.

Содержание

Введение………………………………..………………………………3
1 Налог как экономическая и правовая категория……………...…...4
2 Законодательство о налогах и сборах……………………………... 9
3Правовая база налоговой системы……………………………..…..22
4 Проблемы реформирования налоговой системы …………….….25
5Основные направления совершенствования налоговой
системы Российской Федерации…………………………………….26
Заключение …………………………………………………….…… 33
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 57.05 Кб (Скачать файл)

     Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и  физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). 
 

     2 Законодательство о налогах и сборах 

     Законодательство  о налогах и сборах состоит  из Налогового кодекса, федеральных  и региональных законов, местных  законодательных актов. Законы о  налогах, принятые до вступления в действие Налогового кодекса, сохраняют свою силу в части, не противоречащей НК РФ.     

     Налоговый кодекс    

      -Федеральные законы       

      -Законы субъектов Федерации      

      -Нормативные акты органов местного  самоуправления 

     Налоговый кодекс - основной законодательный  акт о налогах, который состоит  из двух частей. В первой части даются основные определения, устанавливаются права и обязанности налогоплательщиков, определяются процедуры налоговых проверок, размеры штрафов за налоговые правонарушения и т.д.

     Вторая  часть Налогового кодекса состоит  из глав, посвященных отдельным налогам - НДС, налогу на прибыль и др.

     Приказы, инструкции и методические указания МНС РФ обязательны только для  налоговых органов и не относятся  к актам законодательства о налогах  и сборах. Для налогоплательщиков обязательны только инструкции о  порядке заполнения налоговых деклараций

     НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС - Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О  НАЛОГАХ И СБОРАХ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ  ПРАВОВЫЕ АКТЫ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

     Статья 1. Законодательство Российской Федерации  о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации  о налогах и сборах, нормативные  правовые акты представительных органов  муниципальных образований о  налогах и сборах

     1. Законодательство Российской Федерации  о налогах и сборах состоит  из настоящего Кодекса и принятых  в соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах.

     2. Настоящий Кодекс устанавливает  систему налогов и сборов, а  также общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации,  в том числе: 

     1) виды налогов и сборов, взимаемых  в Российской Федерации; 

     2) основания возникновения (изменения,  прекращения) и порядок исполнения  обязанностей по уплате налогов  и сборов;

     3) принципы установления, введения  в действие и прекращения действия  ранее введенных налогов субъектов  Российской Федерации и местных  налогов; 

     4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах;

     5) формы и методы налогового  контроля;

     6) ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

     7) порядок обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия)  их должностных лиц. 

     3. Действие настоящего Кодекса  распространяется на отношения  по установлению, введению и взиманию  сборов в тех случаях, когда  это прямо предусмотрено настоящим  Кодексом.

     4. Законодательство субъектов Российской  Федерации о налогах и сборах  состоит из законов о налогах  субъектов Российской Федерации,  принятых в соответствии с  настоящим Кодексом.

     5. Нормативные правовые акты муниципальных  образований о местных налогах  и сборах принимаются представительными  органами муниципальных образований  в соответствии с настоящим  Кодексом.

     6. Указанные в настоящей статье  законы и другие нормативные  правовые акты именуются в  тексте настоящего Кодекса "законодательство  о налогах и сборах".

     Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством  о налогах и сборах Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов в Российской Федерации, а  также отношения, возникающие в  процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а  также к отношениям, возникающим  в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования  актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц  и привлечения к ответственности  виновных лиц, законодательство о налогах  и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

     Статья 3. Основные начала законодательства о  налогах и сборах

     1. Каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы. Законодательство о  налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и  равенства налогообложения. При  установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога.

     2. Налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и различно применяться исходя  из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных  критериев. Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в  зависимости от формы собственности,  гражданства физических лиц или  места происхождения капитала. Абзац  утратил силу. - Федеральный закон  от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

     3. Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными. Недопустимы  налоги и сборы, препятствующие  реализации гражданами своих  конституционных прав.

     4. Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  Российской Федерации и, в частности,  прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или финансовых  средств, либо иначе ограничивать  или создавать препятствия не  запрещенной законом экономической  деятельности физических лиц  и организаций. 

     5. Абзац утратил силу. - Федеральный  закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ. Абзац утратил  силу. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ. Ни на кого не может  быть возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие  установленными настоящим Кодексом  признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим  Кодексом либо установленные  в ином порядке, чем это определено  настоящим Кодексом.

     6. При установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен платить. 

     7. Все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

     Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства  Российской Федерации, федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов  местного самоуправления о налогах  и сборах

     1. Правительство Российской Федерации,  федеральные органы исполнительной  власти, уполномоченные осуществлять  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере налогов  и сборов и в области таможенного  дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

     2. Федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный осуществлять  функции по контролю и надзору  в сфере налогов и сборов, его  территориальные органы, а также  подчиненные федеральному органу  исполнительной власти, уполномоченному  в области таможенного дела, таможенные  органы Российской Федерации  не имеют права издавать нормативные  правовые акты по вопросам  налогов и сборов.

     Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени 

     1. Акты законодательства о налогах  вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца  со дня их официального опубликования  и не ранее 1-го числа очередного  налогового периода по соответствующему  налогу, за исключением случаев,  предусмотренных настоящей статьей.  Акты законодательства о сборах  вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца  со дня их официального опубликования,  за исключением случаев, предусмотренных  настоящей статьей. Федеральные  законы, вносящие изменения в  настоящий Кодекс в части установления  новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства  о налогах и сборах субъектов  Российской Федерации и нормативные  правовые акты представительных  органов муниципальных образований,  вводящие налоги, вступают в силу  не ранее 1 января года, следующего  за годом их принятия, но не  ранее одного месяца со дня  их официального опубликования.  Акты законодательства о налогах  и сборах, указанные в пунктах  3 и 4 настоящей статьи, могут вступать  в силу со дня их официального  опубликования, если прямо предусматривают  это. 

     2. Акты законодательства о налогах  и сборах, устанавливающие новые  налоги и (или) сборы, повышающие  налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие  ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, устанавливающие новые обязанности  или иным образом ухудшающие  положение налогоплательщиков или  плательщиков сборов, а также  иных участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах, обратной силы не  имеют. 

     3. Акты законодательства о налогах  и сборах, устраняющие или смягчающие  ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах либо устанавливающие  дополнительные гарантии защиты  прав налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей, имеют обратную  силу.

     4. Акты законодательства о налогах  и сборах, отменяющие налоги и  (или) сборы, снижающие размеры  ставок налогов (сборов), устраняющие  обязанности налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей или иным образом  улучшающие их положение, могут  иметь обратную силу, если прямо  предусматривают это. 

     5. Положения, предусмотренные настоящей  статьей, распространяются также  на нормативные правовые акты  о налогах и сборах федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления.

     Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу 

     1. Нормативный правовой акт о  налогах и сборах признается  не соответствующим настоящему  Кодексу, если такой акт: 

     1) издан органом, не имеющим в  соответствии с настоящим Кодексом  права издавать подобного рода  акты, либо издан с нарушением  установленного порядка издания  таких актов; 

     2) отменяет или ограничивает права  налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные настоящим Кодексом;

     3) вводит обязанности, не предусмотренные  настоящим Кодексом, или изменяет  определенное настоящим Кодексом  содержание обязанностей участников  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, иных лиц,  обязанности которых установлены  настоящим Кодексом;

Информация о работе Правовые основы налоговой системы РФ. Проблемы. Пути их решения