Правовые основы налоговой системы РФ. Проблемы. Пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 06:58, контрольная работа

Краткое описание

Налоги в нашей жизни определяют многое. От того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона или конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т.д.

Содержание

Введение………………………………..………………………………3
1 Налог как экономическая и правовая категория……………...…...4
2 Законодательство о налогах и сборах……………………………... 9
3Правовая база налоговой системы……………………………..…..22
4 Проблемы реформирования налоговой системы …………….….25
5Основные направления совершенствования налоговой
системы Российской Федерации…………………………………….26
Заключение …………………………………………………….…… 33
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 57.05 Кб (Скачать файл)
 
 

Факультет Экономики  и менеджмента

Кафедра     «МОПП» 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     по  дисциплине «Хозяйственное право» 

     Правовые  основы налоговой системы РФ. Проблемы. Пути их решения. 
 
 

     Содержание
 

              Введение………………………………..………………………………3

      1 Налог как экономическая и  правовая категория……………...…...4                                           

     2 Законодательство о налогах и сборах……………………………... 9                              

         3Правовая  база налоговой системы……………………………..…..22

     4  Проблемы реформирования налоговой  системы …………….….25

     5Основные  направления совершенствования  налоговой 

     системы Российской Федерации…………………………………….26

     Заключение  …………………………………………………….…… 33                                                                                  

     Список  использованной литературы……………………………….35                         

 

Введение

     Налоги  в нашей жизни определяют многое. От того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона  или конкретного города. В истории  развития общества еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого, минимальный  размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т.д.

     В сложное для нашей страны время  налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам  отводится важное место среди  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     Налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

     Естественно, что идеальную налоговую систему  можно создать только на серьезной  теоретической основе, учитывающей  специфику экономических отношений  в обществе, созданный научный  и производственный потенциал.

     Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства  и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых

слоев населения.

 

     1 Налог как экономическая  и правовая категория 

       Решающее значение в доходах  бюджета имеют налоги. Налоги - обязательный  и безвозмездный платеж, взимаемый  государством (центральными и местными  органами власти, а федеративных  государствах - членами федерации)  с физических и юридических  лиц.

       Государство без налогов существовать  не может, так как они главный  метод мобилизации доходов в  условиях господства частной  собственности и рыночных отношений. 

     Налоги, участвуя в перераспределении новой  стоимости - национального дохода - выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые  формируют их  общественное содержание. Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия  налогов на производственные отношения  в обществе. Налоги как часть распределительных  отношений общества отражает закономерности производства.        

     Кроме общественного содержания налоги имеют  материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

     Налоговые доходы государства формируются  за счет новой стоимости, созданной  в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

     Функции налогов выявляют их социально экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории.

         1. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех  государств. С ее помощью образуются  государственные денежные фонды,  т. е. материальные условия  для функционирования государства.  Именно эта функция обеспечивает  реальную возможность перераспределения  части стоимости национального  дохода в пользу наименее обеспеченных  социальных слоев общества.

     Значение  фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. XX в. характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

     Фискальная  функция налогов создает объективные  предпосылки для вмешательства  государства в экономические  отношения, т. е. она обуславливает  регулирующую функцию.

         2. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник  перераспределительных процессов  оказывают существенное влияние  на воспроизводство, стимулируя  или сдерживая его темпы, усиливая  или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный  спрос населения. 

     Эта функция неотделима от фискальной и  тесно с ней взаимосвязана. Расширение налогового метода мобилизации национального  дохода государством вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками  процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его. Размер налогов определяет уровень оплаты труда, поскольку она включает налоговые платежи. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, являющиеся для предпринимателей определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей.

       В каждой налоговой системе  помимо налогов существуют также  сборы. Если налоги поступают  только в бюджетный фонд, то  сборы носят целевой характер  и формируют целевые денежные  фонды.  Теоретическую основу  налогов составляют его элементы. Основными из них являются:

  • Плательщик - физическое или юридическое лицо, выполняющее возложенные на него обязательства по ,уплате налога;
  • Объект обложения - доход, земельная рента, имущество облагаемые налогом;
  • Единица обложения - часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;
  • Налогооблагаемый оклад - общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени;
  • Ставка налога - размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах ( в рублях ) либо в процентах;
  • Налоговая льгота - уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого;
  • Налоговая санкция - увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства;

         Налоги и сборы классифицируются  по ряду признаков. Прежде всего  налоги подразделяются на две  подсистемы: прямые и косвенные.  Соотношение этих групп во  многом зависит от состояния  экономики и проводимой налоговой  политики. Преобладание прямых налогов  характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами. По объекту обложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на землю, рента; налог на капитал, налог на средства потребления.

         Основой следующего классификационного  признака является источник уплаты  налогов. Это: заработная плата,  выручка, доход или прибыль,  себестоимость.

         Наиболее существенным признаком классификации налогов является принадлежность их к уровням власти и управления.

     Важнейшими  юридическими признаками налога являются следующие:

     1. Налог представляет собой отчуждение  части собственности субъекта  в пользу государства при внесении  налоговых платежей.

     2. Законность установления и взимания: установление и взимание налога  осуществляется в порядке и  на условиях, определяемых законодательными  актами.

     3. Налог — это обязательный взнос:  налогоплательщики в силу закона  обязаны осуществлять уплату  налогов. Уплата налогов носит  не добровольный, а принудительный  характер.

     4. Взимание налога происходит в  денежной форме.

     5. Налоговый платеж является безвозмездным:  его характеризуют односторонность  (в налоговых правоотношениях  существует только одна обязанная  сторона — налогоплательщик), неэквивалентность  (пользование общественными благами  никак не пропорционально величине  налогов, уплаченных налогоплательщиками)  и безвозвратность (в случае  переплаты налога только излишне  уплаченная сумма подлежит возврату  налогоплательщику в порядке,  установленном законом).

     6. Налоги вносятся в бюджет или  внебюджетный фонд, которые выступают  получателями налогов.

     7. Налоги — это платежи, не  имеющие определенного целевого  назначения при внесении их  в бюджет.

     В налоговом законодательстве используются термины «налог», «сбор», «пошлина», «взнос», которые в совокупности именуются как «налоги и сборы». Рассмотренные признаки налогов  в основном характерны и для сборов. Однако существует и специфика: под  термином «налог», как правило, понимается систематический взнос, который  уплачивается плательщиком без какого-либо встречного удовлетворения; сборы и  пошлины обычно взимаются государственными и местными органами и учреждениями за оказание законно установленных услуг (например, лицензионный сбор за выдачу лицензии на право занятия определенным видом деятельности) или предоставление определенного права (например, таможенная пошлина за право перевозки товара через таможенную границу государства). Таким образом, сборы и пошлины, в отличие от налогов, имеют как бы частичную возмездность.

     Налоговым кодексом РФ приняты следующие понятия  налогов и сборов.

     Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Информация о работе Правовые основы налоговой системы РФ. Проблемы. Пути их решения