Планирование ЕНВД в консолидированный бюджет Республики Марий Эл на 2012, 2013г.г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Современная Россия – это огромная территория с административно территориальным делением, в состав которой входит 83 региона, каждый из которых представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, имеющая своюпроизводственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Однимиз основных показателей, характеризующих экономические связи региона, выступаетналоговый потенциал региона, оценка и расчет которого позволяет эффективноуправлять системой экономического развития региона.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы налогового планирования и прогнозирования
1.1. Налоговый потенциал региона, понятие и значение в налоговом прогнозировании и планировании. ……………………………………………...7
1.2. Особенности прогнозирования поступления в консолидированный
бюджет субъекта РФ налога, взимаемого при применении ЕНВД…………..18
Глава 2. Анализ динамики поступлений, задолженности и эффективности организации контрольной работы налогового органа по ЕНВД
2.1. Исследование динамики поступлений по ЕНВД ………………………..23
2.2 Исследование динамики показателей задолженности по ЕНВД…………24
2.3 Исследование основных показателей контрольной работы ……………...25
2.4 Анализ налоговой базы и структуры начислений по ЕНВД……………...31
Глава 3. Планирование ЕНВД в консолидированный бюджет Республики Марий Эл на 2012, 2013г.г.
3.1 Расчет прогноза поступления ЕНВД на 2012, 2013г.г……………………34
3.2 Определение резервов роста налогового потенциала по ЕНВД………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемых источников…………………………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 123.17 Кб (Скачать файл)

Проблема  укрепления налогового потенциала регионов РФ является многоаспектной и требует комплексного решения. Так , механизм укрепления налогового потенциала регионов РФ должен быть сформирован на основе комплексного подхода. Необходимость такого подхода обусловлена тем, что налоговая база бюджетов формируется под влиянием множества факторов. Исходя из этого, основными направлениями такого механизма являются развитие экономического потенциала регионов; повышение результативности налогового администрирования; реформирование существующей модели налогового федерализма.

Важным  моментом при оценке налогового потенциала является определение функций.

Основная  функция налогового потенциала, как  в прочем и у налогов, фискальная. В настоящее время основным направлением налоговой политики является обеспечение мобилизации денежных средств в бюджет. Для обеспечения постоянного и стабильного поступления денежных средств в бюджет необходимо применять основной инструментарий налоговой системы: налоговый контроль, налоговое администрирование, налоговое планирование и прогнозирование, изъятие денежных средств в бюджет. Таким образом, категорией оценки применения фискальной политикой инструментария, необходимого для изъятия части добавленной стоимости народного хозяйства, можно считать налоговый потенциал[16].

Величина  налогового потенциала территории зависит от влияния множества факторов– субъективных и объективных. К объективным факторам относятся действующее в настоящее время законодательство о налогах и сборах, степень развитости экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика, существующих на данной территории, цен, объем и структура экспорта и импорта и т.д.

К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др.

С учетом изложенного, на оценку налогового потенциала влияет социально-экономическое развитие региона, позволяющее совершенствовать процессы прогнозирования налоговых поступлений по уровням бюджетной системы путем непрерывного мониторинга происходящих изменений, сравнивая налоговые возможности.

Для оценки налогового потенциала необходимо провести всесторонний анализ налогообложения, динамики и мониторинга налоговых поступлений в целом, в разрезе по категориям и видам экономической деятельности налогоплательщиков и прогнозных показателях социально-экономического развития региона.

Анализ  экономической литературы позволил выделить следующие способы оценки налогового потенциала:

- аддитивный метод (построение репрезентативной налоговой системы – РНС), включающий расчетный метод РНС и регрессионный метод РНС;

- метод  прямого счета;

- метод распределения трансфертов фонда финансовой помощи регионам(ФФПР).

Наиболее комплексным методом оценки налогового потенциала региона, который может активно использоваться в налоговой практике на современном этапе экономического развития России является «репрезентативная налоговая система» (РНС), которая была разработана экспертной комиссией по межбюджетным отношениям в США[Мещеряков].

Метод репрезентативной налоговой системы (РНС) – это метод, который базируется на прогнозировании потенциально возможных налоговых поступлений в бюджет региона при средних налоговых ставках по стране, соответствующих налоговым базам.

Как мера налогового потенциала регионов, суть данного метода, состоит в расчете фактической суммы бюджетных платежей, которые возможно будут собраны в регионе, если налоговые усилия будут на среднем уровне, а состав налогов и ставка налогообложения будет одинаковой во всех регионах (например, власти штатов в США имеют возможность самостоятельного определения состава, структуры, ставок местных налогов, по которым они взимаются).

Государство в лице налоговых органов предоставляет данные о размере налоговой базы в каждом отдельном регионе. Результатом оценки налогового потенциала региона методом РНС является определение объема потенциально возможных налоговых доходов, при условии, что на территории региона применяется репрезентативная налоговая система. Необходимо отметить, что налоговый потенциал можно прогнозировать отдельно по каждому виду налоговых доходов в соответствии с установленной налоговой базой и налоговой ставкой. Согласно вышеизложенному, основой метода РНС можно считать оценку возможностей властей региона обеспечить поступление налоговых платежей в бюджет, начисленных на налогооблагаемую базу налоговыми органами.

РНС определяет величину налогового потенциала как сумму поступающих в бюджет налоговых платежей. В данном случае предполагается, что налоговая нагрузка, то есть ставки налогообложения и состав налогов, будет установлена на среднем уровне во всех регионах. В связи с этим возникает необходимость сбора сведений о налогах по всем регионам. Владея данными о налогах и сборах, собранных фактически в регионе и данные о базах налогообложения, представляется возможным произвести расчет объема налоговых поступлений по региону. Мерой налогового потенциала региона можно считать найденную величину объема налоговых поступлений по региону.

Опыт  использования данного метода накоплен в таких странах как Швейцария, Германия, Канада. Например, концепция бюджетного федерализма имеет значительные отличия в Канаде, проявляющаяся в бюджетно-налоговой самостоятельности регионов. Поэтому для оценки налогового потенциала, учитывающего совокупность налоговых баз, предполагается создание национального стандарта, сопоставляющего налоговые базы.

Для расчета  налогового потенциала по методу РНС  используется следующая формула:

     (1)

де НПРi – налоговый потенциал i-го региона страны;

НБk – налоговая база k-го налогового дохода i-го региона страны;

НСk – репрезентативная (средняя) ставка налогообложения по k-му налоговому доходу i-го региона страны.

Положительным моментом использования данного метода является то, что он позволяет достоверно и объективно оценить налоговый потенциал региона. Однако метод имеет недостатки. Главным недостатком данного метода является его высокий уровень трудоемкости, что обусловлено очень большим объемом данных.

Важно отметить, что огромный объем скрытого «теневого» оборота серьезно воздействует на степень достоверности оценки. Проблема легализации «теневого» оборота актуальна на сегодняшний день, поэтому является одной из перспективных направлений для совершенствования системы налогового законодательства.

На наш  взгляд, с учетом данного фактора  формула (1) будет иметь следующий  вид:

    (2)

где Кto – корректирующий коэффициент теневого оборота в i-том регионе страны.

Оценка  налогового потенциала регрессионным  методом РНС осуществляется с помощью следующего уравнения:

,    (3)

где Yj – фактически собранные в регионе платежи в бюджет,

j = 1, 2, 3,... n– число рассматриваемых регионов,

Xmj – показатели налоговой базы i-го региона;

Bm – случайные факторы;

Еj – случайная ошибка измерений.

Если  провести корректировку регрессионного метода с учетом коэффициента теневого оборота, то формула расчета налогового потенциала регрессионным методом РНС примет следующий вид:

,  (4)

Регрессионный метод РНС эффективен для среднесрочного и долгосрочного прогнозирования. Расчет налогового потенциала по данному методу осуществляется с использованием определенного набора взаимосвязанных экономических показателей, определяющих величину бюджетных доходов. Поэтому для получения рационального результата при использовании иных факторов необходимо проведение дополнительного анализа.

Недостатком данного метода считается его  сложность, так как использование различных экономических характеристик приводит к значительным различиям в получаемых показателях налогового потенциала регионов.

Схожим  с расчетным методом РНС является метод прямого счета, в основе которого лежит исчисленная сумма по каждому виду налога.

Согласно  данному методу налоговый потенциал  региона рассчитывается по формуле:

,  (5)

где НПРi – налоговый потенциал i-го региона;

НБНk - налоговая база k-го налога;

Rk – предельная ставка k-го налога;

k – число  налогов.

Данный  метод является объемным и предполагает использование данных по основным налогам и сборам, которые составляют почти 90% всех налоговых доходов региона.

Этот  метод применяется чаще всего  в случаях недостатка данных для  методов РНС. С учетом теневого оборота формула имеет вид:

. (6)

Метод прямого  счета скорректированный на коэффициент теневого оборота все же имеет меньшую точность по сравнению с методами РНС.

Одним из важнейших механизмов предоставления финансово-экономической и социальной помощи регионам являются межбюджетные трансферты из ФФПР. В федеральных законах о федеральном бюджете ежегодно утверждаются доля каждого региона в средствах ФФПР. В результате межбюджетные трансферты в настоящее время являются самым объективным и самым легкодоступным каналом выделения средств бюджетам субъектов Федерации.

Метод распределения  трансфертов ФФПР использует показатель валовых налоговых ресурсов субъекта. ВНП – это прогнозная оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта на душу населения по сравнению со среднероссийским уровнем на индекс налогового потенциала, характеризующий возможности экономики регионов генерировать налоговые доходы, и рассчитывается на основе валового регионального продукта [6, с.4-5].

Определенная  сложность в методике расчета  межбюджетных трансфертов возникает в связи со сложностью объекта, с которым она работает – критерии бюджетного выравнивания, налоговый потенциал региона и расходные потребности. С другой стороны, данная методика абсолютно прозрачна, все формулы и понятия четко определены, а расчеты проверяемы.

Налоговый потенциал региона может быть также рассчитан на основе валового регионального продукта (ВРП). ВРП – представляет собой суммарную стоимость товаров, работ и услуг, произведенных за данный период времени, с помощью экономических ресурсов региона. ВРП включает в себя и доходы, аккумулируемые внутри региона, независимо от места регистрации хозяйствующих субъектов и проживания работников.

На практике показатель ВРП характеризуется  преобладанием доли доходов физических лиц – населения рассматриваемого региона. Так как большая часть населения региона живет и работает на данной территории. В состав ВРП входят и, подлежащие налогообложению в данном регионе, доходы нерезидентов. Если сравнивать показатель ВРП и показатель среднедушевого дохода, то необходимо отметить, что показатель ВРП более объемен и включает также средства, потраченные, как резидентами, так и нерезидентами, на туристические и гостиничные услуги на территории региона. Тем не менее, особенности структуры российских налогов вносят коррективы в ВРП, как в меру налогового потенциала в виде недостатков. Они проявляются, к примеру, в том, что налог на прибыль организаций в настоящее время в нашей стране уплачивается по месту регистрации предприятия. По мнению многих авторов, целесообразно уплачивать его по месту осуществления хозяйственной деятельности, то есть не генерировать доходы предприятий на одной территории (территории, на которой зарегистрированы предприятия), а перераспределять по всем регионам, в которых ведется предпринимательская деятельность организации. Для этого возможно использование формул, учитывающих местонахождение производственных мощностей и маркетингово-территориальную структуру продаж.

С целью  преодоления несоответствия между  ВРП и реальной налогооблагаемой базой, а точнее реальными налогооблагаемыми ресурсами региона, была предложена попытка создания показателя совокупных налогооблагаемых ресурсов региона. Это показатель является альтернативой ВРП, так как последний не учитывает влияние таких факторов, как федеральные налоги, трансферты из федерального бюджета.

Определение СНР предполагает выполнение следующих преобразований. Во-первых, исключение федеральных налогов из состава ВРП, в связи с тем, что в доход региональных и местных бюджетов они не поступают. Во-вторых, сумма прямых трансфертов федерального бюджета, наоборот, увеличивает показатель ВРП. В состав прямых трансфертов включаются как выплаты по безработице, так и выплаты из федерального пенсионного фонда.

Устранение  расхождений между ВРП и совокупным объемом налогооблагаемых ресурсов, сделает возможным использование показателя СНР в Российской Федерации (в частности, расхождения, связанные со структурой налога на прибыль организаций).

Еще один метод расчета налогового потенциала региона, который на наш взгляд достоин внимания – метод основанный на аддитивном свойстве налогового потенциала и равен сумме потенциалов отдельных налогов и выражается по следующей формуле:

Информация о работе Планирование ЕНВД в консолидированный бюджет Республики Марий Эл на 2012, 2013г.г