Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Сущность фискальной политики государства 5
1.2. Принципы и механизмы воздействия фискальной политики на экономику и население 10
Глава II ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 16
2.1. Налоги в контексте социальной политики 16
2.2 Социологический ракурс налогов 22
ГЛАВА III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ОМСКОМ РЕГИОНЕ 26
3.1.Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ …………………………………………………………………………...26
3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы в г. Омске и регионе …………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его  уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса бюджетные финансирования исследований и разработок, развитии экономики особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Их применение является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна  благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный  долг побуждает государство усилить  налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Так же достаток бюджетных средств позволяет  государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие  бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.

Актуальность темы: Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В последнее время  прослеживается тенденция к усилению роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и так же налоги позволяют государству поддерживать в обществе социальное равновесие, обеспечивая преемственность и защиту малоимущих.

Между тем, с начала экономических  реформ в России Правительство взяло  ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм, что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой экономики.

В экономическом знании накоплен большой опыт исследования разных аспектов налоговой политики, в том числе механизма определения величины налога,  оценки налогового потенциала (А. Смит, Ж.-Б. Сей, Рикардо и др.). В предметном поле исследований экономистов сегодня находятся вопросы межбюджетных отношений, функций налоговой системы, специфика функционирования налогообложения как института (К.Л. Астапов, М.Р. Дзагоева, Н.В. Зубаревич, П. А. Кадочников, О. В. Луговой, Т.В. Меркулова, С. Г. Синельников-Мурылев, И. В. Трунин).

В отечественной социологии разработаны концепции социального  управления, социологии неформальных отношений, фискального поведения (Г.К. Варданянц, В.А. Давыденко, С.Б. Мурашов, Н.В. Мездрина, А.И. Татаркина, и др.). В зарубежной социологии среди работ, посвященных изучению налоговой политики, отметим исследования Ж. Орсони.

В курсовой работе объектом исследования выступает фискальная политика.

Предметом исследования является фискальная политика как элемент социального управления.

Целью работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как элемента социального управления.

Эта цель определила конкретные задачи работы:

Рассмотреть теоретические  аспекты фискальной политики в социологии управления;

Рассмотреть фискальную политику как элемент государственного управление;

Рассмотреть направления  совершенствования налоговой системы в Омском регионе.

 

 

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

    1. Сущность фискальной политики государства

 

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению  государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП). Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. [31. С. 93]

Это совокупность мероприятий  в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Посредством фискальной политики государство регулирует систему мер в области правительственных закупок товаров и услуг, а также налогообложения. Слово «фискальный» латинского происхождения и в переводе означает казенный. В России в эпоху Петра I фискалами называли должностных лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием правительственных расходов и налогообложением. Государственные расходы на приобретение товаров и услуг существенно влияют на размеры валового и чистого внутреннего продукта. В нашей стране такие закупки обычно назывались госзаказом, который финансировался из госбюджета. По сути дела фискальная политика является основным рычагом, с помощью которого государство может влиять на экономику. Поэтому необходимо рассмотреть, каким образом государство с помощью этой политики воздействует на достижение равновесного объема национального производства, экономической стабильности и полной занятости.

Среди многочисленных задач  фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:

Устойчивый рост национального  дохода,

Умеренные темпы инфляции,

Полная занятость,

Сглаживание циклических  колебаний экономики. [41 С. 103]

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты  по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и  частные расходы, государственные  закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений. [18 С. 274]

Чтобы понять общие принципы государственного регулирования, необходимо четко выделить два компонента фискальной политики.

Это правительственные  расходы на закупку товаров и  услуг, с помощью которых можно  увеличить или уменьшить совокупные расходы, а тем самым воздействовать на объем национального производства. К правительственным расходам относятся все бюджетные ассигнования, направленные на строительство дорог, школ, больниц, учреждений культуры, осуществление экологической и энергетической программ и другие общественные нужды и потребности.

Сюда относятся и расходы на оборону, внешнеторговые закупки, приобретение необходимой для населения сельскохозяйственной продукции и др. Такого рода расходы и закупки можно назвать государственно-общественными, потому что потребителем товаров и услуг является общество в целом в лице государства.

Государственные расходы, направляемые на регулирование устойчивого функционирования экономики. Такие расходы способствуют увеличению либо сокращению объема внутреннего производства в периоды его спада или подъема. Государственные расходы не только прямо, но и через мультипликационный эффект влияют на объем внутреннего производства, вызывая его увеличение или сокращение.

Государство влияет на объем  внутреннего производства через  свою налоговую политику. Очевидно, что чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать население, а значит, тем меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

На первый взгляд, кажется, что высокие налоги, способствуя увеличению государственного дохода, будут работать на общество и бюджет страны. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается противоположное: ни предприятию, ни рабочему при чрезмерно высоких налогах работать оказывается невыгодным, в чем мы все могли убедиться на примере нашей экономической реформы. Однако низкие ставки налогов значительно подорвут государственный бюджет и такие его важнейшие статьи, как расходы на содержание бюджетных организаций и на социально-культурные мероприятия. Вот почему при проведении осторожной и разумной налоговой политики приходится, что называется, семь раз отмерить и один раз отрезать.

Государственные расходы  на закупку товаров и услуг  обычно составляют значительную часть бюджета. В нашей стране они выступали в форме госзаказов предприятиям. Такой заказ практикуется и в странах с развитой рыночной структурой. Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности внутреннего производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержание на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

Важнейшую роль государственные расходы играют в финансировании социальных и культурных программ государства, обеспечении его обороны, содержании аппарата управления и правоохранительных органов, а также инвестиций для развития государственного сектора промышленности. Вместе с тем в нашей стране сложился огромный дефицит государственного бюджета, что приводит к финансовой разбалансированности народного хозяйства и поэтому требует особенно тщательного планирования расходов, добиваясь максимальной эффективности. Значительную роль в пополнении бюджета может сыграть не столько разумная налоговая политика, сколько меры по ужесточению налоговой дисциплины. Это касается прежде всего кооперативов, арендных и совместных предприятий и особенно коммерческих структур, которые зачастую уклоняются от уплаты налогов, находя всевозможные лазейки в законах и инструкциях. Более того, в печати появляются публикации, которые учат людей обходить законы по налогообложению. Все это свидетельствует о весьма низком уровне организации нашей фискальной политики, как по государственным расходам, так и по налогообложению. В последнем случае наблюдается, с одной стороны, очень высокие налоги на прибыль и добавленную стоимость, что не дает возможности развернуть производство товаров народного потребления, а с другой, - государство очень много теряет от неуплаты тех вполне законных и обоснованных налогов, от которых уклоняются многие коммерческие структуры, не говоря уже о прямом хищении миллиардных сумм из банков по подложным документам и содействии коррумпированных должностных лиц.[11 С. 53]

По-видимому, многие недочеты в нашей налоговой системе объясняются тем, что у нас по сути дела она только начала складываться. Многие законы и инструкции оказались несовершенными и их пришлось уточнять и дополнять, в особенности после распада Советского Союза; аппарат налоговой инспекции оказался мало подготовленным для борьбы с нарушителями законов. Успешному проведению налоговой политики мешают и старые взгляды, и психологические установки, согласно которым налоги считались типично буржуазным инструментом хозяйствования. Нелишне напомнить, что в 60-е годы у нас был издан закон о постепенной отмене всех налогов, который, конечно, никогда не был введен, так как всякому ясно, что без налогов никакое государство существовать не может.

Налогами облагаются доходы и имущество физических и юридических лиц. Как нормативная форма, налагаемая на доходы, налоги характеризуются обязательностью и срочностью платежа. Поэтому всякое уклонение от налогов и несвоевременная их уплата ведут к соответствующим юридическим и административно - финансовым санкциям.

Информация о работе Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ