Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Сущность фискальной политики государства 5
1.2. Принципы и механизмы воздействия фискальной политики на экономику и население 10
Глава II ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 16
2.1. Налоги в контексте социальной политики 16
2.2 Социологический ракурс налогов 22
ГЛАВА III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ОМСКОМ РЕГИОНЕ 26
3.1.Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ …………………………………………………………………………...26
3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы в г. Омске и регионе …………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ОМСКОМ РЕГИОНЕ

3.1.Перспективные  направления совершенствования налоговой системы в РФ

 

Налоговая система должна быть настроена  на улучшение качества инвестиционного  климата, повышение предпринимательской  активности, совершенствование структуры  экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

Правительством Российской Федерации  одобрены Основные направления налоговой  политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой политики государства.

При практической реализации этого  документа следует обратить внимание на повышение значимости не только фискальной, но и экономической функции  налоговой политики.

Налоговая система Российской Федерации должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций в национальные экономики. Процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Развитие налоговой системы  должно отвечать задачам диверсификации российской экономики. Поэтому налоговая  нагрузка на несырьевые сектора экономики  не будет повышаться, по крайней  мере до 2018 года. После принятия в 2012 году Федеральным Собранием Российской Федерации изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, касающихся налоговых ставок, предлагаю больше не корректировать ставки по основным налогам.

Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток уклонения от уплаты налогов. Налоговая нагрузка воспринимается болезненней добросовестными налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в недополучении бюджетом доходов, которые могли бы быть использованы в интересах общества, но и в неравенстве условий экономической деятельности.[36 С. 149]

Правительство Российской Федерации  должно принять конкретные меры противодействия  уклонению от уплаты налогов, исходя из того, что при увеличении в результате осуществления этих налоговых мер налоговых доходов могут быть приняты решения о снижении существующей налоговой нагрузки.

В целях сокращения неоправданных  административных издержек налогоплательщиков следует обеспечить упрощение налогового учета и возможность использования документов бухгалтерского учета при подготовке и представлении налоговой отчетности.

Требуется реализация нового этапа  развития межбюджетных отношений.

Ключевой задачей является расширение самостоятельности и ответственности регионов, в частности закрепление в федеральном законодательстве права субъектов Российской Федерации определять категории граждан, которым необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны иметь достаточные и действенные стимулы для расширения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В предстоящие годы необходимо завершить  работу по распределению полномочий между уровнями публичной власти. Вместо практики делегирования субъектам Российской Федерации исполнения федеральных полномочий следует осуществлять передачу полномочий субъектам Российской Федерации на постоянной основе, обязательно предусмотрев и передачу субъектам Российской Федерации постоянных источников доходов в экономически обоснованном объеме.

В настоящее время почти треть  субъектов Российской Федерации  перешла на формирование своих бюджетов в соответствии с программно-целевыми методами бюджетного планирования. В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств на финансирование отраслей экономики и социальной сферы необходимо стимулировать дальнейший переход к формированию бюджетов программно-целевыми методами. Необходимо продолжить стимулирование за счет средств федерального бюджета в форме грантов реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Правительству Российской Федерации следует продумать и другие механизмы стимулирования использования программно-целевых методов формирования и исполнения бюджетов на региональном уровне.[35 С. 30]

Органам государственной власти субъектов  Российской Федерации и органам  местного самоуправления необходимо провести работу по мобилизации доходов и  оптимизации расходных обязательств, сконцентрировав расходы на ключевых социально-экономических направлениях, в том числе на повышении заработной платы в бюджетной сфере. При решении этой задачи необходимо исходить из того, что повышение оплаты труда должно осуществляться дифференцированно, и в первую очередь тем специалистам, которые имеют высокую квалификацию и профессиональные достижения.

Надо обеспечить выполнение плана  поэтапной отмены льгот, установленных  на федеральном уровне, применение которых приводит к недополучению  доходов региональных и местных бюджетов. А если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов этих бюджетов.

Руководители регионов и муниципалитетов  должны владеть информацией о  зачислении на соответствующих территориях доходов в региональные и местные бюджеты, чтобы оценить прежде всего эффективность принимаемых мер по расширению доходной базы. Поэтому надо наладить взаимодействие между налоговыми органами и заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Важными задачами Правительства Российской Федерации являются обеспечение  постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

Возросшая волатильность рынков диктует  необходимость перехода к методам  активного управления государственным долгом и постоянного профессионального присутствия на финансовом рынке, к более разнообразным стратегиям инвестирования средств суверенных фондов.

Решить эту задачу позволит учреждение Российского финансового агентства – принципиально новой для нашей страны структуры, призванной реализовывать на финансовых рынках политику государства в сфере управления суверенными фондами и долговыми обязательствами.

В этой связи Правительству Российской Федерации необходимо создать все  условия для того, чтобы уже в начале 2013 года Российское финансовое агентство смогло приступить к своей практической деятельности.

Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.

Социально-экономическая и бюджетная политика государства осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных государственных институтов, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации, доверяет ей.

Правительству Российской Федерации  необходимо в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной для неподготовленного  пользователя информативной и компактной форме.

Эти материалы должны содержать  объяснение основных целей, задач и  ориентиров бюджетной политики, обоснование  государственных расходов и описание достигнутых количественных и качественных результатов.

В дальнейшем предлагаю создать  единый портал бюджетной системы Российской Федерации, посредством которого сделать доступной в режиме реального времени необходимую информацию для всех заинтересованных пользователей. Это должен быть портал, который охватывает всю Россию, все регионы и всех бюджетополучателей. Информация должна быть представлена в едином формате, максимально удобном и простом для анализа. Должна появиться возможность проследить по каждому получателю (региону, муниципалитету или отдельной организации), сколько средств он получает из всех бюджетных источников, насколько эффективно эти средства израсходованы. Портал должен быть доступен для населения и предоставлять возможность участия граждан в управлении бюджетным процессом.

Эти и другие задачи решались в  рамках принятой в 2010 году программы  Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов. По многим направлениям бюджетной реформы созданы неплохие заделы. В 2012 году срок действия этой программы завершается. Предлагаю Правительству Российской Федерации в 2012 году подвести итоги ее реализации и разработать новую стратегию действий в этой сфере – программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.[33 С. 83]

3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы в г. Омске и  регионе

 

В основе проблемных аспектов сложившейся системы управления муниципальными финансами лежит  комплекс факторов, частью которого являются проблемы ограниченности доходной базы бюджета города Омска, зависимости  бюджетной и налоговой политики городского округа от политики формирования доходной базы бюджета субъекта Российской Федерации, эффективности расходования бюджетных средств и оказания муниципальных услуг (выполнения работ), качества управления бюджетными ресурсами. Обоснованность проведения реформы, направленной на повышение эффективности расходов бюджета города Омска, связана с необходимостью решения комплекса проблем системного характера.

Сложившаяся практика прогнозирования  доходов бюджета города Омска  характеризуется наличием хотя и не формализованной, но в тоже время выработанной и устоявшейся, достаточно гибкой методологией расчета поступлений по основным налогам и сборам, а также неналоговым доходам. В соответствии с ежегодно утверждаемыми департаментом финансов и контроля Администрации города Омска методическими рекомендациями по формированию проекта бюджета города Омска, прогнозирование доходов осуществляется на основании данных о фактическом поступлении доходов предыдущего периода, мониторинга динамики поступлений за ряд периодов, ожидаемого изменения макроэкономической ситуации и отдельных параметров социально-экономического развития территории, оценки результатов изменения законодательства Российской Федерации.

Тем не менее, следует  выделить аспекты прогнозирования доходов бюджета города Омска, требующие совершенствования:

- отсутствие единой  формализованной нормативно закрепленной  методики прогнозирования доходов  бюджета города Омска создает  дополнительные трудности при  сборе и консолидации информации  для проведения прогнозных расчетов;

- высокий уровень недоимки  по доходам бюджета города  Омска создает вероятность возникновения  существенных отклонений в исполнении  бюджета по доходам от плановых  значений. Так, общая сумма недоимки  по налоговым доходам бюджета города Омска составила по итогам 2010 года 501367,3 тыс. рублей или 7процентов налоговых поступлений в бюджет города Омска, что выше показателя предыдущего года на 14,8 процента или на 64514 тыс. рублей.[39 С. 41]

Наибольший удельный вес собственных доходов бюджета города Омска после налоговых доходов приходится на доходы от использования муниципального имущества. Сумма дебиторской задолженности по доходам от использования муниципального имущества по состоянию на 1 января 2011 года составила 192194,7 тыс. рублей. В целях обеспечения своевременного поступления в бюджет города Омска неналоговых доходов распоряжением Мэра города Омска от 10 июля 2009 года № 240-р создана и функционирует комиссия по обеспечению поступления в бюджет города Омска платежей по договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом; распоряжением Мэра города Омска от 26 апреля 2007 года № 152-р организована комиссия по списанию дебиторской задолженности муниципального образования город Омск, вытекающей из соответствующих договоров.[39 С. 13]

В целях обеспечения  оперативного рассмотрения и решения  вопросов по привлечению дополнительных источников в бюджет города Омска  постановлением Мэра города Омска от 20 июня 2005 года № 287-п создана межведомственная комиссия по обеспечению пополнения доходной части бюджета города Омска. Ежегодно Мэром города Омска утверждается план мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Омска на среднесрочный период.

Постановлением Мэра города Омска от 30 мая 2008 года № 396-п утвержден Порядок проведения мониторинга задолженности перед бюджетом города Омска по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Тем не менее, наличие  дебиторской задолженности позволяет  говорить о необходимости принятия дополнительных мер по ее устранению.

Система мероприятий, направленных на решение поставленной задачи, сроки  реализации и ответственные исполнители  определены в перечне мероприятий  по основным направлениям реализации Программы в разделе IV настоящей Программы.

Местные налоги являются основой формирования бюджета муниципального образования. Эффективное использование  механизмов работы по установлению налоговых  льгот органами местного самоуправления является гарантией стабильности положения бюджета. При помощи предоставления налоговых льгот по уплате местных налогов возможно регулировать состояние деловой активности на территории муниципального образования, инвестиционную привлекательность города Омска.

На территории города Омска налоговые льготы установлены Решением Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года № 298 «О земельном налоге на территории города Омска».

В 2008 – 2010 годах наибольшую долю в объеме предоставленных налоговых  льгот занимала льгота по уплате земельного налога, предоставляемая органам государственной власти Омской области, органам местного самоуправления города Омска, а также бюджетным учреждениям, финансируемым из областного и местного бюджетов, в отношении земель, на которых расположены здания, необходимые для обеспечения их деятельности:

Информация о работе Перспективные направления совершенствования налоговой системы в РФ