Совершенствование налоговой системы рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.39 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Задачи любой налоговой  системы меняются с учетом предъявляемых  к ней политических, экономических  и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов  государственного бюджета налоги давно  превратились в основной регулятор  всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической  проблемой любого общества, так как  ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая  система затрагивает интересы всех налогоплательщиков.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части  государственного бюджета и представить  себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования  системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство  стимулирует ускоренное развитие важнейших  регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе  недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве  изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства  и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков.

В перспективе налоговая  система Российской Федерации должна выработать такой механизм, где налоги являются одним из наиболее действенных  методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой  системы – непременное условие  сбалансированности государственной  казны. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Объектом курсовой работы выступает налоговая система  Российской Федерации, предметом – методы повышения эффективности налоговой системы РФ.

Цель курсовой работы –  проанализировать налоговую систему  РФ, выявить проблемы и определить основные методы повышения ее эффективности.

Для достижения указанной  цели, в работе поставлены следующие  задачи: изучить налоговую систему  Российской Федерации; выделить основные проблемы, которые характерны для  налоговой системы Российской Федерации; проанализировать динамику налоговых  доходов бюджета РФ с целью  выявления основных тенденций в  налоговой системе Российской Федерации; оценить перспективы развития налоговой  системы РФ; предложить основные направления совершенствования налоговой системы РФ.

В данной работе используются следующие научные методы: сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, статистический анализ.

Теоретической базой курсовой работы выступили труды ведущих  отечественных специалистов по экономике  и налогообложению таких, как  Врублевская О. В., Александров И.М, Майбуров И.А, Перов А.В, Шаталов С. Д, Черник Д.Г., Пансков В.Г. и других; публикации в научных журналах, таких как «Налоги и налогообложение», «Управленческий учет», «Финансы», «Экономика и жизнь».

Курсовая работа состоит  из трёх глав. В первой главе излагаются теоретические аспекты налоговой  системы РФ. Во второй главе проводится анализ функционирования налоговой  системы РФ. В третьей главе  на основе проведенного анализа предлагаются основные направления совершенствования  налоговой системы РФ.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Сущность налоговой  системы

Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации  необходимо исследовать теоретические  основы ее построения, рассмотреть  принципы и основные функции.

В настоящее время сложилось  несколько подходов к определению  понятия налоговой системы.

В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее  определение налоговой системы  — «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами».

В «Финансово-кредитном энциклопедическом  словаре» под ред. Грязновой А. Г. налоговая система определяется как «совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления  налогового контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства».

Александров И.М. рассматривает  налоговую систему как совокупность и структура различных видов  налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения.

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и  систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится  друг с другом в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

2. Налоги и сборы не  могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев. Не допускается  устанавливать дифференцированные  ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны  иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  РФ и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ.

6. При установлении налогов  должны быть определены все  элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу  плательщика налога или сбора.

Экономическая сущность налогов  непосредственно вытекает из их функций. В условиях развитых рыночных отношений  налогам присуши следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.

Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.

Регулирующая. Государственное  регулирование осуществляется в  двух основных направлениях. Регулирование  рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом  в разработке законов, нормативных  актов, определяющих взаимоотношения  действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей  и наемных рабочих. К ним относятся  законы, постановления, регулирующие взаимоотношения  товаропроизводителей, продавцов и  покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж. Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении.

Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Распределительная. Посредством  налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных  проблем, как производственных; так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых программ. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Контрольная функция налогообложения  — позволяет государству отслеживать  своевременность и полноту поступлений  в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

Налоговая политика -  система  мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная  часть фискальной политики.

Цель налоговой политики государства – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы. Основные принципы, которые должны находиться в основе налоговой политики:

- соотношение прямых и косвенных налогов;

- применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

- дискретность или непрерывность налогообложения;

- широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

- использование систем вычетов, скидок, изъятий и их целевая направленность;

- степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

- методы формирования налоговой базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Правовое регулирование  налоговой системы Российской  Федерации

Состав налогового законодательства включает:

1) федеральное налоговое законодательство;

2) региональное налоговое законодательство;

3) муниципальные налоговые акты.

Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК).

Налоговое законодательство РФ состоит исключительно из актов представительных органов власти. Акты органов исполнительной власти (Правительство РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления) по вопросам налогообложения не включаются в состав налогового законодательства.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает, что  Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере налогов  и сборов и в сфере таможенного  дела, органы исполнительной власти субъектов  РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством  о налогах и сборах случаях  в пределах своей компетенции  издают нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс РФ дает определения  налога и сбора.

Информация о работе Совершенствование налоговой системы рф