Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельности: методы, модели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и недостаточная разработанность перечисленных задач обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является анализ проблем налогообложения и налогового регулирования формирования бюджетов разных уровней от предпринимательской деятельности, разработка предложений по совершенствованию налогового механизма в условиях становления рыночных отношений с учетом бюджетно-структурных приоритетов региональной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ………………………………………….



10
Предпринимательская деятельность как основная налогооблагаемая база в условиях рыночной экономики ……….

10
Становление налоговой системы на разных этапах
развития предпринимательской деятельности ……………

23
1.3. Модификация основных принципов построения налогообложения в условиях становления предпринимательской среды…………………………………………………………..


41
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА …………………………….

66
2.1. Социально–экономическое положение региона и стабилизация налогооблагаемых баз……………………………..….

66
2.2. Создание конкурентной среды в налогово-бюджетной
сфере ………………………………………………………….

94
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………….



118
3.1. Методы определения модели налоговой нагрузки в предпринимательской деятельности………………….……..

118
3.2 Налоги как инструмент финансового контроля предпринимательской деятельности ………………………………………….

134
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………..…..
149
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельност.doc

— 1.76 Мб (Скачать файл)

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей каждого предпринимателя. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства, бизнеса

2. Государство должно  прилагать все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Остается незаменим  принцип обязательности уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у  налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для всех видов предпринимателей и экономичными для Государственных структур, собирающих налоги.

5. Налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Следует отметить, что  при создании налоговой системы  Российской Федерации недостаточно был учтен мировой опыт, не было научной оценки экономической ситуации в стране. Уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные и скоропалительные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и запутанности.

В соответствии с действующими законами о налогах в Налоговом  Кодексе РФ (ст. 3 и 6) сформулированы следующие принципы, регулирующие налогообложение на всей территории страны:

1. Каждое лицо должно  уплачивать законно установленные  налоги и сборы.

2. Налогообложение должно  быть всеобщим и равным, при  чем при расчете налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

3. Налогообложение должно быть справедливым.

4. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Необходим научный подход к определению величины ставок налога, которая позволила бы налогоплательщику после оплаты налога осуществлять нормальное развитие.

5. Налоги должны быть  сформулированы в законодательных  актах таким образом, чтобы  каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он  обязан платить.

6. Налоги и сборы  не могут иметь дискриминационного  характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

7. Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов в зависимости от  формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

8. Не допускается принимать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров или финансовых средств.

9. Установление, изменение,  отмена федеральных налогов должны осуществляться в соответствии с НК, налогов регионов и местных органов самоуправления — согласно законам или решениям субъектов РФ и нормативным представительным актам органов на местах.

10. Никто не обязан  уплачивать налоги, сборы или  иные платежи, не установленные НК.

11. Нормативные правовые акты  исполнительных органов о налогах  и сборах не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

12. Законодательные акты о налогах  должны соответствовать НК. (В  ст. 6 дан перечень требований соответствия актов законодательства Налоговому кодексу).

Основные организационные  принципы Российской налоговой системы  закреплены преимущественно в Конституции  России и в Законе об основах налоговой системы и суть их сводится к следующему: одним из главных принципов является единство налоговой системы. Единство финансовой политики, включающее налоговую, и единство налоговой системы закреплено в Конституции. Это положение развивает одну из основ конституционного строя России - принцип единого экономического пространства24, означающей, что на территории России не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств25. Этот принцип не допускает введение региональных налогов, которые могут ограничить свободу перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств, так и  введение регионального налога, который позволит формировать бюджет одних территорий за счет налоговых доходов других территорий.

Принцип подвижности (эластичности) бюджетных доходов26. Данный принцип характерен для всех стран. Кроме того, подвижность проявляется в регулярном заполнении правовых пробелов в законодательстве против мероприятий "налогового планирования" налогоплательщика. Поскольку не все налоги обладают подвижностью, то налоговая система должна содержать такие налоги, которые при увеличении потребностей бюджета могли бы возрастать. В то же время подвижность означает, что постепенное реформирование не является налоговой реформой. Реализация этого принципа в России имеет недостатки. По мнению многих экспертов, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являются одной из самых серьезных причин инвестиционного спада в стране.

Принцип стабильности, согласно которому налоговая система должна действовать в течение ряда лет. Проведение налоговой реформы должно осуществляться только в исключительных случаях, в строго определенном порядке.

Нельзя обойтись без  принципа однократности обложения, закрепленный в ст. 6 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" - "один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения", и выражающийся в предложении об отмене "надуманных", неэффективных налогов, об объединении в один налог платежей со сходным объектом, например, введение единого социального налога вместо четырех.

Принципы, установленные  НК имеют важное значение для Российской налоговой системы. Они способствуют стабилизации налоговых отношений и придают налогообложению долговременный характер действия.

В своей работе А. В. Брызгалин27, обсуждая пути и направления реформирования налоговой системы страны, отмечает, что принцип справедливости становится актуальным для правового регулирования порядка установления и взимания налогов и сборов. Его необходимо рассматривать с двух точек зрения: экономической и юридической. С экономической позиции принцип справедливости исходит из положения о том, что государственные налоги и расходы влияют на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя блага другим. Причем в зарубежной экономической науке различают два основных аспекта этого принципа - горизонтальный  и вертикальный.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики  находятся в равном положении, должны трактоваться налоговыми законами одинаково, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности). В основе этого принципа лежит идея, по которой сумма взимаемых налогов должна на прямую ориентироваться на величину доходов плательщика. Но здесь встает этическая проблема определения равенства, поскольку не всегда равенство может  достигаться путем сопоставления текущих доходов.

Согласно принципу вертикальной справедливости лица, находящиеся в  неравном положении, должны трактоваться одинаково, иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод). Однако справедливость принципа выгод зависит от того, на что тратятся государственные средства, полученные через налоги. Так, общеизвестно, что пожилые люди имеют низкие доходы по сравнению с молодым трудоспособным населением, первые чаще прибегают к услугам государственного здравоохранения. Принцип платежеспособности говорит о том, что пожилые люди должны платить более низкие налоги. В то время, как, согласно принципу выгод, они должны платить налогов больше, так как извлекают большую выгоду от  государственного финансирования больниц и клиник. Безусловно, в данном случае, применение принципа выгод к пенсионерам и лицам пожилого возраста будет справедливым.

С юридической точки  зрения, принцип справедливости исходит  из того, насколько законодатель обосновано урегулировал порядок изъятия собственности у плательщиков, а также в каком положении между собой находятся государство, собирающее налоги и лица, обязанные платить.

Что касается вопроса  о соотношении правового положения  государства и плательщика, то представляется, что между ними должно быть состояние  полного равенства, поскольку статьями 8 и 9 Конституции России закреплено равенство в существовании и защите всех форм собственности, в том числе государственной и частной.

В настоящий момент налоговое  законодательство представляется несправедливым, поскольку в приоритетном положении находится государство в лице своих налоговых органов. Налогоплательщик может требовать возврата излишне уплаченных налоговых платежей в течение трех лет, в то время как налоговые органы могут применять бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц в течение шести лет с момента образования недоимки (п.3,4 ст. 11 закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ»). Кроме того, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность, уплачивает крупные штрафы. А за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов, налоговые органы практически не несут никакой ответственности.

Наличие льгот – основной признак справедливой налоговой  системы. Льготы, представляющие собой  определенные преимущества при исчислении и уплате налоговых платежей, являются необходимым элементом любой налоговой системы. Кроме того, посредством налоговых льгот осуществляется государственное регулирование экономики страны.

Налоги не должны быть чрезмерными, но налоговые законы должны предусматривать определенные льготы, что не означает прямой увязки с доходами.  Следует согласиться с профессором Д. Черником, который высказался против «Всемирного сокращения налоговых льгот» при разработки концепции Налогового кодекса28. Представляется, что основные недостатки кроются не в налоговых льготах как таковых, а в их неразборчивости и непросчитанности, когда при их введении превалирует политическая конъюнктура или популизм, а не взвешенный и обоснованный подход.

С юридической точки зрения налоговые органы и налогоплательщики должны иметь равные права и равные возможности при защите своих интересов. Укреплению принципа справедливости послужит различный подход к возложению финансовой ответственности на налогоплательщиков в зависимости от их вины в совершении налогового правонарушения. В настоящее время лица, злостно уклоняющиеся от уплаты налогов, и плательщики, нарушившие налоговое законодательство в результате ошибки, несут одинаковую ответственность, что представляется неправильным. Развитие экономики сделало обычным явлением ведение компаниями бизнеса на территориях двух и более стран. В результате последовательного обложения доходов компании в стране получения дохода и в стране ее регистрации (постоянного местопребывания) возникает двойное международное налогообложение. Одной из важнейших проблем, стоящих перед налоговыми органами как Российской Федерации так и зарубежных стран, является устранение двойного налогообложения Особенно остро воспринимается наличие двойного налогообложения российскими организациями, которые вынуждены уплачивать налоги как в России, так и за рубежом.

Двойное налогообложение, как известно, возникает в случаях, когда один и тот же доход или  имущество подвергается обложению  аналогичным налогом в двух или более странах.  Международные налоговые соглашения заключенные Российской Федерацией, имеют целью устранить возможные случаи двойного налогообложения которые могут возникнуть в отношениях между странами партнерами.

Остановимся более подробно на одном из аспектов международных налоговых соглашений – на методике устранения двойного налогообложения. В Российской Федерации как правило, для  устранения двойного налогообложения используется метод зачета (налогового кредита). Следует иметь в виду, что проблема двойного налогообложения продолжает оставаться весьма актуальной. Ее наличие создает серьезные проблемы для российских организаций и предприятий, осуществляющих деятельность, получающих доходы или имеющих имущество за рубежом. Переход экономики страны на рыночные принципы хозяйствования требует определенного уточнения классификации налогов и сборов.

Налоговая система сформировалась в течение длительного периода  времени. Возникновение государства с его разветвленными органами в центре и на местах и развитие рыночных отношений потребовали, чтобы действующие налоги были приведены в строгую систему.

Налоговая система —  совокупность налогов, установленных  законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов.

Состав налоговой системы разнообразен и включает большое количество налогов, что потребовало их классификации, т.е. систематизации, группировки по заранее установленному признаку. Она имеет большое экономическое и практическое значение. Классификация налогов и сборов характеризует отношение их к воспроизводству в целом и раскрывает способы их участия в распределительных процессах. Она дает возможность устанавливать связь бюджета с производством, выявлять роль налоговых форм в экономическом регулировании. Используется для конкретной кодификации налогов с целью учета и контроля за налоговыми процедурами электронными средствами. Группировка налогов по кодификационным признакам позволяет оперативно получать информацию о поступлениях налоговых доходов, анализировать итоги в соответствии с показателями и оперативно вмешиваться в ход налогового процесса.

Классификация налогов  была построена на основании критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще  в ХVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные).

В последствии, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую  прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.

Информация о работе Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельности: методы, модели, инструменты