Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельности: методы, модели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и недостаточная разработанность перечисленных задач обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является анализ проблем налогообложения и налогового регулирования формирования бюджетов разных уровней от предпринимательской деятельности, разработка предложений по совершенствованию налогового механизма в условиях становления рыночных отношений с учетом бюджетно-структурных приоритетов региональной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ………………………………………….



10
Предпринимательская деятельность как основная налогооблагаемая база в условиях рыночной экономики ……….

10
Становление налоговой системы на разных этапах
развития предпринимательской деятельности ……………

23
1.3. Модификация основных принципов построения налогообложения в условиях становления предпринимательской среды…………………………………………………………..


41
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА …………………………….

66
2.1. Социально–экономическое положение региона и стабилизация налогооблагаемых баз……………………………..….

66
2.2. Создание конкурентной среды в налогово-бюджетной
сфере ………………………………………………………….

94
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………….



118
3.1. Методы определения модели налоговой нагрузки в предпринимательской деятельности………………….……..

118
3.2 Налоги как инструмент финансового контроля предпринимательской деятельности ………………………………………….

134
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………..…..
149
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельност.doc

— 1.76 Мб (Скачать файл)

Определить понятия "налог" и "сбор", адекватно отразив в определении их существенные признаки - значит, выявить категории обязательных платежей, входящих в налоговую систему. Необходимо отметить потребность в разработке авторитетных правоприменительных актов по налогам. Она объективна и обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер. Налоговая служба обладает подробной информацией о недостатках налогового законодательства, о его спорных положениях и неясностях. При разработки правоприменительных актов по налогам необходимо включать налоговые службы, Минфин и Таможенный комитет.

Не маловажной проблемой  являются взаимоотношения налоговых  органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы, полномочия которых должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков.

Необходимо, чтобы права  и обязанности обеих сторон налоговых  правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственный орган возлагается обязанность информировать предпринимателя как налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если предприниматель неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа.

Одной из самых сложных  и слабо разработанных считается  система ответственности предпринимателей за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы.

При рассмотрении составных  частей любого налога, который планируется  законно установить и ввести на территории РФ, целесообразно вначале опереться на положения17, где приведен обязательный список элементов налогообложения.

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все остальные элементы, которые участвуют в  налогообложении – налоговая база, льготы, налоговые ставки, порядок исчисления налога, сроки уплаты и отчетность.

Объектами налогообложения  являются: налоговая база, налоговый  период, налоговая ставка, порядок  исчисления налога, порядок и сроки  уплаты налога.

В противном случае, если в акте законодательства о налоге какой-либо элемент налогообложения будет отсутствовать, налог не признается законно установленным и у налогоплательщика не возникает обязанности по его уплате.

В ст. 17 НК РФ элементы относятся  именно к закону о налоге, а не к налогообложению как виду деятельности государства и указанные элементы следует именовать элементами налога, а не элементами налогообложения.

Рассматривая положения  о налоге в налоговом кодексе  РФ можно считать, что налог считается  законно установленным и введенным  на территории РФ, если в акте законодательства о налоге определены и выделены самостоятельные элементы затрагивающие материальные интересы предпринимателей.

Субъект налогообложения  или налогоплательщики и плательщики  сборов являются организации и физические лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы при наличии у лица объекта налогообложения18.

 Если есть «Субъект налога», фактически существующий сейчас под названием «налогоплательщики», то должен быть и объект налога, а не объект налогообложения. Объектом налога может выступать доход, прибыль, имущество и т.д. таким образом, название данного элемента налога следует определить как объект налога. Объект налога – это юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которыми связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог, иными словами, это – предмет, на который падает налог: доход, земля имущество, капитал, и тому подобное.

Налоговая база в нормативно-правовых актах о налогах, как элемент налога, не существовала. При определении размера налога в одних случаях она включалась в содержание объекта налогообложения и именовалась «порядок исчисления налогооблагаемой прибыли»19, в других случаях – «определение облагаемого оборота»20, а то и вовсе помещалось в определение ставки налога21. Выделение налоговой базы в отдельный элемент по нашему мнению, правильно, поскольку налоговая база является самостоятельным элементом в упорядоченном списке, на основе последовательности элементов которого производится исчисление суммы налога.

Для установления налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб обложения – это единица, которая кладется в основу измерения налога (например, в земельном налоге – площадь), т.е. определенная законом физическая характеристика или параметр измерения объекта налогообложения. В то же время, единица обложения – часть объекта обложения, принимаемая за основу при исчислении конкретной налоговой суммы (в современной трактовке это налогооблагаемая база).

Исчисляется налоговая  база по итогам каждого налогового периода и определяется на основе данных бухгалтерского налогового учета, либо иных документально подтвержденных данных об объектах подлежащих налогообложению.22

Налоговый период – календарный  год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Виды налоговых ставок

 

Налоговые ставки представляют собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Для предпринимателей важные значения имеют две составные  части «порядок уплаты налога» и «сроки уплаты налога». Порядок уплаты налога подразумевает уплату налога либо разовой суммой, либо разбивку общей суммы налога, к примеру, на авансовые платежи.

 Следует отметить, что сроки уплаты налога,  как  правило, определяются на основании  потребности бюджетов в доходах  в определенные периоды финансового года. А это свидетельствует о том, что субъект РФ и орган местного самоуправления должен иметь право определить конкретные ставки уплаты налога самостоятельно.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Объектная модель исчисления налогов

 

В организационно-экономическом  механизме функционирования предпринимательства важное  место занимают налоговые льготы, как элемент налога, включающие в себя применение налоговых вычетов и скидок в процессе исчисления суммы налога. Налоговые льготы самостоятельно определяются соответствующими органами власти (федеральными, региональными или местными). 

 Перечисленных элементов с нашей точки зрения недостаточно, для получения законченного списка не хватает еще объекта, источника и сроков предоставления расчетов по налогу (налоговой декларации).

Зная элементы налога можно предложить следующую модель налога.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8. Модель налога

       

Нам представляется, что  в характеристике элементов налога должны быть включены императивные элементы налога. Если один из императивных элементов налога отсутствует в акте законодательства о налоге, такой налог признается (через судебное разбирательство) законно не установленным и, следовательно, не подлежащим уплате. Императивные элементы налога распадаются на два класса: 1) фиксированные элементы — элементы, содержание которых строго установлено Налоговым кодексом РФ, не подлежат изменению при введении налога; 2) переменные элементы — элементы, содержание которых определяет рамки необходимой для введения налога конкретизации. Диспозитивные элементы налога являются дополнительными к императивным элементам. Решение об установлении данных элементов в акте законодательства о налоге, а также о содержании таких элементов налога региональные и местные органы законодательной (представительной) власти принимают самостоятельно.

Важно отметить, что, как  и элемент налога "налоговые  льготы", элемент "сроки представления  расчетов по налогу (налоговой декларации)" не является обязательным (императивным) для установления в законе о налоге. Поэтому указанный термин определяется как дополнительный (диспозитивный), основанный на выборе. Необходимо отметить, что диапозитивный элемент "Налоговая декларация" вытекает из положении абзаца второго п. 1 ст. 80 НК РФ, где указано что налоговая декларация представляется каждым предпринимателем по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, (если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Если у предпринимателя не возникает объекта налога, налоговая декларация не подается. Согласно ст. 38 НК РФ при отсутствии объекта налога не создастся правовых оснований для возникновения обязанности по исчислению и уплате налога, а это в свою очередь, исключает обязанность подавать налоговую декларацию (расчет налога) (определение налоговой декларации указано в ст. 80 НК РФ), в том числе и пустую («нулевую»), так как налог не исчисляется и не уплачивается.

Практика показывает, что предприниматели – налогоплательщики  не имеющие объекта налога, декларацию по  налогу на прибыль составляют на 36 страницах и предоставляют  в налоговые органы. Необходимо предложить по налогу на недвижимость  произвести классификацию налоговых льгот на федеральные и региональные льготы Федеральные налоговые льготы устанавливаются в Налоговом кодексе РФ, которые не подлежат изменению при введении налога на недвижимость субъектом РФ и носят характер гарантии социальной защиты предпринимателей -налогоплательщиков. Региональные льготы являются дополнительными к федеральным налоговыми льготам и вводятся на основе собственного решения субъектом РФ.

Переход современной России к смешанной экономике вновь актуализировал проблему создания эффективной налоговой системы. В этой связи необходимо обобщать как теоретические основы построения налоговой системы в России в начале XX в., так и современные рекомендации в дополнение к базовым принципам налогообложения. Развитие финансовой науки позволило выработать ряд требований к построению налоговых систем, которые развиваются под воздействием разных экономических, политических и социальных условий.

Принципы налогообложения  стали представлять собой систему, которая учитывает интересы и предпринимателей- налогоплательщиков и государства, с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщика. « Подданные всякого государства должны по возможности участвовать в содержании правительства, то есть соответствовать доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.  Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения. Часто это правило называлось равномерностью или справедливостью.

2. Налог обязано уплачивать каждое отдельное лицо. Он должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица.

3. Каждый налог должен взиматься  в то время или тем способом, когда и как плательщику должно  быть удобнее платить.

4. Каждый налог должен  быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государя. однако удерживать из карманов народа гораздо больше, чем он приносит казначейству: во-первых, собирание его может требовать большого числа чиновников, жалование которых может поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых может обременить народ добавочным налогом; во-вторых, конфискациями и другими наказаниями, которыми подвергаются лица, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он может часто разорять их и таким образом уничтожать ту выгоду, которую общество могло бы получать от приложения их капиталов. В-третьих, подвергая людей частым посещением и неприятным расспросам сборщиков налогов, он может причинять им много лишних волнений, неприятностей и притеснений, и хотя неприятности, строго говоря, не представляют собою расходы, однако они, без сомнения, эквивалентны расходу, ценой которого каждый человек готов избавить себя от них»23.

Теоретические положения, разработанные ученым, традиционно выступают основой финансовой политики государственных органов за рубежом и сегодня весьма актуальным, хотя произошла определенная модификация. Принципы едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

Информация о работе Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельности: методы, модели, инструменты