Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельности: методы, модели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и недостаточная разработанность перечисленных задач обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является анализ проблем налогообложения и налогового регулирования формирования бюджетов разных уровней от предпринимательской деятельности, разработка предложений по совершенствованию налогового механизма в условиях становления рыночных отношений с учетом бюджетно-структурных приоритетов региональной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ………………………………………….



10
Предпринимательская деятельность как основная налогооблагаемая база в условиях рыночной экономики ……….

10
Становление налоговой системы на разных этапах
развития предпринимательской деятельности ……………

23
1.3. Модификация основных принципов построения налогообложения в условиях становления предпринимательской среды…………………………………………………………..


41
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА …………………………….

66
2.1. Социально–экономическое положение региона и стабилизация налогооблагаемых баз……………………………..….

66
2.2. Создание конкурентной среды в налогово-бюджетной
сфере ………………………………………………………….

94
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………….



118
3.1. Методы определения модели налоговой нагрузки в предпринимательской деятельности………………….……..

118
3.2 Налоги как инструмент финансового контроля предпринимательской деятельности ………………………………………….

134
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………..…..
149
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельност.doc

— 1.76 Мб (Скачать файл)

Во время спада производства расходы на рынке потребления  сокращаются медленнее, чем снижаются доходы предпринимателей, вызывая тем самым ажиотажный спрос, поэтому поступления от налога на потребление являются достаточно высокими, чем при обложении подоходным налогом. В таких случаях  налоговая система не сможет играть роль «встроенного стабилизатора». Однако Н. Калдор считал, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, на предметы повседневного пользования), более справедлив, чем фиксированный налог с продаж, для людей с низкими доходами. Кроме того, при сравнении с подоходным налогом этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.

Следует отметь ,что в  настоящее время во многих зарубежных странах,  существует своеобразное взаимодействие трех основных концепций: кейнсианства с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма. Важный вклад в теорию налогообложение внес  известный экономист П. Самуэльсон, отмечающий определенную расточительность государства и предлагает конкретные пути повышения эффективности его деятельности, в которых не последнее место занимают налоги7. Он выделяет принципы «выгоды и пожертвования» в налогообложении и считает, что «структура налогов должна быть такой, чтобы с ее помощью доходы, определяемые механизмом рынка, соответствующим образом перераспределялись в интересах общества». Классические и кейнсианские взгляды П. Самуэльсона тесно переплетаются, что не мешает ему дать свои рекомендации относительно ведения государством фискальной политики. Исследуя свойства разных конкретных налогов по принципам обложения (равное, пропорциональное, прогрессивное), П. Самуэльсон отличает их возможные регрессивные результаты в конкретных случаях, именно это может повлечь ослабление побудительных мотивов в деятельности людей, «снизить эффективность использования ресурсов общества». Государственная политика в области налогов, по его мнению, должна быть продуманной и взвешенной, решаемой с помощью средств и приемов современного экономического анализа, забывая при этом о порочности двойного налогообложения, об отрицательном действии «переложения налогов».

Следует подчеркнуть, что зарубежные исследования в области налогов отличаются конкретным, прикладным характером. Теоретические споры ведутся не столько по вопросу о сущности налогов как экономической категории, с объективным существованием и необходимостью которой все  согласны, сколько об их роли в экономике  на разных этапах развития общества. В отличии от западных стран в России постоянно велась и ведется большая полемика по вопросам теории налогов, сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций.Такие ученые-экономисты, как А.Тривус, Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов внесли неоценимый вклад в теорию 
налогов, до 30-х гг. многие их предложения и рекомендации использовались при проведении отдельных финансовых реформ. Позднее, общепризнанная теория налогов в России была подвергнута искажению, что впоследствии отбросило развитие отечественной науки в этом направлении на много лет назад. Долгое время воззрения ученых-экономистов на налоги опирались на одно течение - марксизм, ставший теоретической. Главной целью теоретических исследований было обоснование сущности налогов как экономической категории, не соответствующей существующему государственному строю. Однако социалистическое государство, как подтвердила историческая практика, не смогло обойтись без налогов. Производились различные отчисления в бюджет (от прибыли, с оборота), граждане уплачивали подоходный налог, за наем государственного помещения (квартиры), различные сборы, даже был введен  налог на холостяков.

Теоретические и практические исследования в области построения налоговой системы, адекватной  рыночным отношениям  начали  возрождаться с 1991 г. Они ведутся по разным направлениям: изучение экономического наследия о налогах, места и роли налогов в государственном регулировании экономики, взаимодействие налогов с другими финансовыми рычагами, экономическо-математическое моделирование налоговых систем, взаимосвязь предпринимательской деятельности  и налогооблогаемого экономического пространства.

Предпосылкой для их появления стало новое  налоговое  законодательство, типичной чертой которого является тяжелая адаптация к изменившимся экономическим условиям. Выдвигая те или иные концептуальные идеи, отечественные ученые – экономисты преследуют прежде всего цель-совершенствование налоговой системой с целью повышения  эффективности разных форм предпринимательской деятельности. Многие  положения теоретических разработок ученых включены в новый для налоговых отношений переходного периода документ Налоговый кодекс Российской Федерации. Вместе с тем действительность такова, что практикам приходится разрешать противоречия между фискальной и другими функциями налогов. История развития учений о налогах показывает перманентный характер отдельных вопросов, так, обсуждаемая еще физиократами идея справедливости в обложении налогами до сих пор не потеряла своей актуальности. Такие налоговые проблемы как величена налоговой ставки, граница налогообложения, введение новых налогов, по которым и сейчас продолжаются острые дискуссии, рассматривались различными научными школами в прошлом. В то же время  некоторые идеи, предлагаемые отдельными учеными сегодня,  несколько столетий назад оказались несостоятельными на практике. До сих пор продолжается борьба между «приверженцами» прямого и косвенного налогообложения («откуп» в виде патента как уход от прямого  и косвенного налогообложения), пропорционального и прогрессивного налогообложения; сокращения числа объектов налогообложения напоминает идею о едином налоге  меркантилистов.

 История экономического  развития большинства стран демонстрирует многогранность структуры и приоритетов налоговой политики, которая призвана стимулировать или, ограничивая деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивать доходы бюджета, поддерживать интересы общества. Умелое и грамотное варьирование налоговыми льготами, их обоснованная дифференциация позволяют воздействовать на динамику и структуру производства, капиталовложений и занятости, на соответствующее распределение доходов. Для эффективного функционирования налоговой системы не всегда достаточно только знания принципов ее построения, сущности налогов, их видов и форм. Научные исследования должны строится на анализе конкретной действующей налоговой системы, выявлении ее позитивных и негативных последствий и корректировке ее составляющих, осуществляя поиск оптимальных границ действий налогов. Практика же свидетельствует о том, что часто трудно найти компромисс, отвечающий интересам государства и налогоплательщиков. Можно проследить тенденцию взаимосвязи между развитием экономики предпринимательства, объектов налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и структурой налогов, что помогает избежать негативных последствий действия налогов либо сгладить их в определенной экономической ситуации, способствовать активизации предпринимательской деятельности  с учетом  специфики  переходной экономики.

 

 

1.2. Становление  налоговой системы на  разных 

 этапах  развития  предпринимательской деятельности

 

Налоговая система и  предпринимательская деятельность  органично связаны  между собой, обуславливают друг друга. По существу история возникновения системы налогообложения это и история становления предпринимательской деятельности, каждый этап  развития который ставил  новые задачи по совершенствованию налоговой системы общества. В условиях современной  цивилизованной рыночной  экономики их взаимосвязь приобрела новое качество и приняла усложненные формы реализации. Рыночные отношения  требуют самостоятельности и ответственности за результаты производства обособленных хозяйствующих субъектов. При господстве общественной собственности в стране, система управления основывалась на модели: «производство — планирование — государство», что соответствовало централизованному  управлению экономикой. Такая система позволила на начальном периоде развития страны быстро решать производственные задачи и добиваться определенного успеха, давая конкретные задания в планово-приказном порядке предприятию. Налоги при этой системе играли ограниченную роль и не выполняли своих  функций. При такой системе действовали в основном налоги с населения: подоходный налог; налог с холостяков и малосемейных граждан; таможенные пошлины; налог со строений и некоторые другие. Юридические лица платили налог с оборота от прибыли.

Как показала многолетняя  практика, эта модель оказалась неспособной эффективно решать глобальные экономические проблемы в рамках огромной страны и обеспечивать стабильный рост производства в течение длительного периода. Объективно потребовался переход от централизованной системы управления производством к рыночной экономике, которая предполагает иную модель: «производство — деньги — налоги — государство». Такая модель, как подтверждает практика зарубежных стран с развитой рыночной  экономикой, способна обеспечить не только качественный скачок производства, но и его перспективное развитие. Налоги при этой модели становятся важным инструментом управления экономикой. 90-е годы положили начало формированию принципиально новой российской налоговой системы.

Для регулирования налоговых отношений  по поводу предпринимательской деятельности требуются специальные юридические нормы, которые оформляются в самостоятельную отрасль налогового права. Начало ему положил Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы».

Малое предпринимательство  России пользуется поддержкой государства, что нашло отражение в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88- ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»,в указе Президента РФ от 4 апреля  1996г. «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» и в других документах. Комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. появилась необходимость появления налогового права. Налоговое право строится в соответствии с высшим законом страны — Конституцией РФ.

В течение нескольких лет шла и продолжает идти разработка Налогового кодекса РФ (НК), который  должен полностью обеспечить управление всей налоговой системы. В июле 1998 г. была принята первая часть НК, посвященная общим проблемам налогообложения — элементам налога, налоговой декларации, налоговому контролю, налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение. 5 августа 2000 г. введена в действие вторая часть НК, которая касается основных федеральных налогов (НДС, акцизов, налога на доходы  физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых).

На пути создания принципиально  новой налоговой системы 
возникли серьезные трудности, т.к. она формировалась при слабом развитии рыночных отношений. Она возникла при крайне отрицательном отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовался строгий учет и контроль при обложении, хотя необходимый опыт отсутствовал.  В стране отсутствовала четко разработанная налоговая стратегия в условиях нестабильной экономики и высоких темпов инфляции, а налоговый аппарат недостаточно подготовлен к сложным условиям работы, когда происходит непрерывное изменение правовой базы налогообложения.

Поэтому в России при  воссоздании налоговой системы, адекватной рыночной экономики, наблюдаются серьезные препятствия. Имеет место снижение качества учета. Государственный комитет по статистике России публикует данные, отличающие от информации Министерства финансов. Экономические институты зачастую отказываются от официальных данных как единственного источника и вынуждены проводить свои самостоятельные исследования. Известно, что функции любой экономической категории более полно раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и общественное назначение. Функции налогов выражают их социально-экономическую сущность, позволяют понять их место и роль в жизни общества ,их взаимосвязь с другими  экономическими категориями.

Фискальная функция (фиск — государственная казна) проявляется  в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общенациональных потребностей. Эта функция — исходная и основная, характерна для всех государств на различных этапах их развития. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд и обеспечиваются материальные условия для функционирования государственных структур. Именно фискальная функция обуславливает реальные возможности для перераспределения части стоимости НД в пользу определенных групп общества.

Через фискальную функцию  государство обеспечивает выполнение важных социально-экономических и политических задач. Важнейшими из них являются: достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства; равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы; установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе; выполнение всех экономических, политических и социальных задач.

Значение фискальной функции с развитием рыночных отношений возрастает. В условиях переходной экономики они обретают особую значимость. С ее помощью происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создаются объективные условия для вмешательства государства в экономику. И как справедливо считают отдельные экономисты фискальная функция налогов в значительной степени обуславливает и регулирующую функцию8.

Регулирующая функция  означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая предпринимательскую активность, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Объективная необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями, которые предполагают свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обуславливает расширение прав его участников, рост их самостоятельности и в то же время повышение ответственности за результаты производства.

С помощью регулирующей функции налогов осуществляется: регулирование спроса и предложения; стимулирование сбережений граждан; выравнивание доходов отдельных социальных групп; развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы; регулирование экспортно-импортной деятельности; стимулирование научно-технического прогресса. Конечная цель налогового регулирования — обеспечение макроэкономического равновесия, непрерывных инвестиционных процессов, рост финансовых результатов и, в конечном счете, увеличение общенационального фонда денежных средств.

Функции налогов представляют собой единство противоположностей, причем обе находятся во внутреннем единстве. Фискальная функция, возникшая с налогами, обуславливает действие и развитие регулирующей. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает объективные условия для более широкого и углубленного воздействия на процесс производства. В то же время регулирование общественного производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность предпринимателей определенных групп населения и в известной мере расширяет базу для более полной реализации фискальной функции. Следовательно, функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Что, естественно, не исключает определенной самостоятельности и обособленности каждой. Так, акциз на спирт преследует главным образом фискальные цели — получение дохода для государства, а амортизационная политика — экономическую цель.

Внутреннее единство функций не исключает противоречий внутри каждой функции и между ними», т.к. они объективно заложены в сущности налогов как специфической формы производсвенных отношений. Каждая из налоговых функций отражает определенную сторону налоговых отношений, противостоящих друг другу как противоположности: фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, а регулирующая — государства к налогоплательщику. В фискальной функции, снабжающей финансовыми средствами государство, заложено противоречие между необходимостью постоянного расширения доходной базы государства и ограниченными возможностями членов общества в обеспечении такого расширения. Противоречие регулирующей функции заключается в том, что реальная потребность государственного вмешательства в процесс производства наталкивается на узкую экономическую базу, определяемую частнокапиталистической собственностью на средства производства. Государство в условиях рыночной экономики не может через налоги полностью влиять на все фазы движения ВВП, так как они функционируют только на второй фазе - фазе распределения. Частная собственность не требует жесткого регулирования всего производства из единого центра, в то же время допуская это регулирование в определенных пределах, когда оно отвечает ее интересам общества.

Информация о работе Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельности: методы, модели, инструменты