Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельности: методы, модели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и недостаточная разработанность перечисленных задач обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является анализ проблем налогообложения и налогового регулирования формирования бюджетов разных уровней от предпринимательской деятельности, разработка предложений по совершенствованию налогового механизма в условиях становления рыночных отношений с учетом бюджетно-структурных приоритетов региональной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ………………………………………….



10
Предпринимательская деятельность как основная налогооблагаемая база в условиях рыночной экономики ……….

10
Становление налоговой системы на разных этапах
развития предпринимательской деятельности ……………

23
1.3. Модификация основных принципов построения налогообложения в условиях становления предпринимательской среды…………………………………………………………..


41
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА …………………………….

66
2.1. Социально–экономическое положение региона и стабилизация налогооблагаемых баз……………………………..….

66
2.2. Создание конкурентной среды в налогово-бюджетной
сфере ………………………………………………………….

94
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………….



118
3.1. Методы определения модели налоговой нагрузки в предпринимательской деятельности………………….……..

118
3.2 Налоги как инструмент финансового контроля предпринимательской деятельности ………………………………………….

134
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………..…..
149
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельност.doc

— 1.76 Мб (Скачать файл)

Органы государственной  власти субъектов РФ устанавливают  объект налогообложения и льготы для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ и местный бюджет.

Достоинством новой  системы является упрощение порядка  налогообложения субъектов малого предпринимательства. Налогоплательщикам легче разобраться в налоговом законодательстве и правильно исчислить уплачиваемые налоги, а, следовательно, избежать штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Налоговым органам проще собрать эти налоги, проконтролировать правильность исчисления и полноту перечисления этих налоговых платежей в бюджет. Ясность в определении налоговых обязательств перед бюджетом, безусловно, является положительным моментом в развитии предпринимательства.

Однако несмотря достоинства упрощенной системы налогообложения, массового перехода предпринимателей на нее не наблюдается. Медленный переход на новую систему налогообложения объясняется жесткими требованиями закона к тем, кто может перейти на эту систему, высокая стоимость патента сдерживает их инициативу к переходу на упрощенную систему налогообложении. Данная категория плательщиков сравнительно легко уклоняется от уплаты налогов, умело завышает себестоимость, скрывает прибыль, работает за наличный расчет и т.д. Проконтролировать этих плательщиков достаточно сложно. При документальных проверках доначисления по налогам получить также проблематично по причине отсутствия необходимой суммы на расчетном счете. Предприятия не видят смысла в переходе на упрощенную систему, поскольку для них реальное налоговое бремя не уменьшится, а наоборот, может несколько увеличиваться.

Закон об упрощенной системе  налогообложения малого предпринимательства не обеспечивает в полной мере учет объектов налогообложения, сохраняются условия для ухода от уплаты налогов (работа с наличными деньгами, сокрытие прибыли, занижение фактически выплаченной заработной платы и т.д.). Поэтому для эффективной  работы новой системы процедуры расчета и сбора налогов должны быть предельно простыми, необходимо задействовать механизмы, усложняющие уклонение от уплаты налогов.

Принятый Федеральный  закон РФ от 31 июля 1998 г. № 148 – ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" нацелен на устранение недостатков упрощенной системы налогообложение субъектов малого предпринимательства.

Введение в действие данного Закона не отменяет существующие Федеральные законы от 14. 06. 1995 г. № 88 – ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и от 29. 12. 1995 г. " 22 – ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Эти Законы применяются в части, не противоречащей названному Закону.

Единый  налог на вмененный  доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Плательщиками единого налога являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, реализующие товары (работы, услуги), как правило, за наличный расчет в торговой, бытовой, образовательной и других сферах.

Под вмененным доходом  понимается потенциально возможный  валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых  затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок, налоговых и др. государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Объектом налогообложения является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.

Потенциальная доходность бизнеса рассчитывается исходя из ряда оценочных показателей (например, производственная площадь, численность персонала, число посадочных мест, сменность работы, место расположения и т.д.). При этом применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога.

Справедливость выбора вмененного дохода в качестве объекта  обложения единым налогом обосновывается следующими аргументами. Во-первых, именно с целью извлечения дохода осуществляется предпринимательская деятельность. Поэтому обложение налогом получаемого дохода, безусловно, целесообразно. Во-вторых, полученный доход является реальным источником уплаты единого налога. В-третьих, предприятия не уплачивают других налогов с дохода (физические лица платят с полученных ими доходов). В-четвертых, налог на вмененный доход широко используется в практике налогообложения многих стран (США, Испания, Франции и т.д.).

В России сейчас крайне сложно установить достоверный уровень доходов и на его основе определить базовую доходность, исчисленную с помощью применения различных корректирующих коэффициентов. Кроме того, на налоговые органы ляжет большая и ответственная работа по определению вмененного дохода субъектов предпринимательства. В условиях российской нестабильности и низкой налоговой дисциплины весьма сложно определить базовую доходность помещения, его физические и функциональные характеристики, определить вмененный доход при помощи множества корректирующих индексов на основе инструкции.

Таким образом, несмотря на отмеченные достоинства вмененного дохода как объекта обложения единым налогом, сегодня его внедрение в практику налогообложения весьма проблематично с точки зрения техники взимания этого налога. Введение единого налога даст высокие результаты, если объект налогообложения будет удобным и легко определяемым.

Необходимо объектом обложения единым налогом на вмененную  оплату труда установить вмененную (оценочную) оплату труда, определяемую произведением расчетной численности работающих на среднюю заработную плату. Единый налог исчисляется на основании оценочной оплаты труда и установленной ставки.

На наш взгляд, представляется более удобным вмененную (оценочную) оплату труда субъектов предпринимательства, осуществляющих определенные виды деятельности, исчислять на основе средней заработной платы по России по официальным данным Госкомстата РФ. Расчетную численность работающих следует исчислять по типовым показателям, утвержденным правительством РФ. Численность работающих "привязывается" к перечню легко поверяемых физических показателей, на основе которых определяется число рабочих мест. К таким показателям относятся размер площади, используемой в хозяйственной деятельности, сменность работы, местонахождение субъекта малого предпринимательства, число посадочных мест.

Следует подчеркнуть, что  фактическая численность работающих на малых предприятиях может быть меньше или больше расчетной, она  не ограничивается и не влияет на сумму единого налога. Важна только расчетная численность работающих, определенная по типовым показателям на основе легко проверяемых физических параметров.

Считаем   целесообразным ввести дифференцированные налоговые  ставки к расчетной (вмененной заработной плате) субъектов малого предпринимательства в зависимости от приоритетности осуществляемого вида деятельности.

Чтобы субъекты малого предпринимательства  находились в одинаковых налоговых  условиях, ставка налога должна быть единой как для малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих один и тот же вид деятельности.

Перевод на упрощенную систему обложения вмененной оплаты труда представляется целесообразным производить в обязательном порядке для всех субъектов малого предпринимательства.

Упрощенную систему  налогообложения предполагается не распространять на предприятия и индивидуальных предпринимателей, занятых производством подакцизной продукции, кредитные организации и инвестиционные фонды, организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и занимающиеся предпринимательством в России через постоянные представительства, а так же занятые другими видами деятельности, определенными в законодательном порядке. На наш взгляд, стоит воздержаться от перевода на новую систему субъектам предпринимательства, занимающимся высокорентабельными видами бизнеса (например, аудиторские, нотариальные, юридические услуги.) Кроме этого, вряд ли целесообразно облагать налогом оценочную оплату труда субъектов предпринимательства, занимающихся посреднической, научной   деятельностью, так как невозможно определить расчетную численность работающих на основе физических характеристик.

Для переведенных на упрощенную систему субъектов малого предпринимательства предполагается сохранить действующий порядок уплаты отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, но в пределах единого налога. Все остальные налоговые отчисления, носящие характер определенной возмездности, как, таможенные платежи, государственные пошлины, платежи за пользованием природными ресурсами, лицензионные регистрационные сборы и не которые другие платежи выплачиваются по мере возникновения объекта налогообложения на общих основаниях. Кроме того, физические лица (за исключением индивидуальных предпринимателей) уплачивают налог на доходы физических лиц.

Для субъектов малого предпринимательства, переведенных в обязательном порядке на упрощенную систему, в книге доходов и расходов должен быть предусмотрен раздел, содержащий сведения об изменении физических параметров предприятия в течение календарного года. Об изменениях физических характеристик – расширение производственных площадей, увеличение посадочных мест и т.д., предприятия должны сообщать в налоговые инспекции для перерасчета единого налога исходя из типовых показателей расчетной численности работающих. В налоговом законодательстве следует предусмотреть ответственность за сокрытие факторов увеличение физических параметров, повлекших занижение единого налога. Предложенный порядок взимания налога на  вмененную оплату труда  удобен и прост, легко определить  и проконтролировать правильность его исчисления ,трудно уклонится от его уплаты.

 

 

 

 

1.3.

Модификация
основных
принципов построения налогообложения  в условиях становления предпринимательской среды

 

Становление налоговой  системы, адекватной рыночной экономике, требует исследования проблемы правовой терминологии и содержания элементов налога. Налоги и в прошлом, и сегодня пронизывают все социально-экономические сферы общества. Ни одно государство, как политическая организация общества не может обойтись без налоговых доходов. Для государственной власти налоги являются важнейшим источником доходов, кроме налогов, у государства по существу нет иных методов мобилизации средств в казну.

В своей работе А.В. Брызгалин отмечает, что каждое юридическое и физическое лицо должно участвовать в формировании бюджета и внебюджетных государственных фондов по законодательству, установленному государством, путем внесения обязательных платежей. Обязательные платежи имеют различные формы.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Схема налогов и сборов

 

Рассматривая  регалии или монополии – это  доходное право, принадлежащее исключительно государству (например, табачная, алкогольная, азартные игры и другие). В крае регалии во всех налогах занимают  около 6,3%.

Социально-экономическая функция налогов и сборов заключается в консолидации денежных средств в бюджетах всех уровней в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Налоги составляют значительную  (82 – 86 %) часть доходной части федерального бюджета России.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Схема  понятия налогов

 

Современное российское налоговое законодательство   ведет свою историю с конца 1991 года. Фундаментом его можно считать  Закон РФ от 27 12.1991 г. № 2118 – «Об  основах налоговой системы в Российской Федерации». С момента введения этого Закона, а также заключительных актов по отдельным налогам в нашей стране сформировалась правовая основа налоговой системы – налоговый кодекс Российской Федерации.

Однако в государстве  постоянно возникают проблемы, связанные с необходимостью своевременного полного поступления налогов и сборов в бюджет.

В налоговый кодекс, по нашему мнению, не вошла важная особенность налогов – возможность использовать их для воздействия на экономические процессы.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Виды сборов

 

В определениях налогов подчёркивается следующие:

-  тесная  связь налогов с государственной  властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

- принудительный  характер платежей, осуществляемый  на основе законодательства;

- участие в  экономических процессах общества.

Хотя  налоговый механизм весьма не прост, даже если отвлечься  от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ, то об этом свидетельствует  мировой опыт.

Думается, что одной  из главных проблем является совершенствование понятийного аппарата, где приводится несколько некорректных определений, понятий в действующем Законе "Об основах налоговой системы Российской Федерации". А именно в статье 2 этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, и это противоречит правилам элементарной логики. А определение объекта налогообложения дано путем перечисления возможных объектов без выделения общих признаков, присущих этому явлению.

Информация о работе Налоговый механизм регулирования предпринимательской деятельности: методы, модели, инструменты