Налоговый контроль в деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:39, научная работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействует на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы к содержанию понятия налоговый контроль 5
1.1.Понятие налогового контроля 5
1.2.Формы и методы налогового контроля 8
2.Виды налоговых проверок в России 11
2.1.Камеральная налоговая проверка 11
2.2.Выездная налоговая проверка 15
3.Пути совершенствования налогового контроля в России 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

НАУЧНАЯ РАБОТА ПО НАЛОГАМ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

- Анализ начисленных налоговых платежей.

Сотрудниками отдела камеральных проверок проводится анализ начисленных сумм налоговых платежей по каждому виду налога в текущем и в прошедших периодах. Затем определяются значения абсолютных и относительных изменений начислений налоговых платежей. Таким образом, выявляется тенденция в динамике начисленных сумм. Проведенный анализ на этом на этом уровне позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей, чтобы включить их в план выездных налоговых проверок.

- Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций может быть как вертикальным (например, определение структуры баланса посредством расчета удельного веса показателей бухгалтерского баланса по отношению к валюте баланса), так и горизонтальным (сравнение отчетных показателей текущего периода с аналогичными периодами прошлых лет).

Данный анализ позволяет проводить налоговый контроль за правильность и полнотой заполнения налоговых деклараций, а также налоговый контроль налогоплательщиков, построенный на основе сочетания показателей финансово-хозяйственной деятельности, представленных в налоговых декларациях. В результате этого анализа определяются налогоплательщики, в отношении которых целесообразно провести выездную налоговую проверку. Критериями отбора кандидатов на проведение выездных налоговых проверок могут служить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени.

Проведение такого анализа позволяет значительно сократить временные затраты сотрудников налоговых инспекций на отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, а также повысить эффективность работы налоговых органов.

- Анализ динамики сумм уплаченных налоговых платежей.

На этом уровне проводится сравнительный анализ сумм уплаченных налоговых платежей по каждому виду налога. Особое внимание инспектор должен обратить на налогоплательщиков, которые уплачивают текущие налоговые платежи не в полном объеме от суммы начислений, а также на налогоплательщиков, которые уклоняются от уплаты налогов иными способами. В результате проведенного анализа определяются организации, в которых необходимо проконтролировать полноту и своевременность перечисления налоговых платежей и принять соответствующие меры по взысканию задолженности в соответствии с законодательством, что позволит повысить уровень собираемости налоговых платежей.

2. Управлениям ФНС России необходимо разработать, составить и согласовать единые методики проведения выездных налоговых проверок с

описанием конкретных методов и приемов их осуществления. Данное предложение актуально при изменениях налогового и бухгалтерского законодательства, при решении проблем кадрового инспекторского состава.

3. Создать в инспекциях ФНС России подразделения внутреннего аудита для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок. Создание отдела внутреннего аудита позволит освободить инспекторский состав отдела выездных налоговых проверок от досудебного разбирательства с налогоплательщиком и увеличит объем рабочего времени на проведение выездных (повторных) налоговых проверок других налогоплательщиков.

4. В рамках основных направлений работы налоговых органов с налогоплательщиками внедрить в практику работы электронный документооборот для всех налогоплательщиков. Результатом этого нововведения должно стать сокращение численности инспекторского состава отделов по работе с налогоплательщиками, и как следствие этого экономия на фонде заработной платы, т. е. снижение затрат на проведение налогового контроля.

Особое значение также необходимо уделить созданию комплексной системы налогового образования граждан РФ, ввести в практику информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками с использованием современных технических средств. Создать передачу на центральном телевиденье, где бы разбирались наиболее часто возникающие вопросы по налогообложению.

Дальнейшее совершенствование организации налогового контроля невозможно без добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания законодательных актов и некорректного их толкования, сложности подготовки необходимой налоговой отчетности.

5. Объединить на основе налогового учета все виды государственного учета, включая и паспортный. Сейчас государство ведет дорогостоящий параллельный учет граждан с присвоением соответствующих кодов, номеров.

Для этих целей используются документы регистрации рождений, внутренние и зарубежные паспорта, свидетельства пенсионного, медицинского страхования и т. д. Тогда вместо внутренних паспортов граждане могут пользоваться простейшими удостоверениями личности, в которых, кроме их налогового номера, будут содержаться еще и их отпечатки пальцев. При реализации этой меры в федеральном масштабе государство получит существенную экономию, граждане – большие удобства, а налоговые органы – новое эффективное средство налогового контроля. Создание единого информационного пространства позволит в автоматизированном режиме выявлять проблемных налогоплательщиков и проводить в первую очередь налоговые проверки таких налогоплательщиков.

6. Усовершенствование нормативно-правовой базы с целью оперативного перекрытия возможных каналов возникновения налоговых нарушений.

7. Для профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров налоговых органов внедрить новые информационные и образовательные технологии в образовательный процесс подготовки кадров инспекций ФНС. Для сохранения качественного кадрового состава инспекций необходимо увеличить заработную плату налоговым инспекторам. [11,с.4].

Реализация предлагаемых мероприятий, будет способствовать совершенствованию налогового контроля в РФ и повышению его эффективности, обеспечит стабильное поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налоговый контроль – один из важнейших и в настоящее время действенный способ предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах. Поэтому и к законодательству, и к осуществлению налогового контроля уделяется достаточно большое внимание: принимаются меры по повышению его эффективности, рассматриваются новые законопроекты для реформирования системы налогового администрирования, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов и др.

Все вышеуказанные меры направлены на минимализацию случаев нарушения законодательства о налогах и сборах, которые представляют собой действительную угрозу финансовой стабильности и экономической безопасности государства, провоцируют социальную напряженность и нестабильность в обществе.

Одной из наиболее эффективных форм осуществления налогового контроля являются налоговые проверки, а именно – камеральная и выездная налоговая проверка, которые были рассмотрены в данной работе. Они различаются по месту проведения: камеральная проводится по месту нахождения налогового органа, а выездная на территории (в помещении) налогоплательщика; по основаниям для их проведения (камеральная – на основании декларации, выездная – по решению руководителя налогового органа с учетом результатов, полученных при камеральной налоговой проверки).

Совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить в том числе посредством повышения эффективности камеральных проверок.

В настоящее время главной задачей контрольной работы налоговых органов, на решение которой направлены усилия ФНС России является усиление аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово – хозяйственной деятельности проверяемых объектов. Таким образом, можно сделать вывод, что существование эффективной системы налогового контроля необходимо для современного государства, а совершенствование налогового контроля и обеспечение эффективности работы налоговых органов способствуют увеличению налоговых доходов государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011).

2. Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 14.10.2008) "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" // Документы и комментарии. – 2009. - № 12.

3. Постановление ФАС Центрального округа от 7 августа 2008 г. по делу № А08-2527/07-16: Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2008 год // Налоги и финансовое право. – 2009. - № 4.

4. Белова М.С., Кинсбурская В.А., Ялбулганов А.А. Налоговый контроль: научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / под ред. А.А. Ялбулганова // СПС КонсультантПлюс. 2011.

5. Гализдра С.В. Налоговое администрирование необходимо совершенствовать. / // Финансы. - №3, 2010. – с. 47-48;

6.Горелов А.А.  Формы и методы, используемые налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля // Административное и муниципальное право. – 2008. - № 8.

7. Кормилицын А.С. Формы и методы налогового контроля // Административное и муниципальное право. – 2008. - № 6.

8. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. — М.: «Ана­литика-Пресс», 2008. — 608 с.

9. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. – СПб.: Питер, 2010. – 160с.

10. Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля  // Административное и муниципальное право. – 2009. - № 4.

11. Турчина О.В., Проблемы повышения эффективности налогового контроля России. / О.В. Турчина // Налоги. - №4, 2010. – с. 3-5

12.http://www.nalog.ru – (Федеральная налоговая служба)

13. http://www.fiscal.ru/ - (Форум налоговиков)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Налоговый контроль в деятельности государства