Налоговый контроль в деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:39, научная работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействует на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы к содержанию понятия налоговый контроль 5
1.1.Понятие налогового контроля 5
1.2.Формы и методы налогового контроля 8
2.Виды налоговых проверок в России 11
2.1.Камеральная налоговая проверка 11
2.2.Выездная налоговая проверка 15
3.Пути совершенствования налогового контроля в России 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

НАУЧНАЯ РАБОТА ПО НАЛОГАМ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений—принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба. [6, с.28].

Под методами налогового контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Методы налогового контроля различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:

- формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

- юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;

- встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях;

- экономический анализ.

Фактический же налоговый контроль предусматривает использование таких методов, как учет налогоплательщиков, исследование документов, получение объяснений (допрос свидетелей), осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам, экспертиза и экстраполяция. Последний из названных методов основывается на праве налоговых органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (п. 7 ст. 31 НК РФ). [1]

 

     2.Виды налоговых проверок в России

2.1. Камеральная налоговая проверка

Камеральные налоговые проверки являются одной из наиболее эффективных форм осуществления налогового контроля.

Камеральная налоговая проверка имеет двойное значение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.    [9, с.41]

Сущность камеральной налоговой проверки заключается в следующем:

- контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;

- выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

- взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;

- привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение преступлений;

- подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами основными задачами камеральной проверки являются:

- визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц;

- проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот,

правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверку своевременности представления расчетов по налогам;

- логический контроль за наличием искажений в отчетной информации;

- проверка логической связи между отчетными и расчетными показателями сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;

- проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах;

- предварительная оценка бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможные нарушения налоговой дисциплины. [10]

Под организацией проведения камеральной налоговой проверки следует понимать систему деятельности, регламентирующую способ формирования программы и элементов проверки, а также планирование, последовательность, периодичность, продолжительность отдельных этапов осуществления проверочных операций.

Таким образом, камеральная налоговая проверка по своей сути представляет собой проверку полноты и своевременности представления налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; а также проверку обоснованности применения налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству, проверку правильности исчисления налоговой базы на основе представленных налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога,

а также поступивших от иных лиц документов о деятельности налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

Организация основного процесса проведения камеральной проверки - это процессуальные действия по выявлению соответствия заполнения отчетных документов установленным формам налоговых деклараций, расчетов сумм налогов, правильности применения налоговых льгот, наличия необходимых платежных документов, проверка соблюдения установленных сроков уплаты налогов и представления документов, учет поступивших в бюджет сумм налогов и сборов .

Процедура проведения камеральных налоговых проверок в обязательном порядке должна выполняться посредством реализации следующих этапов:

1) проверки полноты представления и заполнения налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации;

2) оценки правильности формирования налоговой базы и исчисления сумм налога;

3) проверки обоснованности заявленных налогоплательщиком налоговых льгот и налоговых вычетов;

4) арифметического контроля данных, отраженных в представленных формах налоговой отчетности;

5) оценки своевременности представления налогоплательщиком налоговой отчетности в соответствии со сроками, определенными в НК РФ. [1]

Организация камеральной проверки опирается на использование различных методов ее проведения. При исследовании отдельного документа может применяться формальная проверка (предполагает проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок), арифметическая проверка (контролирует правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали) и нормативная проверка (это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, позволяющая выявить незаконные по содержанию документы,

установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога.

Взаимодействие государства в лице своих компетентных органов с налогоплательщиками при осуществлении налогового контроля происходит в рамках возникающих при этом организационных налоговых правоотношений - контрольных налоговых правоотношений. Контрольные налоговые правоотношения - это правоотношении процессуального характера, обеспечивающие надлежащую реализацию имущественных (материальных) налоговых правоотношений . Правоотношения, возникающие в результате проведения камеральной налоговой проверки, носят регулятивный характер, но при обнаружении налогового правонарушения перерастают в охранительные правоотношения, связанные с возбуждением дела о налоговом правонарушении .

На основании абзаца 2 п. 1 ст. 100 НК РФ в рамках камеральной проверки акт налоговой проверки составляется только в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания срока проверки.

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ срок проведения камеральной проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Камеральная проверка может быть окончена и без составления акта налоговой проверки, тогда как процедурный порядок оформления результатов выездной налоговой проверки в любом случае требует составления акта налоговой проверки.

Следует отметить, что налоговый орган вправе составить акт по установленной форме в случае выявления признаков совершенного правонарушения по результатам иных мероприятий налогового контроля в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ. Данный акт не является актом налоговой проверки, так как составляется не по результатам выездной или камеральной налоговой проверки.    Процедурные нарушения при составлении акта налоговой проверки могут стать основанием для признания незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности. Как отметил ФАС Центрального округа в Постановлении от 7 августа 2008 г. N А08-2527/07-16 , при отсутствии акта налоговой проверки

решение о привлечении к налоговой ответственности не может считаться законным, так как оно должно основываться на результатах, отраженных в акте проверки. [3].

2.2.Выездная налоговая проверка

В настоящее время наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные проверки, т.к. налоговые органы одновременно решают несколько задач. Одна из них - выявление и пресечение нарушений налогового законодательства, а также их предупреждение.
    Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@  была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция), в которой предусмотрен новый подход к планированию данных мероприятий.[2] Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.

Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Риск назначения выездной налоговой проверки каждая организация может оценить самостоятельно на основании 11 общедоступных критериев, приведенных в Концепции.

Организация может быть внесена в план проверок как по одному критерию, так и по нескольким. Как правило, это превышение вычетов по НДС, убыточность бизнеса, выплата средней зарплаты ниже среднеотраслевого уровня и недостаточный уровень налоговой нагрузки.
Перечень общедоступных критериев не является исчерпывающим. Чтобы включить налогоплательщиков в план проверок, налоговые органы могут использовать и другие сведения, полученные из правоохранительных, таможенных и иных контролирующих органов.

   Эффект системного подхода налицо. По сведениям ФНС, в июле 2008 г. итоги сбора налогов превысили 1,5 трлн. руб., собираемость налогов выросла почти на 40%.

Вместе с тем законодатель посчитал необходимым предусмотреть в НК РФ ряд положений, существенно ограничивающих налоговые органы при осуществлении ими контрольных мероприятий. Такие ограничения в первую очередь распространяются на проверяемые периоды, повторность и продолжительность проверок, их цели и время проведения.

Кроме того, ограничения предусмотрены и в отношении отдельных контрольных действий. Так, к числу подобных ограничений относится запрет на проведение налоговым органом повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.

Еще одним ограничением прав налоговых органов при осуществлении выездных проверок является четко определенная периодичность и продолжительность их проведения.

Статьей 89 НК РФ установлено, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет деятельности налогоплательщика, но предшествовавший году, в котором вынесено решение о проведении проверки. [1].

Налоговые органы также не вправе проводить более двух выездных проверок одного и того же налогоплательщика в год. Но в качестве исключения руководитель ФНС России может принять решение о необходимости проведения дополнительной (третьей в течение года) выездной проверки налогоплательщика.

Согласно той же статье выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Одной из новелл Налогового кодекса является закрепление института приостановления выездных налоговых проверок, что было вызвано изменением подхода к исчислению срока проведения проверки. Так, ч. 9 ст. 89 НК РФ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

- истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, причем приостановление проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого требуются документы;

- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

- проведения экспертиз;

- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Информация о работе Налоговый контроль в деятельности государства