Налоговый контроль в деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:39, научная работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействует на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы к содержанию понятия налоговый контроль 5
1.1.Понятие налогового контроля 5
1.2.Формы и методы налогового контроля 8
2.Виды налоговых проверок в России 11
2.1.Камеральная налоговая проверка 11
2.2.Выездная налоговая проверка 15
3.Пути совершенствования налогового контроля в России 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

НАУЧНАЯ РАБОТА ПО НАЛОГАМ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Однако если проверка была приостановлена в связи с необходимостью получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, то срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Таким образом, введение института приостановления выездных налоговых проверок позволит налоговым органам продлять срок проведения выездной проверки, но не более законодательно установленного максимума.

Это создает определенный баланс интересов, позволяя налоговым органам выполнять возложенные на них задачи по осуществлению налогового контроля, и в то же время является гарантией от злоупотреблений.

Таким образом, названные ограничения, по сути, являются некими дополнительными гарантиями того, что налоговый контроль будет более объективным и беспристрастным.

Внесенными изменениями налоговому органу запрещено истребовать у проверяемой организации документы, ранее поданные при проведении камеральных или выездных проверок, за исключением случаев, когда документы были представлены в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также когда документы были утрачены вследствие непреодолимой силы.

По результатам выездной налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке проверяющими составляется акт проверки, на который налогоплательщик, согласно нововведениям, может представить возражения в течение 15 рабочих дней. По сравнению с действовавшей редакцией этот срок увеличен, ранее он составлял две недели.

Акт проверки и иные материалы проверки, а также письменные возражения на акт проверки, представленные налогоплательщиком, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для представления налогоплательщиком возражений по акту проверки.

При этом законодатель регламентировал порядок рассмотрения акта проверки и представленных по нему возражений и дополнительных документов, представленных налогоплательщиком.

При рассмотрении материалов проверки оглашается акт проверки, при необходимости - и иные материалы мероприятий налогового контроля, письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. При этом отсутствие письменных возражений не лишает возможности этого лица давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

Кроме того, на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки налоговый орган обязан исследовать представленные доказательства, а в случае необходимости - принять решение о привлечении к участию в рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых налоговый орган вправе вынести решение в срок, не превышающий один месяц, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, полномочия налоговых органов, обеспечивающие более объективное и полное исследование всех представленных налогоплательщиком доказательств, установление фактических обстоятельств более расширены.

По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган вправе вынести два решения: либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности.

Принятое по результатам проверки решение налогового органа вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (представителю), в отношении которого было вынесено решение.

При этом законодатель предусмотрел условие вступления в силу решения в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа. В таком случае решение налогового органа вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Таким образом, составление акта выездной налоговой проверки само по себе не свидетельствует о том, что на его основании руководителем налогового органа (заместителем руководителя) будет принято решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Акт налогового проверки не содержит обязывающих указаний в отношении проверенного в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщика, не создает каких-либо препятствий для осуществления им предпринимательской деятельности.

В отличие от подлежащих оспариванию в суде решений данный акт не устанавливает, не изменяет, не отменяет права и обязанности конкретных лиц.

Таким образом, если на стадии проведения налоговой проверки будут выявлены факты налоговых правонарушений, проверяющими должностными лицам обязательно должны быть приняты все предусмотренные законом меры по обеспечению их документального подтверждения, которые на стадии оформления результатов необходимо надлежащим образом отразить в акте налоговой проверки и на стадии вынесения итогового решения дать им взвешенную правовую оценку. Самое главное, чтобы выводы, отраженные в акте налоговой проверки, которые затем могут лечь в основу итогового решения, были основаны только на проверенных и документально подтвержденных фактах и не содержали необоснованных субъективных заключений. Доказательственная база должна основываться на всей совокупности исследованных и оцененных обстоятельств, возникших в процессе хозяйственной деятельности налогоплательщика и выявленных в ходе налоговой проверки. [4].

 

 

 

 

 

 

 

     3.Пути совершенствования налогового контроля

Совершенствование налогового контроля и обеспечение эффективности работы налоговых органов способствуют увеличению налоговых доходов государства.

К сожалению, до сих пор не обеспечен полный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет, так же не устранены лазейки уклонения недобросовестных налогоплательщиков от уплаты налогов.

В настоящее время главная задача контрольной работы налоговых органов, на решение которой направлены усилия ФНС России, – это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово – хозяйственной деятельности проверяемых объектов. И основной акцент в решении данной проблемы ФНС России делает на усилении роли и значимости камеральных проверок, чтобы в перспективе сделать данный вид проверок основной формой налогового контроля. Эта позиция обусловлена несколькими обстоятельствами:

- во-первых, камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля;

- во-вторых, данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков (в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков). [13].

Необходимым и перспективным направлением совершенствования процедуры камеральных проверок является внедрение в практику работы налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения.

В настоящее время разработки в этой области еще только начинаются, однако в ряде регионов уже накоплен значительный позитивный опыт в этой области.

Используемая в этих регионах программа позволяет на основе данных налоговой отчетности выявлять сферы возможных налоговых правонарушений, определять потенциальный размер доначислений и, следовательно, концентрировать внимание проверяющих на соответствующих направлениях проведения проверки.

Важную роль при проведении камеральной проверки играет процесс автоматизации заполнения или формирования налоговой отчетности. Предоставление налоговой отчетности в электронном виде заметно упрощает процедуру проверки и предоставления дополнительных материалов по телекоммуникационным каналам. Таким образом, развитие автоматизации в налоговой сфере является приоритетным направлением. Однако обзор бухгалтерских программ показывает, что их возможности далеко опережают возможности информационных систем налоговых органов, которые продолжают использовать устаревшие технологии. [5, с. 47].

Совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить в том числе посредством повышения эффективности камеральных проверок, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:

-    создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;

-    разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;

-    разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;

-    совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;

-    создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

Приоритетным направлением контрольной работы налоговых органов в настоящее время является усиление аналитической составляющей работы, внедрение комплексного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов, в связи с чем в перспективе возможно сделать камеральные проверки основной формой налогового контроля. [11, с. 3].

Лидирующие позиции камеральных проверок в системе налогового контроля обусловлены рядом факторов:

- Камеральные проверки стали более эффективными не только в связи с контролем показателей налоговой отчетности, но и анализом уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверкой отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников

- Предоставляется возможность налоговым органам проводить анализ по результатам камеральных проверок для отбора налогоплательщиков по проведению выездных проверок с помощью программных комплексов. Недостатком существующего программного обеспечения является то, что предполагается значительная автоматизация камеральных проверок, а отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок осуществляется в запросном режиме.

Приоритетные направления совершенствования организации налогового контроля в современных условиях в целях повышения его эффективности:

- дальнейшее совершенствование законодательной базы организации налогового контроля;

- совершенствование организации, форм и методов налогового контроля;

- разработка единой методики оценки эффективности деятельности налоговых органов.

С 1992 года налоговая система России постоянно изменяется, принятые в 1995 году законы и инструкции по основным налогам изменялись и дополнялись большим количеством поправок и дополнений. С введением в действие 1 части НК РФ с 1 января 1999 года, которая существенно изменила существовавший порядок налогообложения и организацию налогового контроля, в частности произошло упорядочение процедуры налоговых проверок и постановки на учет в налоговых органах.

Однако существуют нововведения в НК РФ, которые нельзя назвать бесспорными. Так, например, НК РФ установлены жесткие сроки государственной регистрации и постановке на учет в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей – 5 дней. За такой короткий срок невозможно провести доскональный контроль сведений, представленных в пакете документов на государственную регистрацию. Кроме, того, налоговая инспекция фактически и не имеет право отказать организации или индивидуальному предпринимателю в регистрации и постановке на учет, даже если располагает сведениями о том, что в документах указана недостоверная информация. В результате этого предоставление налогоплательщиком неверной информации при регистрации может принять массовый характер. Это серьезно усложнит работу налоговых органов, так как розыск налогоплательщиков и их должностных лиц приводит к большим затратам ресурсов. Указанные пробелы законодательства будут способствовать массовому созданию «фирм-однодневок». В связи с этим необходимо внести ряд дополнений и изменений в действующее законодательство о государственной регистрации, в частности:

1) включить в Федеральный закон №139-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» требование обязательного предоставления документов, подтверждающих оплату уставного капитала;

2) увеличить срок, в течение которого осуществляется государственная регистрация (для рассмотрения, анализа представленных документов) до 15 рабочих дней.

Предлагаемые меры должны содействовать ужесточению налогового контроля за государственной регистрацией организаций и индивидуальных предпринимателей с целью сокращения количества «фирм-однодневок», позволяющих уводить от налогообложения значительные финансовые средства.

Пути совершенствования налогового контроля:

1. Включить в обязанности сотрудников отдела камеральных проверок проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающий три уровня:

Информация о работе Налоговый контроль в деятельности государства