Концептуальные направления совершенствования и повышения эффективности налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития налоговых отношений: сущность, функции и принципы построения налоговой системы 6
Глава 2. Эволюция места и роли налогов в социально-экономическом развитии России 6
2.1. Налоги СССР 9
2.2. Налоги в период «перестройки». Налоговая политика 80-90-х годов 20 века 19
2.3. .Налоговая система на рубеже 20 и 21 веков: ее эффективность 19
2.4. Налоговые проблемы экономического роста в России 21
Глава 3. Концептуальные направления совершенствования и повышения эффективности налоговой системы РФ 30
3.1. Методы совершенствования налоговой системы России 34
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на сдачу.docx

— 42.90 Кб (Скачать файл)

С 1 января 2001 г. вступила в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации, раздел VIII «Федеральные налоги»: глава 21 «Налог на добавленную стоимость», глава 22 «Акцизы», глава 23 «Налог на доходы физических лиц», глава 24 «Единый социальный налог». В последующие периоды продолжалось введение налогов во вторую часть кодекса. В настоящее время она содержит все налоги, предусмотренные Налоговым кодексом, кроме налога на имущество физических лиц.

Наряду с работой по упорядочиванию налоговой системы государством проводилась налоговая политика по снижению налогового бремени налогоплательщиков, что выражалось в снижении налоговых ставок. Налоговая ставка по налогу на прибыль была снижена с 35 до 24%. По налогу на доходы физических лиц применялась прогрессивная шкала налогообложения: в 1992 г. максимальная ставка составляла 60%, в 1998 г. — 35%, с 2000 г. введена единая ставка 13%. Это также способствовало выводу доходов организаций и физических лиц из теневой экономики.

Формирование налоговой системы не завершено и по сей день, современная российская налоговая система относительно молода.  До сих пор не закончено формирование второй части Налогового Кодекса РФ, а значит, не вступили в силу статьи 13,14,15 первой части налогового Кодекса определяющие перечень налогов действующих на территории РФ.

Налоговая система РФ созданная в постперестроечный период и подвергавшаяся за последнее десятилетие подчас революционным изменениям, она далека от идеала. Развившаяся в последнее время полемика относительно определения направлений преобразования налоговой системы, с нашей точки зрения, обречена на безрезультативность вследствие отсутствия должного анализа исторического опыта. В частности, в плане выявления проблем, оказывающих влияние на развитие налоговой системы и в то же время подчас ограничивающих ее эффективность.

2.4. Налоговые проблемы экономического роста в России.

Налоговая система государства – один из важнейших факторов делового климата в стране. В начале 2000-х годов произошла определенная либерализация налоговой системы России – стала плоской шкала подоходного налога, уменьшились социальные выплаты, которые объединили в Единый социальный налог. Необходимость совершенствования налоговой системы России очевидна.

    Одна из основных проблем в Налоговой системе Российской Федерации это то, что система создает два различных налоговых режима.

Первый – финансовый прессинг – для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира;

Второй – сравнительно льготный – для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики.

Необеспеченность региональных и местных бюджетов естественными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.

Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Хуже того, использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания этих средств.

Вторая проблема в Налоговой системе Российской Федерации это слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения

Усложненность налоговой системы. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога.

Система не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает ненадежным экономическим партнером. Налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

Создание оптимальной системы налогообложения – одна из главных задач государства. Средства решения этой задачи общеизвестны: налоговое регулирование и совершенствование администрирования. Судя по тому, что темпы роста промышленного производства в России в течение ряда лет снижались (2003 г. – 8,9%, 2004 г. – 8,3%, 2005 г. – 4,0%, 2006 г. – 3,9%), указанные средства нами использованы не в полной мере. 
Дело здесь не в высоких процентных ставках, а в нерациональном распределении налогового бремени и в недостатках налогового администрирования.

При выборе отраслей, для которых снижение ставок налогов целесообразно, могут быть предложены следующие критерии:

- существующая налоговая  нагрузка сдерживает развитие  отрасли;

-    добавленная  стоимость в отрасли обеспечивается  в основном за счет труда;

- отрасль в перспективе  может стать конкурентоспособной;                                         - получение эффекта не требует  больших затрат;

- развитие отрасли способствует  решению проблемы занятости населения  в регионе.

В первую очередь указанным критериям соответствует легкая промышленность. 
Легкая промышленность России сегодня – это крупный экономический комплекс, включающий около 14 тысяч предприятий и организаций, из которых 1437 крупных и средних. Все предприятия приватизированы. Общая численность занятых в отрасли свыше 550 тыс. человек, преимущественно женщин (80%). Рынок товаров легкой промышленности составляет 1,25 триллиона рублей. На долю отечественных производителей приходится 17,7 % (230 миллиардов рублей), официальный импорт составляет 240 миллиардов рублей, а остальные 780 миллиардов рублей (62,4%) - контрафактный и контрабандный товар. Доля легкой промышленности в объеме промышленной продукции Российской Федерации составляет около 1%. В 1990 году доля отрасли составляла 11,9%, и работало в ней около двух с половиной миллионов человек. 
   В первом полугодии 2006 года в легкой промышленности отмечен рост производства по сравнению с тем же периодом прошлого года на 11%, что соответствует уровню лучших отраслей. Особенностью легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Их оборот в отрасли, несмотря на фактическое отсутствие оптовой торговли, происходит 2-4 раза в год. Каждые дополнительные 100 млн. рублей оборотных средств обеспечивают прирост объема производства за год на сумму 350 - 500 млн. рублей в зависимости от скорости оборота, что является очень выгодным. В легкой промышленности трудится самая бедная часть городского населения. В январе 2006 года средний уровень заработной платы в текстильной и швейной отраслях достиг 4054 рубля, что составляет 46 % от среднего уровня заработной платы в перерабатывающих отраслях промышленности, а в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 52 %. Более низкую зарплату получают лишь работники сельского и лесного хозяйства. Для швейной фабрики и для города, население которого на этой фабрике работает, освобождение, даже частичное, от налогов – это жизнь и развитие. Если снизить ставку каждого из налогов (ЕСН, НДС и Налога на прибыль), например, до 10%, то существенно вырастет зарплата на предприятии, и люди захотят там работать, появятся оборотные средства и предприятия смогут покупать новое оборудование и совершенствовать технологию, снизится себестоимость продукции, и она станет конкурентоспособной и т.д. Потери местных бюджетов и социальных фондов из-за недопоступления налогов должны быть возмещены из федерального бюджета или из фонда будущих поколений.

Глава 3. Концептуальные направления совершенствования и повышения эффективности налоговой системы РФ.

   Главным путем решения проблемы налоговой системы является дальнейшее совершенствование правового регулирования сферы налогообложения.

  Цели налоговой политики в среднесрочной перспективе заключаются в следующем.

  1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.
  2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается совершенствовать подходы к проведению налоговых проверок, повысить уровень информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов, обеспечить информационное взаимодействие между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами, совершенствовать систему государственной регистрации юридических лиц.

3.1. Методы совершенствования налоговой системы России.

          Период кардинальных изменений налоговой системы подходит к концу.

На современном этапе реформирования налоговой системы приоритетное внимание уделяется решению проблем повышения эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей.

На первый план постепенно выходит задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборах отдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками.

Стабильность налоговой системы подразумевает и неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода времени, что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только не возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития.

Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

Стабильность налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговой политики.

Значение фактора стабильности налоговой системы, а также особенности государственного строительства России как Федерации обусловили необходимость реализации конституционного принципа единства налоговой системы. Данный принцип основывается на стабильности и преемственности налоговой политики государства, единстве экономического и налогового пространства, четком разграничении полномочий федерального центра и регионов. Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Эффективность налоговой реформы сегодня в решающей степени зависит от способности государства обеспечить увеличение темпов роста производства, осуществить серьезные преобразования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы ни предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сети так называемых малых предприятий. Успех всей экономической реформы зависит в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов населения в процессы инвестирования, проводимых реформ, требующих обеспечения властных полномочий финансовыми ресурсами. Налоговый кодекс РФ позволяет более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Можно сказать, что с 2005 г. налоговые отношения в России вышли на качественно иной уровень развития, что позволило устранить многие недостатки существующей налоговой системы.

Главной целью реформы налоговой системы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности. Налоговая система всегда будет совершенствоваться, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии экономической действительности, так чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

Информация о работе Концептуальные направления совершенствования и повышения эффективности налоговой системы РФ