Концептуальные направления совершенствования и повышения эффективности налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития налоговых отношений: сущность, функции и принципы построения налоговой системы 6
Глава 2. Эволюция места и роли налогов в социально-экономическом развитии России 6
2.1. Налоги СССР 9
2.2. Налоги в период «перестройки». Налоговая политика 80-90-х годов 20 века 19
2.3. .Налоговая система на рубеже 20 и 21 веков: ее эффективность 19
2.4. Налоговые проблемы экономического роста в России 21
Глава 3. Концептуальные направления совершенствования и повышения эффективности налоговой системы РФ 30
3.1. Методы совершенствования налоговой системы России 34
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на сдачу.docx

— 42.90 Кб (Скачать файл)

Налоговые отношения, формируясь в сфере общественной жизни, охватывают каждого субъекта экономики, обеспечивая сочетание и увязку интересов всего общества и каждого из его членов. Базовые условия налогообложения определяются мерой общественного, то есть государственного присвоения элементов материального содержания собственности налогоплательщика, устанавливают степень дифференциации объектов имущественных отношений между государством и каждым его гражданином. Государство, как субъект налоговых отношений, опосредует частичное изъятие финансовых ресурсов государственными органами федерального центра, региональными структурами, муниципалитетами для обеспечения общественных нужд. Налоговый механизм определен как комплекс форм и методов управления налоговой системой, призванный обеспечивать баланс интересов участников налоговых отношений

Исходными предпосылками формирования современной налоговой системы и ее институтов в России послужили институциональные изменения в сфере отношений собственности (в результате процесса разгосударствления, приватизации и акционирования) и необходимость действенного обеспечения фискальной политики государства за счет создания децентрализованной структурно-уровневой конструкции системы налоговых изъятий. Это объективно потребовало введения трехуровневой системы налогообложения, включающей федеральный, региональный и муниципальный ее модули, вследствие чего институциональное устройство налоговой системы России, став подобным построению ее финансовой системы, привело к усложнению субъектной структуры экономических отношений в сфере налогообложения.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современном обществе налоговый механизм помимо выполнения фискальной функции используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, его отраслевую и территориальную структуру, состояние научно-технического прогресса, т.е. налоги выполняют важнейшую функцию регулирования хозяйства.

2.1.  Налоги СССР.

На территории СССР до 1991 г. существовала система так называемого социалистического перераспределения. Фактически можно отметить, что как таковой налоговой системы не существовало. Налоговая система в современном понимании трактовалась многими советскими учеными как еще один инструмент эксплуатации в буржуазном обществе.

Недаром в период военного коммунизма временно все налоги были отменены. Советское государство не могло иметь налоговой системы, основанной на достижениях «буржуазных» ученых. Между государственными предприятиями и самим государством в рамках единой социалистической системы не могло существовать налоговых отношений. Поэтому были построены особые механизмы, которые учитывали социалистические особенности форм собственности, накопления и перераспределения.

Поскольку основная форма собственности была государственная, то государственные предприятия и учреждения фактически не облагались налогом, ведь их доходы и так были государственными. Перераспределение между предприятиями и государством происходило через различные платежи в бюджет. Фактически налоговую форму имел только подоходный налог с граждан.

Таким образом, СССР отошел от того магистрального пути налогового развития, которым двигались ведущие страны мира. Советские ученые доказывали, что налоги являются свойственными для капитализма. Социалистическая система хозяйствования обеспечивали принципиально новый подход к формированию доходов бюджета. Финансовой основой государства становится социалистическая собственность и социалистическое производство, налоги же перестают быть главным источником доходов и постепенно уменьшаются. Особенно с населения, должно ярко иллюстрировать разницу с капиталистическим способом перераспределения, где основой бюджета являются налоги с трудящихся.

Свертывание новой экономической политики, становление командно-административной экономики отразилось и на налоговой системе. Отказ от равноправия различных форм собственности, переход к монополии государственной власти переориентировали налоговую систему в сторону конфискационного характера.

Одним из главных шагов на этом пути была налоговая реформа 1930 г. Система налоговых платежей с предприятий была представлена двумя основными налогами: отчислениями от прибыли и налогом с оборота. Последний соединил множество налогов, прежде всего, большое количество акцизов. Можно сказать, что с этого момента и до 1990 г. в СССР перестали существовать косвенные налоги.

Отчисления от прибыли сначала осуществлялись в виде процентной нормы (пропорциональной ставки). Однако позже такое распределение было отменено, и в бюджет могли взыскать всю плановую прибыль, оставив на предприятии только часть сверхплановых доходов. В таком виде этот платеж фактически переставал быть собственно налогом, однако имел значительное фискальное значение.

Такая система налогообложения просуществовала до распада СССР. Частично ее регламентация дополнилось во времена Великой Отечественной войны. До войны поступления в бюджет формировались, в основном, за счет платежей с предприятий. Однако, в связи с резким сокращением выпуска товаров широкого потребления, оккупацией основных экономических регионов страны, этот источник значительно уменьшился. Поэтому произошла определенная переориентация налоговой системы на налоги с населения: их удельный вес возрос до 13% по сравнению с 5% до войны. Это произошло путем пересмотра ставок, а также введением некоторых новых налогов, например, налога на одиноких и малосемейных граждан. Некоторые налоги потеряли свою экономическую сущность и были отменены или трансформированы.

Налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан взимался с конца 1941 г. с мужчин в возрасте 20 до 50 лет и женщин в возрасте 20 до 45 лет, не состоявших в браке не имевших детей. Таким образом, критериями для налогообложения были не доходы граждан, а их возраст и семейное положение. Большинство плательщиков платили этот налог по ставке 6% от заработка при отсутствии детей, 1% - при наличии одного ребенка, 0,5% - двоих детей. Только колхозники платили фиксированную ставку, что делало этот налог фактически подушным.

Во время войны выплачивалось еще одно дополнение к подоходному налогу - военный налог. Он уплачивался лицами, достигшими 18-летнего возраста, и взимался не по прогрессивной, а степенной шкале. Военнослужащие освобождались от уплаты.

После войны главными источниками доходов для бюджета вновь становятся накопления социалистического хозяйства, основными платежами является налог с оборота и отчисления предприятий от прибыли, а значение платежей с населения немного уменьшается, что должно было повысить благосостояние трудящихся. С 1946 г. отменяется военный налог, повышается необлагаемый минимум для рабочих и служащих, предоставляются дополнительные льготы по налогу на одиноких и малосемейных граждан.

В целом в налогообложении продолжали использоваться те же принципы административно-командной экономики. Однако со второй половины 50-х годов определенные изменения произошли в сторону регулирующей функции налогов, уменьшался их конфискационный характер. Появляются механизмы, стимулирующие экономическую активность, широко используется система льгот. Основными источниками доходов для государственного бюджета были: налог с оборота, платежи государственных предприятий из прибыли, подоходный налог с кооперативных и общественных организаций, а также государственные налоги с населения (см. таблицу).

                Доходы государственного бюджета СССР по основным разделам

Показатели

1981

1985

1989

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Всего доходов

320635

100

390603

100

493681

100

В т.ч. налог с оборота

100396

31,3

97716

25,0

111064

22,5

платежи государственных предприятий из прибыли

92432

28,8

119497

30,6

115510

23,4

подоходный налог с кооперативных и общественных организаций

1864

0,6

2522

0,7

4188

0,9

государственные налоги с населения

25501

8,0

30018

7,7

41689

8,4


 

2.2. Налоги в период «перестройки». Налоговая политика 80-90-х годов 20 века.

        В связи с перестройкой, начавшейся в 1985 г., система платежей в бюджет была подвергнута коренному реформированию. К основным мероприятиям налоговой реформы этого периода следует отнести установление платы за патент на право занятия индивидуальной и трудовой деятельностью и принятие Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)»

Этот закон был призван усилить централизованное начало развития народного хозяйства, повысить значение экономических методов управления, создать механизм реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях. Предполагалось, что изменения, вносимые указанным законом, позволят реформировать заторов реформы, активное использование товарно-денежных отношений, финансово-кредитных рычагов, системы экономических стимулов могло быть осуществлено при сохранении централизованного планового руководства (с преобразованием его функции) народного хозяйства.

В последующие годы издается целый ряд актов законодательства по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в едином законодательном акте — Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт (впоследствии в связи с принятием Закона СССР от 26 марта 1991 г. «О таможенном тарифе» налог на экспорт и импорт был заменен на таможенные пошлины, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы).

Постоянные изменения вносятся в налоги, взимаемые с граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» устанавливаются самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить на рассмотрение ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан. Этот этап был нацелен на переход к единым принципам налогообложения личных доходов граждан на основе полного учета их совокупной годовой суммы расходов на содержание детей, иждивенцев и иных социально оправданных расходов. [1, с. 286-289].

Большое внимание правительство уделяло социальной защищённости малообеспеченных слоев населения: намечалась разработка научно обоснованного прожиточного минимума, определение системы льгот, а также установка необлагаемого налогом часть дохода. Предлагалось повышение необлагаемого минимума заработной платы с 70 до 90 руб.,  что для того времени было крупным шагом вперёд. Эта мера затрагивала интересы 35 млн. человек, которые получали дополнительно 2 млрд. руб. Необлагаемый минимум для военнослужащих устанавливался в 350 руб. Менялась прогрессия обложения, которая к 1990 г. с заработков, превышавших 100 руб., оставалась неизменной – 13%. При среднем заработке рабочих и служащих 240 руб. Взимание с заработков устанавливалось со следующими процентными ставками: 100 руб. – 2,4%; 120 руб. – 6%; с 750 руб. – 12,5%; с 1000 руб. – 13,62%; с 2000 руб. – 22,31%; с 3000 руб. – 34,8%; с 5000 руб. и более – 60%.

Налоговые льготы предоставлялись инвалидам I и II групп, она заключалась в том, чтобы снизить размер уплаты подоходного налога до 50%. Также полностью освобождались от уплаты подоходного налога участники Великой Отечественной войны [5, с. 334-335].

Налоговое законодательство рассматриваемого периода было нацелено на развитие предпринимательской деятельности граждан, ее поддержку, что выразилось в установлении более низких ставок подоходного налога для этой категории налогоплательщиков в сравнении с другими. Так, максимальная ставка подоходного налога в РСФСР для них была установлена в размере 35%, тогда как для плательщиков налога с других видов доходов, в том числе с заработной платы рабочих и служащих, — в размере 50%.

Все это происходило в условиях обострявшейся кризисной экономической и политической ситуации в стране, несогласованности республиканскими и межнациональных отношений. Но правительство искало решение в стабилизации экономики и переходе к рыночным отношениям, об в деятельности союзных и республиканских органов власти, осложнившихся взаимоотношений союзной власти с этом нам свидетельствует постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 7 декабря 1990 г. «О мерах стабилизации экономики и пере. ходу к рыночным отношениям в РСФСР». Дальнейшие меры правительства заключались во внесении Верховным Советом СССР поправок к принятому им ранее, 23 апреля 1990 г. Закону «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Была упрощена шкала ставок налога и установлена в одинаковой пропорции для всех налогоплательщиков, понижен до 30%. Также в 1991 г. Указом Президента СССР вводится налог с продаж, вносимый юридическими лицами и взимавшийся в конечном итоге с потребителей через соответствующую надбавку к цене товара.

Среди мер, призванных преодолеть данные негативные явления, предполагалось использовать и систему налогообложения с внесением в нее значительных изменений (упразднить налог с оборота и налог с продаж и вместо них перейти к налогу на добавленную стоимость и акцизы, более полно использовать стимулирующие начала при взимании налога на прибыль, ввести особый — федеральный налог, включаемый в издержки производства, для формирования союзного (федерального) бюджета).

Реализация намеченных мер не состоялась в связи с распадом СССР. Прекращение существование Союза ССР констатировали руководители Белоруссии, России и Украины подписавшие 8 декабря 1991 г. Соглашение о создании СНГ.

          2.3. .Налоговая система на рубеже 20 и 21 веков: ее эффективность.

Принятие первой части Налогового кодекса в 1998 г., а затем и второй его части в 2000 г. определило и укрепило основы действующей в настоящее время налоговой системы, ключевые понятия налоговых отношений, статус налогоплательщиков и налоговых органов, их права и обязанности, ввело новые понятия, до сих пор отсутствовавшие, но необходимые. Постепенное введение и изменение отдельных положений Налогового кодекса РФ продолжает реформирование уже действующей налоговой системы.

Информация о работе Концептуальные направления совершенствования и повышения эффективности налоговой системы РФ