Концептуальные направления совершенствования и повышения эффективности налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития налоговых отношений: сущность, функции и принципы построения налоговой системы 6
Глава 2. Эволюция места и роли налогов в социально-экономическом развитии России 6
2.1. Налоги СССР 9
2.2. Налоги в период «перестройки». Налоговая политика 80-90-х годов 20 века 19
2.3. .Налоговая система на рубеже 20 и 21 веков: ее эффективность 19
2.4. Налоговые проблемы экономического роста в России 21
Глава 3. Концептуальные направления совершенствования и повышения эффективности налоговой системы РФ 30
3.1. Методы совершенствования налоговой системы России 34
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на сдачу.docx

— 42.90 Кб (Скачать файл)

5. Стимулирующая функция.

6. Контрольная функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности.

Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики  в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления   падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ.  Многие  социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).

Социальная функция  налогов проявляется  и  непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения  неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая»  функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется  через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или  ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.     Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных  санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

Указанное разграничение  функций  налоговой  системы   носит условный характер,  так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.  Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность.

 Чем  стабильнее система налогообложения,  тем увереннее чyвствyет  себя  предприниматель:  он  может  заранее  и достаточно точно  рассчитать,  каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения,  проведенной сделки, финансовой операции  и т.п. 

 Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,  ставки,  льготы,  санкции  могут  быть  установлены раз и  навсегда.  «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя,  состояние экономики страны,  устойчивость социально-политической  ситуации.

 Систему налогообложения можно считать  стабильной  и,  соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными  основные  принципы  налогообложения, состав налоговой  системы,  наиболее  значимые льготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

            Глава 2. Эволюция места и роли налогов в социально-экономическом развитии России.

         Налоги всегда были одной из самых острых тем как в теории, так и в практике экономики. Именно они отражают важнейшую сторону взаимоотношений между человеком и обществом, представляемым государством, само существование которого обеспечивается путем налогообложения граждан. Поэтому история возникновения налогов в различных видах и формах (натуральных и денежных, прямых и косвенных, федеральных и региональных, и прочее, и прочее, и прочее) начинается одновременно с появлением первых государств. Так налоги, известные с далёкой древности были неотделимы от государства в условиях рыночных отношений.

Исторически налог ведет свое происхождение от дани, которую платили побежденные народы. В Евангелии от Матфея есть такой диалог: «Иисус <…> сказал: как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны».Свобода «сынов» — вот принцип жизни Древнего мира, где дань платил побежденный, раб, не являющийся полноправным гражданином государства. Налоги несовместимы с духом свободного человека. Доходы древнегреческих государств складывались из многих источников: платежей союзников за защиту, ввозных и вывозных пошлин, арендной платы за пользование государственным имуществом (землей, рудниками) и др. Прямые налоги с граждан не взимались. Лишь в особых случаях граждане облагались налогом по принципу «все поровну». Более того, излишки доходов государства направлялись в пользу граждан, которые считали подобное перераспределение своим естественным правом. Известен, например, греческий феорикон (театральные деньги) — раздача государственных денег бедным. В до императорском Риме главные доходы приносили государственное имущество и таможенные пошлины.

В случае войны взимался общепоимущественный налог — атрибут. Граждане обязаны были декларировать свое имущество перед цензором: от размеров имущества зависели право голоса и воинская обязанность. Заслуживает внимания существовавшая в то время связь между правами и обязанностями граждан. Если гражданин не являлся по вызову цензора, он ставил себя в положение банкрота, у которого не было обязанностей перед государством. Но тогда он лишался и своих гражданских прав!

В Риме императорской эпохи с ростом потребности в средствах трибут сменил введенный Августом высокий  налог на наследство (по некоторым расчетам, сумма этого налога, уплаченного двумя-тремя поколениями римских граждан, равнялась полной стоимости их имущества). Эта утрата связи налогов с народными интересами в определенной мере стала одним из признаков упадка Рима. Таким образом, уже в Древнем мире имелись достаточно развитые методы обложения, но как замечает отечественный исследователь финансов П. П. Гензель, у народов древности податная система есть только признак рабства или следствие крайнего деспотизма. Отличительной особенностью налогов того времени является также натуральная форма обложения.

Обратим внимание на то, что «налоговая свобода сынов» Античной эпохи в большей степени относится к так называемому прямому налогообложению. Иначе обстояло дело с пошлинами и прочими косвенными сборами, которые взимались с торговцев и купцов, с заходивших в порты судов, у городских ворот и на рынках. Но это касалось, как правило, иноземцев или же иноземных товаров, иначе говоря, импортируемых товаров и услуг. Такие косвенные налоги, т.е. налоги, взимавшиеся с товаров и услуг, во многих культурах являлись древнейшими сборами, память о которых сохранили исторические источники. Взимавшие эти подати лица — мытари не пользовались в народе любовью. В Новом Завете они неоднократно упоминаются в одном ряду с грешниками.

Феодальные отношения, прикрепление крестьян к земле сделали этих новых рабов главными плательщиками налогов. Ввиду всеобщей бедности, равного материального положения крестьян и ремесленников естественное значение приобрели поголовные (подушные) налоги — с очага, с семьи, с души. Дворянство и духовенство налогами не облагались. Они были свободны и служили государству не деньгами, а «кровью и молитвами». Деление народа на податные и неподатные сословия имело место во всех европейских странах, но дольше всего оно сохранялось в России (подушный налог с сибирских крестьян был отменен только в начале XX столетия).

В Средние века широкое распространение получили налоги на потребление, а также таможенные пошлины, характерные для античных государств. Кроме них имелись всякого рода акцизы, которые носили всеобщий и уравнительный характер. Принимая во внимание существовавший тогда порядок распределения богатства, в этом можно было бы усмотреть даже некоторую справедливость, не будь эти налоги столь обременительными. Проезд по мостам и дорогам, сукно, посуда, железо, бумага, соль и бесчисленное множество других товаров — все подлежало налогообложению. По словам историка де-Витта, в Голландии XVII в. на порцию рыбы, поданную в харчевне, приходилось 34 различных акциза. Многочисленность налогов, их непомерная тяжесть, произвол и субъективность при их взимании в конечном счете привели к возникновению резкого противоречия между системой налогообложения и общественными интересами.

По мере развития промышленности и торговли, расширения денежного обращения, дифференциации имущества и доходов, успехов в сфере просвещения, т.е. утверждения нового, капиталистического способа производства, архаичность этой системы становилась все более очевидной. Требовалась ее реформа. С утверждением капиталистических отношений нужда в государстве не исчезла, а, следовательно, осталась и потребность в средствах, необходимых для поддержания его существования. Идеи обновления налогов, правовых начал государственного устройства и другие прогрессивные социально-экономические проекты были в ходу уже в XVII в. Однако их практическая реализация началась лишь двумя столетиями позже. Многие из тех идей лежат в основе и современных налоговых систем.

Среди требований новой эпохи — отмена поголовных налогов и налоговых привилегий, учет видов доходов при обложении. Начинают разрабатываться проблемы платеже способности, формулируется понятие не облагаемого минимума дохода, апробируются налоги с прогрессивными ставками, устраняются территориальные различия в налогообложении. Таким образом, только к началу XIX в. налоги из источника чрезвычайного, имеющего характер дополнительный и вспомогательный, сделались обыкновенным и главнейшим государственным доходом не только в отношении суммы дохода, получаемого от них, но и в отношении социально-политических идей, которые кладутся в их основу.

Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование. На протяжении веков в любом цивилизованном государстве они служат основным источником доходов казны.

Однако налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены – государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии – промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другая регалии); пошлины с вывоза и ввоза.

Возникновение системы налогообложения связано, скорее, не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Первые теоретические представления о налогообложении сложились уже в период средневековья. В условиях постоянных внешних и внутренних угроз население нуждалось в защите, которую способно было обеспечить только сильное государство. Государство же могло выполнять эту свою обязанность перед населением не иначе, как получая от него необходимые средства. Отношения между монархом и его подданными приобретали характер договорных: монарх оказывал заказанную подданными услугу, а те ее оплачивали. В современных терминах это – возмездное оказание услуг.

Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях - служители религиозного культа и та часть воинов, которая относил ась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Информация о работе Концептуальные направления совершенствования и повышения эффективности налоговой системы РФ