Этапы процесса налогового консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 16:56, реферат

Краткое описание

Существует множество различных моделей процесса консультирования, которые содержат от трех до десяти фаз. Рассмотрим модель из пяти фаз:
1. подготовка,
2. диагноз,
3. планирование действий,
4. внедрение
5. завершение.

Вложенные файлы: 1 файл

нал конс-е.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Знакомство с налоговым консультантом начинается с просьбы рассказать об опыте работы по схожим проблемам. Налоговый консультант, рассказывая о решении проблем клиентов, должен помнить о конфиденциальности, то есть предоставлять информацию о предыдущих работах, услугах, о проблемах, причинах их возникновения, решаемые задачи, трудности, результативность и т.п., но без названий, имен и прямых аналогий. Обсуждая решенные проблемы клиентов важно придерживаться нейтральности отзывов о бывших клиентах.

Если в процессе обсуждения возникает имя коллеги по профессии или название конкурирующей фирмы, то лучше отзываться о коллегах по профессии, как минимум, в нейтральной форме, но важнее - подчеркнуть их сильные стороны, сформулировать проблемы, за разрешением которых следует обращаться к ним.

В заключение необходимо инициировать, если клиент сам не понимает вопрос, соглашение о конфиденциальности, ясно сформулировать условия и гарантии предоставления конфиденциальности, подписать это соглашение, а в дальнейшем последовательно исполнять его.

Для такого обсуждения необходимо иметь домашние заготовки формулировок о конфиденциальности, включить их в проект договора с клиентом.

Вообще, при работе с клиентом необходимо быть открытым при разумном соблюдении собственных интересов и интересов бывших и настоящих клиентов.

6Экономическая  результативность

Налоговый консультант чаще всего заинтересован в заключении договора с клиентом, поэтому возникает двойственность при определении стоимости оказываемых услуг. С одной стороны, есть желание договориться о максимально возможной стоимости, но с другой, - желание не потерять клиента, не отпугнуть его высокими расценками, при этом необходимо учитывать и интересы консультационной фирмы, налогового консультанта. В решении этой проблемы поможет калькуляция затрат, которая определяет ориентировочную стоимость услуг в режиме реального времени по запросу, тогда консультант может ясно называть стоимость своих услуг и (или) возможный порядок затрат на разрешение проблемы и (или) принципы формирования своего вознаграждения.

Если обе стороны заинтересованы в заключении договора, то можно представить право клиенту самостоятельно сформировать стоимость консультационного проекта в зависимости от потребностей и финансовых возможностей организации, или рекомендовать объем консультационных услуг исходя из финансовых возможностей организации.

Очень важно, уступая клиенту, показать пути экономии и обосновать необходимость тех или иных затрат при выборе форм сотрудничества и определении возможного объема консультационных услуг. Можно быть гибким при обсуждении вопросов о скидках, рассрочках, формах и времени оплаты, предложить формы и способы финансовой и материальной отчетности, как в период, так и по завершении работ по договору.

16 вопрос характеристика  законодательных актов

Проект Федерального закона "О налоговом консультировании в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон составляет правовую основу профессиональной деятельности по налоговому консультированию в целях обеспечения квалифицированной помощи участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.   

Законодательство Российской Федерации о налоговом консультировании состоит из настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. 
 
2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, регламентирующие статус и профессиональную деятельность иных лиц (адвокатов, аудиторов, нотариусов), применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. 
 
3. Принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, кодекс профессиональной этики налогового консультанта устанавливает обязательные для каждого налогового консультанта правила поведения при осуществлении налогового консультирования, а также основания и порядок привлечения налогового консультанта к ответственности.

Исполняя обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), налогоплательщики сталкиваются с необходимостью получения определенного содействия со стороны лиц, сведущих в налоговом праве, так как не могут самостоятельно решить ряд проблем, вызванных сложностью и изменчивостью отечественного законодательства о налогах и сборах. Однако данная потребность не может быть в полной мере удовлетворена посредством реализации предоставленного пп. 1 и 2 п. 1 ст. 21 НК РФ права на получение налогоплательщиками от налоговых и финансовых органов соответствующей информации. 
Не решают этой проблемы и письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые финансовые органы дают в рамках реализации своих полномочий, установленных п. 1 ст. 34.2 НК РФ. По крайней мере, большинство налогоплательщиков остаются неудовлетворенными оперативностью и уровнем официальных разъяснений. 
В качестве одного из последствий невозможность получения налогоплательщиками доступной и квалифицированной помощи приводит к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанностей по своевременной и полной уплате налогов и сборов, а также к иным нарушениям налогового законодательства. 
Изменить положение дел к лучшему, существенно повысить уровень налоговой культуры, а следовательно, и исполнительности среди налогоплательщиков позволят создание негосударственной системы налогового консультирования и законодательное оформление деятельности налоговых консультантов. 
Право на налоговое консультирование можно причислить к разряду основных правомочий налогоплательщиков, особенно если принять во внимание сложность налогового законодательства. В данном случае под налоговым консультированием следует понимать предпринимательскую деятельность уполномоченных лиц по разъяснению тех положений законодательства, применение которых на практике вызывает у налогоплательщиков затруднения. 
Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Возможность свободной реализации этого права должна быть предоставлена в рамках гражданско- или уголовно-процессуальных отношений и отношений, урегулированных законодательством о налогах и сборах. 
Однако налоговое консультирование, широко проводимое в настоящее время, регулируется лишь самыми общими правовыми нормами. Любое лицо, желающее предоставлять консультационные услуги в сфере налогообложения, может это сделать, к примеру, при условии соблюдения правил государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Лицензированию данная деятельность не подлежит. Таким образом, механизм контроля со стороны государства за содержанием налогового консультирования затруднителен, что в свою очередь зачастую приводит к нарушениям прав и законных интересов налогоплательщиков. И здесь прежде всего следует отметить возникающие проблемы, связанные со сложностями в получении доступных и высококвалифицированных налоговых консультаций. 
В Российской Федерации в настоящее время оказание юридической помощи налогоплательщикам в рамках налоговых отношений фактически является сопутствующей (не основной) деятельностью аудиторов и адвокатов, что отрицательно сказывается на качестве оказываемых ими услуг. Например, по смыслу пп. 2 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" налоговое консультирование рассматривается как разновидность сопутствующих аудиту услуг. 
Анализируемую проблему отечественные ученые в области финансового и налогового права до сих пор не подвергали комплексному исследованию, хотя деятельность по налоговому консультированию в России довольно широко распространена и ее ведет значительное количество юридических и физических лиц. Вместе с тем законодательное закрепление предпринимательской деятельности по налоговому консультированию не является новым для мировой практики. В ряде развитых стран давать консультации по вопросам налогообложения могут только специально уполномоченные законом лица. В той или иной форме государство законодательно контролирует данный вид деятельности. В связи с этим налоговое консультирование становится, во-первых, важным и ответственным видом деятельности, а во-вторых, лица, желающие работать в этой сфере, обязаны подтвердить необходимый профессиональный уровень, свою добросовестность и ответственность. Так, в Австрии законодательным актом, регулирующим деятельность налоговых консультантов, является Закон "О профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением", в Германии - Закон "О консалтинговых услугах в области налогообложения". В ЮАР налоговым ведомством разработан ряд нормативных правовых актов и рекомендаций для профессиональных налоговых консультантов. Анализ правовых норм, регулирующих деятельность по налоговому консультированию в зарубежных странах, позволяет сделать вывод о широком распространении данного правового института и тенденции к недопущению некомпетентных лиц к предпринимательской деятельности, направленной на консультирование хозяйствующих субъектов по вопросам налогообложения. Понимая, что налоговое консультирование представляет собой отдельный и очень важный вид деятельности, законодатели большинства развитых зарубежных стран, как уже отмечалось, установили правовые нормы, согласно которым специалист, занимающийся налоговым консультированием, должен подтвердить свое соответствие ряду профессиональных требований. 
В настоящее время в Российской Федерации уже ведется работа по профессиональному объединению лиц, занимающихся налоговым консультированием, и упорядочению их деятельности. В частности, наибольшую известность в деле развития системы налогового консультирования, аттестации и подготовки налоговых консультантов приобрела Палата налоговых консультантов, имеющая отделения в ряде субъектов РФ. Повсеместно создаются и функционируют организации, специализирующиеся на оказании услуг по налоговому консультированию. 
Вместе с тем отсутствие законодательного акта, регулирующего данный вид предпринимательской деятельности, затрудняет профессиональную идентификацию налоговых консультантов, сохраняет неопределенность их правового статуса, сдерживает развитие системы налогового консультирования. В этой связи принятие проекта федерального закона "О налоговом консультировании" является необходимым и позволит создать качественно новые, более оптимальные правовые механизмы, регулирующие данную сферу.

17 вопрос квалификац. Характеристика

Консультант по налогам и сборам

(введено Постановлением  Минтруда РФ от 04.08.2000 N 57)

Должностные обязанности. Оказывает консультационные услуги организациям, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, и физическим лицам по применению налогового законодательства. Дает необходимые рекомендации по: формированию налоговой базы по видам налогов и сборов; составу затрат, относимых на себестоимость для целей налогообложения; использованию льгот, предоставляемых налоговым законодательством различным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов; соблюдению установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов и источникам их выплаты. Консультирует по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, по вопросам прав и обязанностей налогоплательщиков, а также по порядку обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц. Разрабатывает варианты оптимизации налогообложения применительно к специфике деятельности организаций и физических лиц; информирует их о налоговом законодательстве и дает разъяснения по применению нормативных правовых актов, регламентирующих налогообложение юридических и физических лиц. Осуществляет мониторинг изменений и дополнений, вносимых в законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, содействует правильному исчислению и полноте уплаты налогов и сборов.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие налогообложение юридических и физических лиц; методические материалы, касающиеся предпринимательской и иной деятельности организаций и физических лиц; основы законодательства о труде; порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности; порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности; порядок проведения налоговых проверок; принципы организации предпринимательской деятельности; порядок заключения, изменения, оформления и прекращения гражданско-правовых договоров; современные информационные технологии; этику делового общения; правила и нормы по охране труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (экономическое или юридическое) образование, дополнительная подготовка в области налогов и сборов и стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное (экономическое или юридическое) образование, дополнительная подготовка в области налогов и сборов и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

19 вопрос Ответственность налогового консультанта

Ответственность за неквалифицированную (некачественную) консультацию может наступить только в том случае, если заказчик докажет факт ее некачественности. Консультант по налогам и сборам несет ответственность:

1) за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей, предусмотренных договором, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством РФ;

2) за правонарушения, совершенные  в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим  административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

Большое внимание закон о налоговом консультировании должен уделять ответственности налогового консультанта за свои действия. Можно выделить ответственность моральную, финансовую и уголовную.

Говоря об обязанностях и ответственности налогового консультанта, особое внимание следует уделить вопросу об уголовной ответственности (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации — налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т. п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ».). Если деятельность налогового консультанта противоречит законодательным требованиям, то он должен нести ответственность за свои деяния. В том случае, когда речь идет о сговоре, налоговый консультант должен нести такую же ответственность, как и налогоплательщик.

Очевидно, что специалист-консультант может рассматриваться как соучастник преступления только в тех случаях, когда будет доказана не только причинная связь между его консультационными услугами и достигнутым противоправным результатом в виде непоступления налогов в бюджетную систему. Также должны быть доказаны:

- причинная связь между деянием, расцениваемым как организация или подстрекательство, или пособничество, и посягательством на интересы бюджета;

- субъективное отношение  консультанта к этому результату (вина консультанта в форме  прямого умысла, направленного на  достижение этого результата).

Если же консультант оказывает консультационные услуги по вопросам налогообложения и выносит некоторые рекомендации по налоговой оптимизации, то это само по себе не может быть рассмотрено как преступление. Даже если впоследствии руководитель организации воспользуется консультациями в целях уклонения от уплаты налогов, и это было доказано судом, то для привлечения консультанта как соучастника необходимо будет доказать, по меньшей мере, следующие обстоятельства:

1) что консультант точно  знал, что его консультация будет использована для уклонения от уплаты налогов и направлена именно на уклонение от уплаты налогов, а не на достижение иного результата;

2) осознавал, что его рекомендации  или консультации нарушают законно  установленные правила исчисления и уплаты налогов (прямой характер умысла);

3) знал, какой именно налог  и в какой сумме предполагалось  не платить, т.е. знал о наличии  объектов налога или о том, что эти объекты должны образоваться  у налогоплательщика, и понимал, что с них необходимо будет платить налоги.

Если консультант заблуждался относительно того, будет ли нарушен закон при том или ином поведении, или не мог знать о том, что налогоплательщик будет руководствоваться нарушенными правовыми нормами, то это исключает вину консультанта.

Консультант не может нести уголовно-правовую ответственность как соучастник, если реализация налогового преступления не могла охватываться волей и сознанием самого консультанта и происходила без вовлечения его в преступный умысел или непосредственно в преступные деяния по неуплате положенных налогов.

Финансовая ответственность может определяться договором, фиксирующим, что налоговый консультант несет ответственность в размере полученного вознаграждения. Но в каждом отдельном случае в зависимости от сложности вопроса, конкретной ситуации необходимо обсуждение с заказчиком консультационной услуги пределов ответственности.

Моральная ответственность должна быть четко отражена в законе о налоговом консультировании. Налоговый консультант должен работать, соблюдая требования законодательства, а также этические нормы.

20 вопрос Договоры  по налоговому консультированию:

1. Договор на разовую консультацию. Взаимоотношения между клиентом и консультантом могут

быть оформлены договором на налоговую консультацию. Данный договор должен регулироваться

гражданско-правовыми нормами. Так, в п. 2 ст. 779 ГК РФ прямо говорится, что правила главы

«Возможное оказание услуг» применяются, в том числе, и к консультационным договорам.

Предметом договора на разовую консультацию может быть четко определен предмет консультации,

т.е. какую проблему (вопрос) хочет обсудить клиент, или может быть дана формулировка, но

тогда необходимо этим документом устанавливать предмет консультации.

Так как договор на разовую консультацию предполагает единовременность и заключения договора,

и оказания услуги, то необходимо проанализировать ряд его особенностей:

• в договоре участвуют только две стороны — консультант и клиент;

• так как, согласно п. 5 ст. 38 НК РФ, услуга не имеет материально-вещественной формы, то

оплачивается услуга как таковая, соответственно стадии сдачи и приемки, как правило, в

договоре не выделяются и не регламентируются;

• согласно ст. 789 ГК РФ, консультант должен оказать услуги лично, если иное не предусмотрено

Информация о работе Этапы процесса налогового консультирования