Этапы процесса налогового консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 16:56, реферат

Краткое описание

Существует множество различных моделей процесса консультирования, которые содержат от трех до десяти фаз. Рассмотрим модель из пяти фаз:
1. подготовка,
2. диагноз,
3. планирование действий,
4. внедрение
5. завершение.

Вложенные файлы: 1 файл

нал конс-е.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Этапы процесса налогового консультирования

Существует множество различных моделей процесса консультирования, которые содержат от трех до десяти фаз. Рассмотрим модель из пяти фаз: 
1. подготовка, 
2. диагноз, 
3. планирование действий, 
4. внедрение 
5. завершение. 
Адаптируя эту модель к конкретной ситуации, можно поменять местами отдельные фазы, например, внедрение можно начать до окончания этапа планирования. 
Прежде, чем проводить встречи с консультантом, руководитель организации, собирающейся пригласить консультанта, должны осознать наличие проблемы и необходимости ее разрешения. Затем важным является признание руководителем, что для разрешения проблемы целесообразно привлечь внешнего консультанта, и уже потом наступает стадия подготовки к заключению договора с консультантом. 
9 вопрос Фаза 1. Стадия подготовки включает: первые контакты, предварительное обсуждение сторонами сути проблемы и путей ее разрешения, обсуждение того, какие именно изменения требуются в данной организации, и чем консультант может помочь ей, достижение сторонами принципиального согласия о сотрудничестве с целью более детального изучения проблемы «на месте» и поиска оптимальных путей ее разрешения, прояснение ролей консультанта и клиента, подготовку плана задания на основании предварительного анализа проблемы, переговоры и соглашение относительно контракта. 
Обычно подготовительная фаза длится от одной до шести недель в зависимости от сложности проекта. Как правило, консультант не просит клиента оплатить свои услуги на этом этапе, так как вся работа носит предварительный характер до тех пор, тюка не будет подписан контракт, Однако именно на этапе подготовки закладываются основы всего дальнейшего хода проекта. Качественно проведенная подготовка оказывает большое влияние на ход последующей теоретической и практической работы и на характер взаимоотношений сторон. 
На этом этапе происходит формирование проектной группы из числа руководителей и специалистов предприятия, назначение ответственного за дальнейшее взаимодействие рабочей группы и консультанта, определение статуса рабочей группы и регламента ее работы. 
Предварительное выявление (диагноз) проблемы клиента начинается с определения характера и существа проблемы, анализируются взаимосвязи и причины возникновения проблемы, происходит обоснование необходимости разрешения проблемы, изменений и/или инноваций, определение возможных путей решения проблемы. 
Планирование задания включает в себя разработку концепции проекта по разрешению проблемы, определение ресурсного обеспечения для разрешения проблемы (время, характер информации и ее источники, финансы, персонал, материально-техническое обеспечение, назначается ответственный за реализацию проекта со стороны предприятия и т.д.), определение источников финансирования проекта. 
На стадии подготовки процесса консультирования определяется необходимый объем диагноза, осуществляется выбор критериев оценки, оценочных шкал, методов, способов и инструментария оценки проблемы. Разрабатывается программа исследований существа проблем и причин их возникновения, исследуются существа проблем и причины их возникновения, собираются фактические данные. Осуществляется систематизация и анализ полученных данных, формирование проектных предложений, технического задания на проектирование, бюджета проекта, плана-графика проектных работ по проекту и другой проектной документации. 
Перед заключением договора определяются риски и неопределенности, связанные с разработкой и реализацией проекта. Разрабатываются нормы, правила, процедуры и т.п. документация, регулирующие процесс разработки проекта. Определяются роли сторон па стадии разработки проекта. 
10 вопрос Фаза 2. Диагноз. Вторая фаза проекта представляет собой глубокий диагноз решаемой проблемы, основанный на тщательном изучении и анализе фактов, анализе и синтезе альтернатив. Обобщая результаты этого этапа, стороны одновременно устанавливают, какие изменения необходимы. Уже во время диагностической фазы могут появляться некоторые решения. 
Обычно этот этап длится от двух до десяти недель, однако обнаружению и анализу фактов часто уделяют недостаточно снимания, стараются проскочить этап побыстрее, что нередко отрицательно влияет на последующее принятие управленческих решений, В связи с этим опытные налоговые консультанты, наоборот, уделяют данному этапу более серьёзное внимание. Определившись с тем, какие данные нужно искать, а на какие можно не обращать внимания, какие аспекты проблемы следует изучать, а какие пропускать, участники проекта создают фундамент для выработки правильных и качественных решений. Собирая данные, консультант уже влияет на клиента, так как на этом этапе идёт обмен мнениями и информацией.

11 вопрос Фаза 3. Планирование действий в процессе консультирования. Цель третьей фазы – найти решение проблемы. Этот этап включает выработку альтернативных решений и их оценку, разработку плана осуществления изменений и представление предложений клиенту для принятия окончательного решения. Важный момент этапа планирования — разработка стратегии и тактики осуществления изменений, разработка плана-графика работ, действий, событий, мероприятий и т.п. по разрешению проблемы. Особое внимание уделяется разработке норм, правил, процедур, регламентов, бюджетов и другой организационно-нормативной документации, касающейся необходимых изменений и инноваций. 
12 вопрос Фаза 4. Внедрение рекомендаций. Осуществление мероприятий по разрешению проблемы должно осуществляться в соответствии с планом-графиком работ, организационно-нормативной и проектной документацией. Особое внимание необходимо уделять привлечению, обучению и мотивацию персонала к осознанию, принятию и поддержке изменений и инноваций. Важным является передача инструментария и методик, обеспечение их использования, корректировка решений, рекомендаций, плана действий и т.п. в случае необходимости. Многие задания по консультированию заканчиваются при передаче отчета с предложениями плана действий, т.е. до начала реализации плана. 
В США, например, не более 30-50% заданий по консультированию включают этап внедрения. В остальных случаях консультант покидает организацию после фазы планирования действий или даже диагноза, если клиент способен сам справиться с любой фазой проекта. Однако совсем отказываться от услуг консультантов на этапе внедрения нецелесообразно. Даже если клиент чувствует, что способен сам справиться с внедрением, стоит все-таки договориться с консультантом о контрольных встречах, на которых можно будет обсудить текущий ход проектных работ и промежуточные результаты. Консультанты обычно охотно идут навстречу, поскольку сами заинтересованы в успешной реализации своих предложений. В любом случае роль лидера на внедренческом этапе проекта принадлежит клиенту. Как правило, этап внедрения по времени является самым продолжительным. 
Фаза 5. Завершающий этап консультационных услуг – это заключительная фаза проекта, на которой происходит оценка сделанного и сравнение фактически полученных результатов с планируемыми, анализ масштабов отклонений и причин их возникновения. Осуществляется разработка дополнительных корректировочных мероприятий и их осуществление в случае необходимости. 
По трудозатратам консультанта завершающий этап проекта занимает от одной до двух недель. В то же время имеют место факты, когда продолжительность завершающего этапа затягивалась практически на год, что было вызвано необходимостью внесения серьёзных корректив в ранее разработанный проект. 
Нередко клиент просит представить отчет о проделанной работе, Тогда консультант прежде, чем завершить взаимоотношения с клиентом, формирует отчет о проделанной работ, использовании ресурсов и т.д., затем происходит обсуждение отчета, его корректировка и утверждение, и уже потом подписание акта сдачи-приемки работ, и окончательный расчет между сторонами по обязательствам.

15 вопрос. Пути  повышения качества деятельности  нал консультанта

Основные критерии эффективной деятельности налогового консультанта

1Знания и опыт

Знания налогового консультанта не исчерпываются только знанием нормативных правовых актов по налогообложению, налоговый консультант умеет анализировать судебную практику, обладает знаниями ненормативных правовых, разъясняющих актов. Налоговый консультант, наряду с вышеуказанными, также обладает знаниями бухгалтерского учета, анализа финансовых операций. Совокупность этих знаний помогает оказывать налогоплательщику (организации) услуги одновременно по различным направлениям его (организации) деятельности.

Налоговые консультанты вправе принять на себя проведение устных или письменных консультаций. Но и в том и в другом случае следует иметь в виду, что содержание консультаций должно быть полным и исчерпывающим, в этом налоговому консультанту помогают не только знания, но и опыт работы налоговым консультантом. Ответ на вопрос налогоплательщика должен быть обоснованным, развернутым, со ссылками на нормативные документы. Консультанту следует представить налогоплательщику полное описание ситуации, представив все возможные позиции по вопросу, с указанием последствий по каждому из возможных вариантов поведения налогоплательщика. Такой ответ содержит в себе аргументацию, которую налогоплательщик сможет использовать, вступая в налоговые правоотношения, в том числе в случае возможного обращения в суд. В то же время налогоплательщик принимает решение о своих дальнейших шагах самостоятельно, поскольку в соответствии с гражданским законодательством предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск. Однако при консультировании консультант ограничен предоставленными ему клиентом сведениями, документами и материалами, поэтому содержание и качество консультации зависит от полноты и достоверности их сведений, документов, материалов.

2Профессиональная  компетентность

Профессиональная компетентность налогового консультанта основывается на умении четко определять сферу своей компетенции и возможностей. Клиент, обратившись со своей проблемой к налоговому консультанту, ожидает полноценной помощи. Если проблема клиента не может быть разрешена консультантом, то лучше сразу отказаться от оказания услуги. Желание заключить договор на оказание услуги не должно превалировать над здравым смыслом. Клиент обязательно оценит умение консультанта отказываться от работы, если она не имеет положительного решения, или если консультант не знает, как не только приступить к решению проблемы, но и как решить ее.

Очень важно налоговому консультанту продемонстрировать уже на стадии формирования коммерческого предложения знания бизнеса клиента, сферы его деятельности, опыт успешной работы в этой и смежных областях деятельности, готовность представить коммерческое предложение в письменной форме. Очень важный фактор профессиональной компетентности консультанта владение стандартными методиками проработки аналогичных проблем, наличие соответствующего инструментария. Стандартные методики, ко всему прочему, позволяют продемонстрировать объективность в решении проблем клиента, но часто клиент оценивает именно умение решать нестандартные задачи.

Достаточно часто клиент, обращаясь к налоговому консультанту, не может четко сформулировать свою проблему, очень часто клиент пытается за многословием скрыть отсутствие понимания своей проблемы. Клиент надеется, что налоговый консультант самостоятельно поймет, в чем проблема или что волнует клиента. В таких ситуациях особенно важно помочь сформулировать проблемы и предложить выработать общий взгляд на них, помочь определить круг «носителей проблем».

Профессиональная компетентность налогового консультанта определяется умением представить клиенту различные варианты решения проблем, сформулировать выгоды и преимущества, которые могут быть получены в результате разрешения проблемы, проанализировать риски и неблагоприятные последствия, которые могут наступить в обратной ситуации. Налоговый консультант должен уметь предложить варианты консультирования (экспертиза, исследование, разработка организация поиска и принятия решений, обучение и т.п.), варианты совместной работы.

Профессиональная компетентность налогового консультанта опирается на ведение образовательной, научной работы в предметной и (или) смежных областях, наличие публикаций по проблеме, постоянное повышение своей квалификации.

3Беспристрастность  и объективность

Многие крупные организации имеют специальные подразделения налоговых консультантов, другие организации предпочитают обращаться к налоговым консультантам, не состоящим в штате организации, однако, и в тех и других случаях важна беспристрастность и объективность налогового консультанта. Как правило, обращение к налоговому консультанту сопровождается жалобами клиента на противоречивость налогового законодательства, просьбой помочь разобраться в сложной ситуации или разъяснить порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственной операции, оформленной договором, а заодно пояснить налогообложение данной операции.

Желание помочь клиентам часто приводит к тому, что налоговый консультант пытается прочесть в налоговом законодательстве не то, что написано, а то, что налоговому консультанту хотелось бы прочесть. Избежать таких ошибок помогает выработка собственного стиля работы, который основывается на определенных принципах и правилах. В первую очередь налоговый консультант должен приучить себя не надеяться на собственные знания, а лишний раз убедиться в них, то есть каждый раз не вредно начинать консультацию с прочтения в очередной раз конкретных статей налогового законодательства, которыми консультант должен воспользоваться.

При оказании услуги налоговый консультант часто общается с различными службами клиента, например, решение проблемы на налоговому планированию потребует привлечения к работе не только подразделения бухгалтерской службы (главного бухгалтера), но и финансового подразделения (финансового директора, финансиста), которые всегда имеют собственное мнение, но которое не всегда объективно, то есть чье-то мнение является предвзятым. В таких случаях необходимо, основываясь на собственных методиках, стандартах, обосновать объективность тех положений, которые предлагает консультант, то есть необходимо умение игнорировать предвзятое мнение.

Таким образом, в беспристрастном и объективном консультировании помогает разработка единых методик по решению конкретных проблем, которые могут использоваться при оказании услуг различным клиентам.

4Добросовестность

Сложности становления налоговой системы, сопровождающиеся не только частыми изменениями, но и противоречиями налогового законодательства, арбитражная судебная практика по рассмотрению споров по вопросам налогового законодательства - все эти проблемы приводят к тому, что налоговый консультант должен не только хорошо разбираться в налоговом законодательстве, знать арбитражную практику, но и уметь при оказании услуги использовать свои знания и опыт, а также выработать по определенным вопросам свое мнение, основанное на знаниях и опыте.

Проблемы, с которыми обращается клиент к налоговому консультанту, редко имеют однозначное решение, чаще всего приходится при анализе проблемы вырабатывать вместе с клиентом целый ряд альтернативных решений, выбирать из их числа наиболее приемлемые для клиента. Таким образом, добросовестность консультанта будет определяться полнотой рассмотрения и проработки самой проблемы клиента, полнотой анализа возможных вариантов решений, и полнотой помощи при выборе окончательного решения.

Консультации, основанные на знаниях и опыте, профессиональной компетентности, будут определять качество предоставления услуг.

Налоговое законодательство устанавливает властные правоотношения. Государство заинтересовано в максимально возможном поступлении налогов и контролирует полноту исчисления и своевременность уплаты налогов через исполнительные органы власти, то есть ФНС РФ и его структурные подразделения.

Однако налогоплательщики не заинтересованы в полной мере уплачивать налоги и ищут пути оптимизации налогообложения. Клиентами налогового консультанта чаще всего выступают именно налогоплательщики, поэтому при оказании услуг по налоговому консультированию необходимо учитывать этот конфликт интересов.

С другой стороны, в самой организации при выборе из альтернативных решений проблемы налогоплательщика одного решения или в отношении путей реализации принятых решений могут вступать в конфликт интересы лиц, принимающих решения.

В таких ситуациях налоговый консультант должен, учитывая конфликт интересов, используя объективность и беспристрастность, оказывать добросовестно помощь клиенту, ориентируясь исключительно на интересы самой организации в целом. На помощь ему придет Кодекс этических норм, разработанный самим налоговым консультантом или консультационной фирмой, сотрудником которой является налоговый консультант.

5Конфиденциальность

Заключая договор с налоговым консультантом, клиент понимает, что помощь в решении проблем сопровождается раскрытием финансовой информации организации, часто раскрывается в процессе консультации коммерческая тайна, - все это требует обеспечение конфиденциальности от налогового консультанта.

Информация о работе Этапы процесса налогового консультирования