Экономико-правовая природа налога на добавленную стоимость, объекты и субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:01, реферат

Краткое описание

Актуальность. Актуальность проблемы заключается в совершенствовании косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость. Данная проблема в настоящее время являются чрезвычайно актуальной для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг в т.ч. со странами СНГ и таможенного союза.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты сущности НДС.................................................................5
1.1 Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ..................................................................................................................................5
1.2 Плательщики, объект налогообложения и порядок определения налоговой базы.............................................................................................................................12
2 Анализ выплаты НДС на примере налоговых органов.......................................28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ИФНС РФ № 1.................28
2.2 Анализ динамики и структуры налоговых платежей, контролируемых Инспекцией Федеральной налоговой службой Российской Федерации..............34
2.3 Анализ изменений по НДС на 2009 год и его начисления..............................40
3 Основные предложения по совершенствованию системы НДС........................54
Заключение.................................................................................................................63
Список использованной литературы.......................................................................65

Вложенные файлы: 1 файл

Роль налога на добавленную стоимость 2009 З.doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

Пятую строчку рейтинга с уровнем налога в 22% разделяют Хорватия, Финляндия и Польша. Россия с нашим недавно сокращенным до 18% уровнем налога на добавленную стоимость занимает двенадцатое место – точно такой же  ставка   НДС  или налога с продаж является еще в 18 странах – Латвии, Литве, Эстонии, Греции, Азербайджане, Боснии и Герцеговине, Бенине, Буркина-Фасо, Чаде, Габоне, Израиле, Кот-д’Ивуаре, Македонии, Сенегале, Того, Тунисе, Турции и на Мальте.

Ставка НДС в размере от 15% до 20% является самой распространенной в мире – она применяется не менее чем в 82 странах планеты. Одна из самых низких  ставок  налога – в Японии (5%), правда там он применяется в виде так называемого налога на потребление (Consumption Tax).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные предложения по совершенствованию системы НДС

 

Проблемы совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания  НДС  при экспорте и импорте товаров и услуг в т.ч. со странами СНГ и таможенного союза.

После  анализа  экономических основ введения налога на добавленную стоимость рассматривается соотношение НДС с другими косвенными налогами, такими как налог с продаж и акцизы, проводится сравнительный  анализ  теоретических вариантов использования налога на добавленную стоимость, принципов территориальности при взимании налога, методов взимания  НДС. Далее в работе проводится  анализ  влияния  НДС  на уровень цен, рассматриваются вопросы множественности налоговых ставок. Отдельные разделы работы посвящены способам уклонения от уплаты  НДС  и возможным мерам по борьбе с ними, сравнительному  анализу  международного опыта взимания налога на добавленную стоимость и обзору истории введения и порядка взимания налога в Российской Федерации. На основе проведенного  анализа  сформулированы рекомендации по реформированию системы  НДС  в России.

Налоговая практика  в  последние годы шла по пути изменения правил начисления и уплаты  НДС. Ведь  в  Минфине  России  считают, что проблемы  НДС  можно было бы отчасти решить путем улучшения администрирования этого налога. С этой целью были приняты несколько поправок  в  Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ).

В  Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 года налог на добавленную стоимость был назван проблемным. "Наряду с изменением процедур взимания  НДС, - сказал Президент РФ, - надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей".

С 2007 года введен упрощенный порядок возмещения  НДС  экспортерам, с 2008 года согласно уже сделанным  в  НК РФ изменениям налогоплательщики перейдут на поквартальную уплату НДС. Это приведет к выпадающим доходам бюджета  в  размере 150-170 млрд. руб.

Но прямое предложение прекратить налогообложение авансовых платежей не выполнено. Проверки Контрольного управления Президента РФ показали, что 20-30% поручений  В. Путина не выполняются, а "выживают" те, за которыми стоит чей-то большой интерес.

Среди положительных для налогоплательщиков изменений налогового администрирования можно назвать Приказ Минфина РФ от 07.11.2006 N 136н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения". С вступлением  в  силу этого Приказа утратил силу Приказ Минфина  России  от 28.12.2005 N 163н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения". Вместо трех форм деклараций введена одна – единая декларация для экспортного и внутреннего  НДС, которая позволила налогоплательщикам уплачивать  в  бюджет только разницу между ними.

Минфин России предлагает ввести систему регистрации налогоплательщиков  НДС  с 1 января 2008 года. Об этом говорится  в  проекте "Основные направления налоговой политики на 2008- 2010  годы", который министр финансов А. Кудрин представил  в  Правительство РФ  в  начале 2007 года.

Предполагается, что организации и индивидуальные предприниматели не будут признаваться налогоплательщиками  НДС  с момента их государственной регистрации, а станут таковыми с момента регистрации  в  специально созданной системе регистрации лиц  в  качестве налогоплательщиков  НДС. Зарегистрированным в такой системе будут присваиваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, которые в  обязательном порядке будут указываться на счетах-фактурах.

Небольшие предприятия могут не регистрироваться  в  новой системе. Обязательной регистрации подвергнутся только организации и индивидуальные предприниматели, выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых превышает некоторую величину, которая может быть законодательно установлена  в  пределах от 4 до 20 млн. руб.  в  год.

Тем не менее, сценарные условия социально-экономического развития России  до  2010  года предусматривают сохранение действующей ставки НДС. Об этом говорится  в  подготовленном минэкономразвития документе. Проект "Основных направлений налоговой политики на 2008-2010 годы", заявил о возможности снижения ставки НДС до 15 процентов при условии отмены льготной 10-процентной ставки. И это не единственное отличие двух документов, которые определят дальнейшее направление развития налоговой реформы в России.

Согласно сценарию минэкономразвития, в 2007-2010 годах продолжится  реформирование  системы акцизного налогообложения. Ставки акцизов на нефтепродукты на 2008 год предполагается сохранить на уровне 2007 года. В дальнейшем по мере введения соответствующих технических регламентов на моторные топлива предполагается дифференциация ставок акциза. Точнее, установление более низкой ставки на топливо, отвечающее более высоким требованиям по качеству. В случае разработки применения в России топлива, содержащего биоэтанол, возможно установление пониженных ставок акцизов на него.

По акцизам на табачную продукцию предлагается сохранить существующую систему комбинированных ставок по сигаретам. Напомним, что начиная с 2007 года адвалорная составляющая ставок акцизов на сигареты исчисляется не от отпускной цены производителя, а от розничной цены сигарет.

В 2008-2010 годы предлагается произвести индексацию специфической составляющей ставки акцизов на табачную продукцию темпами в среднем на пять процентов пунктов превышающими прогнозируемое значение индекса потребительских цен на очередной год. В целом это совпадает с концепцией, разработанной минфином. Единственное различие – министерство финансов предлагает индексировать специфическую составляющую ставки акциза темпами не на пять, а на 20 процентов превышающими прогнозируемое значение индекса потребительских цен.

Также минэкономразвития предлагает в 2008-2010 годах произвести индексацию специфических ставок акциза на спирт и спиртосодержащую продукцию в соответствии с прогнозируемыми значениями индекса потребительских цен на очередной год. Льготы по акцизам на спиртосодержащую продукцию предполагается отменить, кроме тех, что касаются лекарственных, лечебно-профилактических и диагностических средств. Аналогичные предложения содержаться и в проекте минфина.

Реформа налога на прибыль проведена, начиная с 2007 года, говорится в сценарных условиях социально-экономического развития. С 1 января 2007 года по налогу на прибыль разрешается в полном размере уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных прошлом году. Также с 1 января 2007 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на НИОКР включаются в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов.

В целях финансовой поддержки сельхозпредприятий в 2007 году сохраняется нулевая ставка по налогу на прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2008-2009 годах она составит 6 процентов, в 2010-2011 гг. – 12 процентов.

Налог на добычу полезных ископаемых также реформирован с 2007 года. В целях стимулирования разработки новых нефтяных месторождений, а также повышения эффективности добычи на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности, говорится в сценарных условиях, принят ряд мер. Во-первых, введена нулевая ставка на добычу полезных ископаемых на начальный период разработки месторождений на лицензионных участках, расположенных на границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края. Во-вторых, понижающий коэффициент, стимулирующий дальнейшую разработку месторождений, находящихся на завершающих этапах разработки.

Отметим, что минфин в своих предложениях идет дальше. Наряду с возможным снижением НДС рассматривается возможность введения налога на недвижимость физических лиц с 2009 года (об этом писала "Российская бизнес-газета" в прошлом номере). Также предлагается усилить налоговый пресс на владельцев нескольких квартир и ввести новый порядок предоставления имущественного вычета.

Несмотря на жесткие заявления Минфина, у предпринимателей остается надежда на радикальное реформирование НДС и прочие налоговые послабления. Так, спикер Госдумы Борис Грызлов, выступая на IV Конгрессе национального бизнеса «Пора предпринимать», пообещал, что уже с  2010  года ставка НДС будет унифицирована на уровне 12 процентов. Кроме того, малым предприятиям предоставят возможность сдавать налоговую отчетность не чаще одного раза  в  год.

Плюс ко всему, депутаты предлагают вывести из-под НДС авансовые платежи, освободить от этого налога строительно-монтажные работы, выполняемые для собственных нужд, а также импортируемое технологическое оборудование, аналоги которого в  России  не производятся. Председатель Госдумы также настаивает на упрощении порядка подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость.

Идею снижения основной ставки НДС поддержал глава Минэкономразвития России  Г. Греф. Но он предлагает снизить основную ставку НДС с 1 января 2009 года до 15% только при одновременной отмене его льготной ставки (10%), которая сейчас применяется при реализации отдельных видов товаров.

Далее в табл. 8 приведем экономическое обоснование данного мероприятия.

Таблица 8 – Экономическая выгода снижения ставки НДС

 

Показатель

Число налогоплательщиков

Сумма НДС

2008 г.

Налогоплательщики по ставке НДС - 18%

5432

249879

Льготные налогоплательщики – 10%

2921

113576

2009 г.

Налогоплательщики по ставке НДС - 15%

9353

4053210


 

Таким образом, большинство налогоплательщиков смогут понизить отпускные цены за счет снижения ставки НДС на 3% и тем самым повысить продажи. При этом ИФНС существенно увеличит сборы НДС за год.

Как видно, в целом практика налогообложения идет по пути ужесточения налогового администрирования и сокращения налоговых льгот. Но не все считают этот путь единственно правильным.

Итак, со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые – с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота (далее НсП).

Скажем сразу, что позицию властных структур по вопросу замены НДС налогом с продаж нельзя назвать согласованной. Минфин России считает эту идею абсолютно нереальной. Дело в том, что поступления от налога с продаж до его отмены составляли порядка 60-63 млрд руб. в год, в то время как сумма поступлений от НДС, как уже было отмечено выше, превышает 1 трлн руб.

Еще в 2004 году в беседе с журналистами начальник Экспертного управления при Президенте РФ А. Дворкович заявил о необходимости отмены НДС и введения вместо него налога с продаж.

По мнению некоторых влиятельных чиновников, замена НДС налогом с продаж как решение проблем с администрированием НДС вполне возможна. Так, министр экономического развития и торговли Г. Греф еще 16 февраля 2006 года на заседании президиума общероссийской организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России" сообщил, что, "если не найдем иных механизмов по администрированию НДС, мы можем вернуться к этому варианту". Речь шла о замене НДС налогом с продаж.

Что касается предпринимательского сообщества, то по этому вопросу с недавних пор бизнесмены занимают единую позицию: они согласны с заменой НДС на НсП. Экспертное управление при Администрации Президента поручило подготовить доклад о концепции нового налога группе экспертов во главе с М. Куликовым из Центра исследования проблем налогообложения. Эта группа представила на суд общественности разработанный ею детальный план замены НДС налогом с продаж 10 марта 2007 года в Финансовой академии при Правительстве РФ.

Результаты проведенных группой экспертов расчетов показали, что в случае полной отмены НДС и введения налога с продаж со ставкой 10% снижение доходов бюджета в 2008 году составило бы 209 млрд. руб., или 1,2%, от ВВП (при расчетной собираемости налога с продаж в розничной торговле и секторе платных услуг 60%).

Для обеспечения перехода на новый налог с нулевыми потерями для бюджета ставка налога должна составлять 14% (при указанной выше собираемости НсП в сферах розничной торговли и платных услуг). Только при повышении собираемости НсП с потребителей до уровня 95% переход на ставку НсП 10% будет безубыточным для бюджета.

Информация о работе Экономико-правовая природа налога на добавленную стоимость, объекты и субъекты