Шпаргалка по "Налоговому администрированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Налоговому администрированию".

Вложенные файлы: 1 файл

налоги билеты.doc

— 684.50 Кб (Скачать файл)

Итак, что касается прямых податей, то главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.

Со  времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

Кроме обычных прямых податей  и оброка, при Иване  Грозном широко практиковались целевые налоги: ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.

Главными  косвенными налогами оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины,которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины. Торговые пошлины часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли, особенно из-за их искусственного усложнения, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.

В царскую казну  шли сборы с  публичных бань, с  питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

Финансовая  система России в XV — XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна.

Несколько упорядочена она  была в царствование Алексея Михайловича (1629—1676), создавшего в 1655 г. Счетный  приказ. Он вел войны со шведами и поляками, требовавшие огромных расходов. К тому же Россию во второй половине сороковых годов XVII в. постигло несколько неурожайных лет и падеж скота от эпидемических болезней. Правительство прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. То есть прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать их дальше стало невозможно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложился на всех равномерно.  
      Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта'. К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, соляной обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше.  
      В России соляной налог был временно отменен после народных (соляных) бунтов, и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.

Эпоха Петра I характеризуется  постоянной нехваткой  финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги. Царь даже учредил новую должность "прибыльщиков", обязанность которых заключалась в изобретении новых источников доходов. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов и др.

Екатерина II приняла участие  в дальнейшем преобразовании финансов, создав экспедицию о государственных доходах, которая впоследствии была разделена на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала государственными доходами, другая -расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взиманием недоимок, не доборов и недочетов. В это время прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными.

В последней трети XVIII в. в России соотношение  между прямыми  и косвенными налогами равнялось 1 к 3. Основными  видами прямых налогов  были подушная подать (составляла около 30% всех доходов), подворная подать и промысловый налог. Основное место среди косвенных налогов принадлежало отчислениям от государственной монопольной торговли винно-водочными изделиями. Питейные налоги формировали 1/5 всех доходов бюджета России. Взимались также акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные нефтяные масла и на ряд других товаров. 

Подати  и сборы:

l  XII-XIII вв.: натуральный оброк – один из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам.

l  XV-XVI вв. (Поволжье), XVII в. (Сибирь) ясак – натуральный налог, которым облагались нерусские народы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.

l  XVI в. царь Иван Грозный – институт опричнины.

l  Петр I (1682-1725):

-        учредил новую должность «прибыльщиков»,

-        переход от подворного налогообложения к подушной подати,

-        были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов и др.

l  XVI до сер. XIX вв.:

-        прямые налоги: винные откупа – доходы от реализации (продажи) алкогольных напитков.

-        косвенные налоги: акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные нефтяные масла и др. 
 
 

39. Принцип постоянного  место пребывания (резиденства)

От решения вопроса о том, является или нет физическое лицо налоговым резидентом Российской Федерации зависит очень многое в налогообложении налогом на доходы физических лиц. В частности: 
- налоговая ставка (ст.224 НК РФ); 
- объект налогообложения (ст.209 НК РФ); 
- право на применение налоговых вычетов; 
- применимость правил об избежании двойного налогообложения.

Резидентами Российской Федерации считаются физические и(или) юридические лица, а также предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, экономические интересы которых сосредоточены на территории РФ. 
К физическим лицам—резидентам относятся:

постоянно или временно (в течение более одного года (365 + 1 день) проживающие на территории Российской Федерации

временно находящиеся (менее одного года) за пределами России;

государственные служащие (включая дипломатов) и военный персонал — граждане РФ, работающие за рубежом, вне зависимости от сроков их пребывания за пределами страны;

студенты, обучающиеся за рубежом, и лица, проходящие курс лечения, независимо от сроков их проживания за границей.  
К юридическим лицам—резидентам относятся:

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с юридическим адресом на ее территории (включая СП), а также полностью принадлежащие иностранным инвесторам, их дочерние и(или) зависимые хозяйственные единицы, если в учредительных документах не оговорено иное (например, предприятие будет осуществлять свою деятельность на территории страны менее одного года);

предприятия с долевым участием и полностью принадлежащие российским инвесторам, их филиалы, представительства и конторы с местонахождением на территории РФ;

филиалы, представительства и конторы юридических лиц—резидентов РФ, находящиеся за пределами страны и имеющие в своем штате менее 10 наемных работников;

филиалы, представительства и конторы юридических лиц—нерезидентов РФ, находящиеся на территории страны, если в учредительных документах не оговорено иное, т.е. они осуществляют свою деятельность менее одного года или имеют в штате более 10 наемных работников; 
дипломатические и прочие официальные представительства РФ, находящиеся за пределами страны. 

Нерезидентами Российской Федерации считаются физические и(или) юридические лица, экономические интересы которых сосредоточены за пределами экономической территории страны. 

Налоговый кодекс РФ использует юридическую технику, которая определяет круг налоговых резидентов РФ, а нерезиденты  определяются по остаточному  принципу (иными словами, нерезиденты –  это все, кто не является налоговым резидентом).

Итак, кто является налоговым резидентом РФ
Это физическое лицо, которое фактически находится в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что гражданство для налогового резидентства никакого значения не имеет, т.е. налоговым резидентом может быть как гражданин РФ, так и иностранный гражданин, не говоря уже о лицах без гражданства и лицах с двойным гражданством.

Однако, при этом необходимо учитывать два императива, установленные налоговым законом: 
1. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечение или обучения. 
2. Российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации, признаются налоговыми резидентами независимо от фактического времени нахождения их в Российской Федерации.

Чем физическому лицу подтверждать факт нахождения на территории РФ, Налоговый кодекс РФ не устанавливает. По всей видимости, здесь открывается простор для усмотрения: в ход могут идти справки с места работы и жительства, отметки пограничного контроля и т.п.

41. Состав и общая  характеристика федеральных,  региональных и  местных налогов  и сборов.

В РФ устанавливаться  следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные ( в соответствии с ч.1, ст. 12 НК РФ).

Федеральные налоги устанавливаются федеральными законами и подлежат взиманию на всей территории Российской Федерации. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами, но представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяются парламентом РФ - Федеральным Собранием РФ. Однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

К федеральным налогам  и сборам относиться (в  соответствии с ч.1 ст.13 НК РФ):

  • акцизы
  • налог на добавленную стоимость
  • налог на прибыль организаций
  • единый социальный налог
  • налог на доходы физических лиц
  • налогообложение природопользования:

    – налог на полезных ископаемых

    – водный налог

    – сборы за пользование  объектами животного  мира и за использование  объектов вводных  биологических ресурсов

  • государственная пошлина

Региональные  налоги — налоги установленные настоящим кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории РФ. В состав входит:

  • налоги на имущество организации;
  • налоги на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местные налоги — это налоги установленные настоящим кодексом РФ и НПА (нормативные правовые акты) представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В состав входит:

  • земельный налог
  • налог на имущество физических лиц.
 

Региональные  налоги: общая характеристика

В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому администрированию"