Шпаргалка по "Налоговому администрированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Налоговому администрированию".

Вложенные файлы: 1 файл

налоги билеты.doc

— 684.50 Кб (Скачать файл)

Из  сказанного можно  заключить, что налог  определенная часть  валового внутреннего  продукта, которая  изымается государством в форме различных  принудительных платежей с юридических  и физических лиц  в установленном  размере и в установленные сроки в целях реализации общественных интересов.

Современное государство, экономика  которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, которые  слабо регулируются рынком или находятся  за пределами рыночных отношений.

В состав таких интересов  включаются:

-необходимость  удовлетворения общественных  потребностей (управление, оборона, обеспечение  правопорядка, безопасность, социальные расходы  и т.п.);

-необходимость  регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде и т.д.

-создание  общегосударственных  резервов на случай  непредвиденных обстоятельств.

Функции налогов

Сущность  налогов как экономической  категории проявляется  в их функциях. Функция показывает каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.

Фискальная  функция — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция  налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов(происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая  функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая функция налогообложения — Направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также  воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная – дает возможность отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностью гос-ва финан. ресурсов 

4.  Общие  налоговые  теории.

К общим налоговым  теориям следует  относить учения, объектом исследования которых  является природа  и экономическая  сущность налога и  налогообложения  в целом, а предметом  исследования выступает  обоснование отношений, складывающихся между экономическими субъектами и государством в процессе установления и взимания налогов.

I. Теория обмена и её разновидности.

Они явились первыми  общими налоговыми теориями. Их единой методологической платформой послужило  признание возмездного характера налогообложения и договорного характера государственных услуг, оказываемых в обмен на уплачиваемые налоги. Различия проявляются в обосновании характера этого обмена и стоимости услуг государства.

  1. Теория эквивалентного обмена. Налог эквивалентная плата за покупаемые у государства услуги общественного характера, являющиеся результатом соглашения между государством и гражданами.
  2. Атомистическая теория налогов. Налог – обязательная плата граждан за пользование государственными услугами, являющаяся результатом взаимовыгодного договора между государством и гражданами. (С. де Вобан и Ш. Монтескье)
  3. Теория “фискального договора”. Налог – обязательный платеж граждан государству за предоставление защиты общественного порядка, являющийся ценой, которую каждый гражданин уплачивает из своего имущества, для того чтобы получить охрану остальной его части. (Т. Гоббс, Вольтер, О. Мирабо)
  4. Теория налога как “наслаждения”. Налог – обязательный эквивалентный платеж граждан государству за предоставление услуг общественного характера, являющийся ценой, которую каждый гражданин уплачивает за получаемое им наслаждение от извлечения общественных выгод. (Ж. С. де Сисмонди)
  5. Теория налога как страховой премии. Налог – обязательный эквивалентный страховой платеж граждан для финансирования затрат государства по предотвращению риска наступления страхового случая, уплачиваемый гражданами пропорционально величине доходов. (А. Тьер, Дж. Мак-Куллох)

II Классическая теория налогов (А. Смит, Д. Рикардо)

Сторонники  этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики; страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А. Смит.

Налог – это обязательный, индивидуально эквивалентный  платеж государству, осуществляемый с  целью покрытия расходов государства на общественную оборону и поддержания  достоинства верховной власти, взимание которого должно осуществляться с соблюдением принципов справедливости, определенности, удобности и экономии.

III кейнсианская теория

Основана  на разработках английских экономистов Джона  Мейнарда Кейнса (1883-1946 гг.) и его последователей. Центральная мысль этой теории состоит в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития. По мнению Дж. Кейнса, наложенному им в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 год), экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов".

IV теория монетаризма

Выдвинута в 50-х годах профессором  экономики Чикагского университета Милтоном Фрид-меном, основана на количественной теории денег. По мнению ее автора, регулирование экономики можно осуществлять через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам отводится не такая важная роль, как в кейнсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымается излишнее количество денег. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором - излишние сбережения".

V Теория экономики  предложения

Cформулирована  в начале 80-х годов  американскими учеными  М. Бернсом, Г.  Стайном и А.  Лэффером, в большей степени, чем кейнсианская теория, рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Как следствие, предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям все возможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.

VI Теория налога как жертвы (Н. Канар, Ж. С.де Сисмонди, Д. С. Милль, К. Т. Эеберг, С. Ю. Витте, Н. И. Тургенев, И. И. Янжул)

В основу теории легли  практические идеи Средневековья, ассоциирующие уплату налогу с жертвоприношением. Основная идея: “Если государство всем народным богатством, всем своим достоянием обязано земле, природным силам, то и все жертвы, которые государство может требовать от народа, следует получать из этого же источника”, - Янжул И.И.

VII Теория удовлетворения коллективных потребностей (А. Маршалл, Д.Б. Кларк, А. Пигу, Л. Вальрас, В. Парето)

Была  сформулирована в  рамках неоклассического направления, методологический стержень состоит  в обосновании  усложнения функции  государства с  позиции объективного возрастания коллективных, а главное неделимых потребностей. Удовлетворение именно таких потребностей и должно обеспечиваться за счет принудительного сбора налогов. 

9. Классические принципы  налогообложения  (по А. Смиту)

1) Принцип справедливости. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения. 
2) Принцип определенности. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа). 
3) Принцип удобства налогообложения. Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его. 
4) Принцип экономии. Сборы по каждому налогу должны превышать затраты на его собирание. (принципы сформулированы с тоски зрения налогоплательщика)
 

10. Налоговая реформа  - как неотъемлемый  атрибут налоговой политики

Успешность  перехода экономики  и общества к устойчивому  развитию – доминирующей концепции мирового развития XXI века – в значительной степени определяется качеством налоговой системы и эффективностью функционирования налогового механизма страны. Достижения этих характеристик обеспечивается в результате налоговой реформы.

Зачастую  под НР понимают изменения налоговой системы, направленные на ее совершенствование. Между этими понятиями есть разница:

Налоговая реформа Совершенствование налоговой системы
- имеет определенный  промежуток времени

- принципиальные преобразования  налоговой системы

- предполагается налоговой  стратегией

- непрерывный процесс

- изменение отдельных  элементов 

- в контексте изменения  налоговой тактики

Налоговая реформа – это ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы с целью привидения ее в соответствие с новым содержанием государственной политики.

Основные  принципы налоговых реформ:

Стремление  к уточнению налогового законодательства → снижение налогового бремени;

Упрощение налоговой системы  → стабильность и  прозрачность;

Пересмотр перечня региональных и муниципальных  налогов;

Совершенствование платежей, связанных  с использованием природных ресурсов.

Классификации налоговых реформ:

По  содержанию:

Системные – кардинальные изменения  системы налогообложения (изменение  принципов налогообложения, соотношения прямых и косвенных налогов  и т.д.);

Структурные – преобразование отдельных элементов;

По  целям проведения:

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому администрированию"