Федеральные налоги и сборы, их роль в формировании доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе теоретических источников, а также анализа практических данных рассмотреть роль федеральных налогов и сборов в формировании доходов федерального бюджета и выбрать приоритетные направления налоговой политики.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования налоговых доходов
федерального бюджета;
провести анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета РФ

Содержание

Введение 5
1 Теоретические формирования налоговых доходов федерального бюджета 7
1.1 Состав и общая характеристика основных видов федеральных налогов и
сборов 7
1.2 Роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета 12
1.3 Проблемы исчисления федеральных налогов и сборов 16
2 Анализ роли федеральных налогов в формировании федерального бюджета21
2.1 Исследование поступления федеральных налогов в федеральный
бюджет 21
2.2 Оценка структуры и динамики налоговых поступлений в федеральный
бюджет 27
2.3 Анализ поступлений федеральных налогов в региональный бюджет 33
3 Совершенствование собираемости доходов федерального бюджета 36
3.1Перспективы развития налогового законодательства в части уплаты федеральных налогов и сборов 36
3.2 Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов 39
3.3 Использование зарубежного опыта формирования федеральных бюджетов 46
Заключение 51
Список использованных источников 54

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_nalogi.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)
  • создать такие налоговые механизмы, которые будут обеспечивать поддержку тех сфер деятельности, в развитии которых государство и общество заинтересовано в большей степени;
  • создать стимулы для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержать инновации и модернизации в Российской Федерации;
  • обеспечить стабильность налогообложения, т.е., прежде всего, стабильность реализации присущих функций налога, в частности, первой из них – фискальной;
  • обеспечить достаточный уровень развития базовых институтов налогообложения, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности;
  • отслеживать правильность исчисления и своевременность удержания и перечисления сумм налога;
  • тщательнее проверять компетентность работы налоговых органов;
  • во избежание бухгалтерских ошибок по исчислению налогов, необходимо следить за обновлениями в Налоговом Кодексе Российской Федерации;
  • повысить конкурентоспособность налоговой системы;

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной в Российской Федерации налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес.

3.3 Использование зарубежного опыта для формирования федеральных бюджетов

 

Распределение налоговых полномочий и ответственности между центральными и территориальными государственными структурами выражается в налоговом федерализме, от организации которого во многом зависит регулирование налоговых доходов между центром и регионами и формирование доходной части бюджета любого уровня, в том числе и федерального. Налоговый федерализм разных стран неоднороден и во многом зависит от выбранного экономического курса, существующей налоговой системы. Выбор модели налогового федерализма зависит от разграничения функций между центром и регионами или от того, какие функции собирается выполнять центральная власть и какие функции она делегирует региональным и местным властям.

Налоговый федерализм в США имеет  сложную систему. Несмотря на то, что  в этой стране налоговая система  не является, по мнению большинства  экономистов, идеальной, налоги выполняют  не только фискальную, но и регулирующую и стимулирующую функции. Существующий налоговый механизм обеспечивает доходами, как федеральный бюджет, так и бюджеты штатов, и местные бюджеты. Он способствует реализации принципов платежеспособности на всей территории страны, развитию малого бизнеса, стимулированию инвестиций и наукоемкого производства. В отличие от других федеративных государств, в США проблемы уравнивания территориального распределения бюджетных средств разрешаются путем четкого разделения бюджетно-налоговых полномочий федерального правительства, властей штатов, местных органов. Американский налоговый федерализм рассчитан на привлечение частного капитала, а налоговые льготы распределяются как косвенная форма стимулирования предпринимательской деятельности)[16].

Основными источниками федеральных доходов являются подоходный налог, на который приходится половина бюджетных поступлений, и отчисления от зарплаты в фонд социального страхования.

Во Франции больше всего доходов  в государственный бюджет приносят НДС – 41,4% и подоходный налог с физических лиц – 10,6%.

Современная налоговая система  Великобритании была во многом определена реформой 1973г. и принятыми впоследствии актами о подоходном и корпоративном налогах 1988г., о налоге на прирост капитала 1992г., о гербовом сборе 1981г. и др. Реформирование и совершенствование системы налогов и сборов происходит и в настоящее время по следующим направлениям:

  • совершенствование налогообложения путем изменения (увеличения и уменьшения) налоговых ставок, уровня налогооблагаемых доходов, объекта налогообложения    для     поддержания     конкурентоспособности    экономики Великобритании на мировом рынке;
  • административная реформа налоговых органов;
  • совершенствование налогового законодательства [40, с. 15].

Состав налогов и сборов в  Великобритании достаточно стабилен. На протяжении последних 20 лет он составляет девять основных общегосударственных налогов: личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на продажу нефти, НДС, таможенные пошлины и акцизные сборы, взносы в систему социального страхования, налог на наследство, налог на прирост капитала, и местные налоги: налог на недвижимое имущество, налог на хозяйственную деятельность и др. Однако законодательные акты, их регулирующие, каждый год претерпевают изменения: в соответствии с законодательством Парламент пересматривает налоговые ставки, величину налоговых скидок, налоговые льготы.

Великобритания относится к  числу государств, в которых преобладает  прямое налогообложение. Так, в доходах  бюджета 2009-2010 гг. доля прямых налогов, включая личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на прирост капитала, налог на наследство и др., составила приблизительно 70%, из них доля подоходного налога составляет 90%. В настоящее время в стране проводятся реформы подоходного налога с населения и налога на прибыль корпораций.

Налогообложение в Великобритании не является основательным и неизменным, а постоянно совершенствуется и изменяется. В настоящее время в Великобритании сформировалась и действует эффективная налоговая система, адекватная рыночным принципам хозяйствования, стимулирующая экономический рост и обеспечивающая реализацию важнейших параметр социального развития цивилизованного общества. Однако налогообложение туманного Альбиона будет развиваться и в дальнейшем. Весной 2008г. было оглашение обзора «Преобразование налоговой системы в течение XXI века», разрабатываемого Британским институтом финансовых исследований при участии профессора Д. Мирлиса, обладателя Нобелевской премии по экономике 1996г. В этом исследовании рассмотрены ключевые вопросы налогового регулирования, в том числе основных налогов, налогового контроля и администрирования; воздействие процессов глобализации, текущее состояние налоговой системы. Выработанные рекомендации, несомненно, окажут существенное влияние на совершенствование и формирование в дальнейшем оптимальной для Великобритании налоговой системы XXI в.

Налоговый федерализм в Японии несколько отличается от территориального распределения налоговых полномочий США и стран Западной Европы. В Японии две трети всех налоговых доходов составляют государственные налоги (в основном прямые). Всего установлено 25 государственных и 30 местных налогов. В Японии существует довольно развитая система поощрения инвестиций (как национальных, так и иностранных). Особое внимание обращается на поощрение инвестирования в отдаленных районах.

Во   многих   странах   центральные    власти    осуществляют   взимание государственных и региональных налогов, а затем – субсидирование территорий, что вызвано низким удельным весом региональных налогов в структуре источников финансирования региональных органов власти (в Эстонии – 0,1%, Болгарии – 1%, Греции – 2%, Голландии – 5%, Латвии – 6%, Турции – 7% и т.д.); при этом очень высоким является удельный вес субсидий (в Эстонии – 91%, Болгарии – 78%, Греции – 58%, Голландии –60%, Латвии – 68%, Турции – 56% и т.д.). Другие источники поступления в доходную часть региональных бюджетов - сборы, займы, доходы муниципальных предприятий, пени, штрафы, доходы от продажи муниципального имущества или товаров и т.д. Особого внимания заслуживает практика распределения одного и того же налога в определенной пропорции между центральным и региональным бюджетами (долевой налог)[27].

Что касается стран с переходной экономикой – в Китае действуют низкие ставки налога с корпораций и планируется сократить размер максимальной ставки налога на доходы физических лиц. Предполагается, что подобно некоторым другим странам снижение ставок в Китае будет способствовать сокращению масштабов укрывания доходов от налогообложения и созданию стимулов для расширения экономической деятельности. Быстрый рост доходов бюджета создает предпосылки для выравнивания уровней налогообложения как различных видов деятельности  и  предприятии,  различных организационно-правовых форм, так и различных территорий.

Таким образом, можно сделать вывод, что мировая практика не выработала четко сформированных критериев, на основе которых можно выбрать универсальную модель налогового федерализма. Каждая страна в зависимости от уровня развития выбирает свой путь в распределении налоговых полномочий и ответственности между центральными и региональными государственными структурами.

 

Заключение

 

Государственное управление, которое  осуществляется в соответствии с  экономической политикой, избранной  властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Оно осуществляется с помощью федерального бюджета. Государство образует централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов, предоставляя государственным органам возможность успешно выполнять возложенные на них функции.

Федеральный бюджет является главным  средством мобилизации и расходования ресурсов государства и тем самым  дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Основу федерального бюджета составляют доходы от федеральных налогов и сборов. Они являются источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Налоговые доходы федерального бюджета  в РФ – федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.

 В составе доходной части  федерального бюджета налоговые  доходы занимают первое место  и составляют 49,5% от всего объема доходов федерального бюджета в 2012г. Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса. Значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами.

Последнее время наблюдается разнонаправленная тенденция касательно объема налоговым доходов поступивших в бюджет РФ, так в 2007г. наблюдается рост налоговых доходов федерального бюджета в размере 128%, а в 2009г. наоборот наблюдается снижение объема поступлений на  19,6%, а в 2010г. наблюдается положительная тенденция роста объема полученных налоговых доходов на 1038,1 млрд. р.

Сокращение объемов поступивших  налоговых доходов в федеральный бюджет РФ в 2009г. обусловлено сокращением поступлений налога на прибыль на  74,3%, а также акцизов на  34,8% и налогов и сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами на 38,5%, по сравнению с 2008г.

В целом наблюдается положительная  динамика налоговых доходов Федерального бюджета РФ, за исключением 2009г., когда наблюдается снижение показателей практически по всем доходов, причем наибольший рост наблюдается по таким составляющим налоговых доходов, как налог на добычу полезных ископаемых и налог на добавленную стоимость.

В качестве основных путей развития доходной части бюджета за счет налоговых источников можно предложить следующие:

  • создание стабильной и ясной налоговой системы;
  • формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
  • создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;
  • укрепление доходной части бюджета.

Изменения в законодательстве о  налогах и сборах направлены на решение  двух основных задач. Первая связана  с необходимостью повышения доходов бюджетной системы РФ. Что касается второй задачи, то она заключается в создании налоговых механизмов поддержки тех сфер деятельности, в развитии которых государство и общество заинтересовано в большей степени.

Резервом увеличения налоговых поступлений являются налоги на потребление, недра, недвижимость. Проиндексированы ставки акцизов на период расширение списка подакцизной продукции (за счет включения коньячного спирта, пива и изготовленных на его основе напитков).

В целях поддержки инноваций  в РФ Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности».

Аккумулируя налоги в бюджетном  фонде, государство финансирует  важнейшие направления жизни  и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. от 02.01.2000). – Электронная версия «Консультант+».
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая). – Электронная версия «Консультант+».
  3. Аветисян, И.А. Вопросы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов в современной России./И.А. Аветисян//Экономические и социальные перемены в регионе:факторы, тенденции, прогноз. – 2009. – №1(5). с.107-122
  4. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Александров, И.М. – М.: Дашков и К°, 2006. – 488 с.
  5. Алексеева С.Н. «Азартный» налог 2007-2008 годов / С.Н. Алексеева // Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2008. – №1. С. –15
  6. 21. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2-е издание,2011. – 448с.
  7. Брызгалин А. В. Налоги, люди, время…или этот безграничный мир налогов – Налоги и финансовое право – 2008.
  8. Вареха Ю.М. Совершенствование системы налогообложения // Аудит и финансовый анализ, 2011. – №3. –  С. 98–101.
  9. Васильев А. Налоговое планирование: быть или не быть?// Налоговый инспектор, № 9, 2010, Internet-версия.
  10. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2011-2010 годах // Финансы.- 2010.- № 9.- С. 8.
  11. Виссарионов А., Федорова И. Налоговое регулирование экономической активности// Экономист,  2010. – № 4. –  С. 69.
  12. Гаретовский Н.В. Финансовые методы стимулирования интенсификации производства. – М.: Финансы, 2010. – 320 с.
  13. Григорьев С. Г., Гриншкун В.В., Скворцов О.В. Налоги России: Электронный учебник. Необходимость налогового планирования/ Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Международный научно-консультационный центр по проблемам налогообложения. – www.fa.ru
  14. Гуськов С. Налоги в экономике предприятий – М.: Дашков и Ко, 2010. – 540 с.
  15. Завьялов Н.Ф. Налоговое планирование: мировой опыт и Россия.  // Бухгалтерский учет и налоговое планирование. – 2011. – N 6. –С. 308.
  16. Засухин  А. Т. Доходы и налоги. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2010. – 280 с.
  17. Караваева И. Налоговые методы стимулирования производственных инвестиций (зарубежный опыт) // Вопросы экономики, 2010. – №3. – С.95–101.
  18. Карбушев Г.И., Зимин В.М. Совершенствование налоговой системы России // ЭКО, 2010. – №5 – С. 58.
  19. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: КноРус, 2008. – 320 с.
  20. Климовицкий В.В., Шувалова Е.Б., Пузин А.М. Налоговые системы зарубежных стран. – Дашков и К, 2010 – 124.
  21. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. – М.: АиН, 2010. – 160 с.
  22. Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Налоги и налогообложение. – Юнити, 2011 – 576 с.
  23. Косов М.Е., Майбуров И.А., Ушак Н.В. Теория и история налогообложения. – Юнити, 2010.
  24. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы. – 2010. – № 4. – С. 3.
  25. Кузнецова А.П. Политика государства в налоговой сфере. Н. Новгород: КТН, 2010. – 200 с.
  26. Климовицкий В.В., Шувалова Е.Б., Пузин А.М. Налоговые системы зарубежных стран. – Дашков и К, 2010 – 124.
  27. Косов М. Е. Налоги и налогообложение – Юнити, 2011– с.576
  28.    Лыкова Л.Н. Налоги на чистую стоимость богатства: мировой опыт и возможности применения в России (научный доклад). – М.: Институт экономики РАН, 2011. – 248 с.
  29. Медведев А. Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 220 c.
  30. Методология налоговой оптимизации: конкретные приемы// Консультант, № 22 –  2011. – С.25.
  31. Миляков Н.В.   Налоги и налогообложение.: Учебник.– 5е изд.; перераб. и доп. – М.:ИНФРА – М, 2009 – 520с.
  32. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 2010. – 420 с.
  33. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Ромонавского. – СПб.: Питер, 2010. – 496 с.
  34. Налоговая политика ведущих западных государств в системе экономического регулирования // Законодательство и экономика. 2011, № 17/18.
  35. Налоговое планирование. Вылкова Е. С. – Юрайт,2011 – 639с
  36. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2010.  – 480 c.
  37. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2010. – 544 с.
  38. Петти В., Рикардо Д. Трактат о налогах и сборах: Начала политиче-ской экономии и налогового обложения. – Петрозаводск: Петроком, – (Шедевры миров. экон. мысли; Т.2). РЖ ЭП. – 2010. – 250 с.
  39. Побережская О. Особенности бюджетов штатов и местных бюджетов в США // США – Канада: экономика, политика, культура. – 2010. – № 6 (366). – С. 86.
  40. Попонова Н. Контроль за уплатой налогов в развитых странах. М.: ЭКСМО, 2010. – 120 с.
  41. Практика семейного налогообложения во Франции — European Tax Handbook, Amsterdam: IBFD Publications BV, 2011
  42. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. В 2 тт./ Научные труды Института экономики переходного периода. – М.: ЮРИСТ, 2011 – 340 с.
  43. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов / В.Пушкарева. – М.: Инфра-М, 2008. –  С.59.
  44. Рогозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (оптимизация и минимизация налогообложения). 7-е изд., в 3-х тт. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 240 с.
  45. Румянцев А.В. Налоговое регулирование в зарубежных странах/Материал с сайта /http://www.cfin.ru/press/management/2011/05.shtml
  46. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008. –  331 с.
  47. Саладзе В.Г. К чему приводит снижение налоговых платежей? // Налоговый вестник,  2011. – № 5. –  С. 108. 
  48. Семенихин В.В. Налог на доходы физических лиц: «Комментарий к главе 23 Налогового кодекса РФ». – М.: «Эксмо-Пресс», 2011. – 174 с.
  49. Сластенко В.Б. О налоговой оптимизации/ Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе. Материалы региональной научно-практической конференции 14-15 апреля 2010 г., г. Калуга. – Internet-версия.
  50. Семенихин В.В. Налог на доходы физических лиц: «Комментарий к главе 23 Налогового кодекса РФ». – М.: «Эксмо-Пресс», 2011. – 174 с.
  51. Сологуб Н. М. Налоговые преступления: методика и тактика расследования. – М: ИНФРА-М, 2010. – 376 с.  
  52. Солюс Г.П. Налоги в системе государственно-монополистического капитализма. – М.: Финансы, 2010. – 256 c.
  53. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике/ Под ред. Сутырина С.Ф. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, Изд-во «Полиус», 2010. – 280 с.
  54. Сякин Р.Р. Налоговые методы активизации инвестиционного процесса в условиях рынка/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.10. – Саратов, 2010.
  55. Тереньтева С.Н.  Сравнительная характеристика налогообложения физических лиц налогом на доходы в США и во Франции // Финансовый менеджмент. – №2. – 2012. – С.15–19
  56. Федорцова Р. П. Элементы налоговой политики организации по инновационной деятельности // Налоги, 2011 – №3, С.37–44
  57. Фокин Ю., Кирова Е. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения // Экономист. – № 10. – 2010, С. 52.
  58. Черник Д.Г. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, 2011. – 540 с.
  59. Статистический ежегодник. Россия.(2008, 2009, 2010 года). – Росстат.
  60. Сайт  Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/   – Загл. с экрана.
  61. Сайт  Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.nalog.ru – Загл. с экрана.

Информация о работе Федеральные налоги и сборы, их роль в формировании доходов федерального бюджета