Федеральные налоги и сборы, их роль в формировании доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе теоретических источников, а также анализа практических данных рассмотреть роль федеральных налогов и сборов в формировании доходов федерального бюджета и выбрать приоритетные направления налоговой политики.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования налоговых доходов
федерального бюджета;
провести анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета РФ

Содержание

Введение 5
1 Теоретические формирования налоговых доходов федерального бюджета 7
1.1 Состав и общая характеристика основных видов федеральных налогов и
сборов 7
1.2 Роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета 12
1.3 Проблемы исчисления федеральных налогов и сборов 16
2 Анализ роли федеральных налогов в формировании федерального бюджета21
2.1 Исследование поступления федеральных налогов в федеральный
бюджет 21
2.2 Оценка структуры и динамики налоговых поступлений в федеральный
бюджет 27
2.3 Анализ поступлений федеральных налогов в региональный бюджет 33
3 Совершенствование собираемости доходов федерального бюджета 36
3.1Перспективы развития налогового законодательства в части уплаты федеральных налогов и сборов 36
3.2 Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов 39
3.3 Использование зарубежного опыта формирования федеральных бюджетов 46
Заключение 51
Список использованных источников 54

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_nalogi.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

О роли налогообложения позволяет судить и соотношения между отдельными налогами и налоговыми группами, с одной стороны, и общей суммой налоговых поступлений в бюджет, с другой. Сравнение этих данных позволяет определить, какой налоговой группе или виду налогов в большей степени свойственна роль фискального регулятора доходов бюджета.

Таким образом, возникновение налогообложения было связано с необходимостью государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. Это регулирование осуществляется главным образом посредством фискальной, регулирующей, перераспределительной, контрольной, воспроизводственной и социальной функций. Налоги являются важными источниками формирования доходов бюджета государства. Роль налогов в формировании доходов бюджета определяется размерами налоговых поступлений в бюджет. 

 

1.3 Проблемы исчисления  федеральных налогов и сборов

Исчисление федеральных налогов  и сборов является важным и значимым аспектом в налоговой деятельности. Иногда возникает большое количество вопросов по поводу исчисления того или иного налога, поэтому и сопровождается некоторыми проблемами.

Борьба органов Федеральной  налоговой службы с нарушениями  уплаты налога на прибыль организации  продолжается уже не первый год, но, не смотря на солидный срок данного  противостояния, все судебные инстанции и сегодня заполнены делами по данным категориям споров.

Пристальному вниманию налоговых органов в разное время  подвергались те или иные аспекты  налогообложения налогом на прибыль. В связи с тем, что в ходе налоговой проверки выявить сокрытый доход налогоплательщика не просто, внимание налоговых органов обращено на расходную часть, и если с начала это были фиктивные затраты, экономическая обоснованность, то сейчас все чаще внимание обращается на действия налогоплательщика, который в первую очередь должен действовать с должной внимательностью и осмотрительностью.

Анализ судебной практики по данному вопросу свидетельствует  о том, что наличие представленных налогоплательщиком документов, подтверждающих реальность совершенных операций с  контрагентами, не всегда является достаточным основанием для признания его правоты по делу.

Издаваемые в последние  годы методики расчета экономически обоснованных затрат и нормативной  прибыли в различных сферах призваны способствовать разрешению возникающих   споров и облегчению исчисления налога.

Однако, создание подобных методик не является единственным решением рассмотренных проблем. Целесообразно в Налоговом кодексе закрепить норму о том, что отсутствие у контрагента налогоплательщика государственной регистрации является основанием для не включения расходов, связанных с деятельностью данного лица, в расчет налога на прибыль.

В соответствии со статьей 346 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и (или) являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Однако зачастую возникают  ситуации, когда авансы получены или  перечислены при применении одного налогового режима, а отгрузка осуществлена или товары (работы, услуги) оприходованы в период применения другого налогового режима или наоборот. Порядок исчисления НДС в переходные периоды не урегулирован ни нормами главы 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения", ни главы 26.3 НК РФ о едином налоге на вмененный доход. Главой 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость" определен лишь порядок восстановления НДС при переходе на применение специальных режимов налогообложения.

С учетом отсутствия законодательных  норм, регламентирующих порядок исчисления НДС в переходный период, возможны два противоположных подхода: с  момента начала применения специального налогового режима лицо, применяющее УСН и ЕНВД, не является налогоплательщиком по НДС и, следовательно, все обязанности, связанные с исчислением НДС, и права, связанные с возможностью предъявления НДС к вычету (возмещению), считаются прекращенными или же при исчислении НДС необходимо учитывать дату отгрузки и момент определения налоговой базы. В разъяснениях Минфина и ФНС России и в позиции судов прослеживается и та, и другая позиция.

Обязанность по исчислению и удержанию  сумм налога на доходы физических лиц  возложена на работодателя – налогового агента. Законодательно  регламентирован общий порядок исчисления и взимания налога. Но на практике бывает не все так гладко, как прописано в законе. В силу частого изменения  законодательства, а также недостаточного регулирования отдельных вопросов  на практике часто возникают проблемы и спорные ситуации, связанные с исчислением и уплатой налога.

Предприятие – это живой организм, работающий не ритмично, допускающий  сбои и колебания в показателях. Стабильность выплаты заработной  платы, ее размер зависят от экономического состояния предприятия, степени его деловой активности, рентабельности произведенной продукции и уровня продаж. При низких показателях финансовых результатов предприятия нередко бывают перебои с выплатой заработной платы, а соответственно и с удержанием и начислением налогов.

Правильность исчисления и своевременность  удержания и перечисления в бюджет сумм налога также зависит от правильности и ритмичности работы бухгалтерской  службы. От компетентности, аккуратности и опытности бухгалтера зависит, будет ли привлекаться налоговый агент к ответственности за ненадлежащее исполнение налогового законодательства. Большое значение имеет тот факт, правильно ли поставлен налоговый учет на предприятии и сформирована учетная политика в целях налогообложения.

Особенно частые случаи ошибок бухгалтерской  службы замечаются в малых организациях, вновь открытых фирмах, а также  организациях, для которых предусмотрен особый порядок налогового учета. Например, это бюджетные организации, предприятия с сезонным характером или занимающиеся льготными видами деятельности.

Ошибки могут возникать и  в связи с тем, что бухгалтер  не отслеживает изменения в законодательстве, использует старые версии компьютерных программ или просто халатно относится к делу. Наблюдаются случаи умышленного нарушения порядка исчисления налогов, особенно часто в случае с налогом на прибыль или НДС, реже  с НДФЛ, так как предприятию это не несет особой выгоды.

Исходя из этого, можно выделить следующие проблемы исчисления федеральных налогов и сборов:

  • сокрытие дохода налогоплательщика при уплате налога на прибыль организации
  • представление налогоплательщиком ложных документов
  • отсутствие законодательных норм, регламентирующих порядок исчисления НДС в переходный период
  • частое изменение налогового законодательства
  • использование бухгалтером устаревших версий Налогового Кодекса РФ
  • некомпетентная работа налоговых органов

 

Большое количество вопросов связано  с возникновением нестандартных  ситуаций при исчислении налогов, однозначное решение которых не всегда можно найти в налоговом законодательстве. Налоговый кодекс описывает лишь общие правила исчисления и уплаты налога, в то время как ситуации на практике бывают гораздо разнообразнее и в процессе их решения обнаруживается, что по данному вопросу нет однозначного ответа в законодательстве, либо соответствующая норма есть, но есть вероятность неправильной или неоднозначной ее трактовки. По отдельным спорным вопросам Министерство финансов и Федеральная налоговая служба публикуют разъяснительные письма. Так же существует определенная судебная практика по спорным вопросам. При этом бывает, что суды различных инстанций решают похожие дела по-разному. В этой связи нужно руководствоваться нормами Высшего арбитражного суда и Верховного суда РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Исследование роли федеральных налогов в формировании федерального бюджета

 
          2.1 Анализ поступлений федеральных налогов в федеральный бюджет

 

В настоящее время, аккумулируя  налоги в бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Налоговые доходы федерального бюджета  являются основными в их общем  объеме и характеризуют объем  налоговой нагрузки на субъектов  экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

Налоговые доходы федерального бюджета РФ – федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.

По данным рисунка 2.1, можно отметить, что в составе доходной части  федерального бюджета налоговые доходы занимают первое место и составляют 49,5% от всего объема доходов федерального бюджета в 2012г.

 

 

Рисунок 2.1 – Структура доходов  федерального бюджета в 2012г.

Большое значение в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, которые занимают 16,4% от всего объема доходов бюджета, но еще большую долю занимает налог на добычу полезных ископаемых (21,5%). В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.

Рисунок 2.2 – Структура доходов  федерального бюджета в 2011г.

 

Рисунок 2.3 – Структура доходов  федерального бюджета в 2010г.

Анализ рисунков 2.2, 2.3 показал, что  в 2011г. структура доходов федерального бюджета аналогична структуре доходов  федерального бюджета в 2012 году, что свидетельствует о стабильности структуры доходной части федерального бюджета, при этом место налоговых доходов остается главенствующим (таблица 2.1)

Таблица 2.1 – Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды, млрд. р.[35]

 

2010

2011

2012

Всего поступило в бюджетную  систему РФ

8813,3

9719,5

10958,2

Налоги и сборы – всего (вкл. ЕСН)

7172,1

7715,2

6 798,1

в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

3172,1

4477,7

5165,2

из них:

     

Налог на прибыль организаций

3564,0

4265,1

4615,7

в федеральный бюджет

255,0

342,6

375,8


 

Продолжение таблицы 2.1

в консолидированные бюджеты субъектов  РФ

3309,0

3922,5

4239,6

Налог на доходы физических лиц

1654,4

1836,9

1282,1

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1 770,1

2357,1

2669,7

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь

55,4

92,1

104,6

       Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию

Российской Федерации

55,3

91,7

102,7

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

190,6

425,8

783,6

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 440,7

2084,9

2484,5

в федеральный бюджет

1408,3

2046,8

2442,8

в консолидированные бюджеты субъектов  РФ

32,4

38,0

41,7

в том числе:

     

налог на добычу полезных ископаемых

1391,2

2459,5

2042,3

в федеральный бюджет

1362,3

2420,5

2007,5

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

74,5

38,9

34,9

из него нефть:

1266,8

1845,8

2132,5


 

Анализ таблицы 2.1, показал, что наблюдается положительная тенденция касательно объема налоговым доходов поступивших в бюджет РФ, так в 2012г. по сравнению с 2010 произошло значительное увеличение налоговых доходов. Таким образом, наблюдается рост налоговых доходов федерального бюджета за 2010-2012 гг[59].

Информация о работе Федеральные налоги и сборы, их роль в формировании доходов федерального бюджета