Федеральные налоги и сборы, их роль в формировании доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе теоретических источников, а также анализа практических данных рассмотреть роль федеральных налогов и сборов в формировании доходов федерального бюджета и выбрать приоритетные направления налоговой политики.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования налоговых доходов
федерального бюджета;
провести анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета РФ

Содержание

Введение 5
1 Теоретические формирования налоговых доходов федерального бюджета 7
1.1 Состав и общая характеристика основных видов федеральных налогов и
сборов 7
1.2 Роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета 12
1.3 Проблемы исчисления федеральных налогов и сборов 16
2 Анализ роли федеральных налогов в формировании федерального бюджета21
2.1 Исследование поступления федеральных налогов в федеральный
бюджет 21
2.2 Оценка структуры и динамики налоговых поступлений в федеральный
бюджет 27
2.3 Анализ поступлений федеральных налогов в региональный бюджет 33
3 Совершенствование собираемости доходов федерального бюджета 36
3.1Перспективы развития налогового законодательства в части уплаты федеральных налогов и сборов 36
3.2 Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов 39
3.3 Использование зарубежного опыта формирования федеральных бюджетов 46
Заключение 51
Список использованных источников 54

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_nalogi.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

Однако в 2012 году наблюдается резкое снижение налога на доходы физических лиц, по сравнению с предыдущими  годами. Он составил 1282,1 млрд. р. Также, нельзя не заметить значительное снижение налога на добычу полезных ископаемых, который в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, снизился на 417,2 млрд. р. и составил 2042,3 млрд. р.

В целом следует отметить, что  налоговые доходы составляют основную часть федерального бюджета РФ и их динамика в целом характеризуется положительно, поскольку наблюдается рост объемов поступлений.

 

2.2 Оценка структуры и динамики налоговых поступлений в

федеральный бюджет

 

В соответствии со статьей 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на добавленную стоимость;
  • акциз;
  • налога на добычу полезных ископаемых;
  • водного налога;
  • государственной пошлины.

Рисунок 2.4 – Структура доходов федерального бюджета в 2012г.

Наибольшую долю в составе налоговых  доходов в 2012 году занимает налог  на добычу полезных ископаемых в размере 20%, а также налог на добавленную стоимости на товары (работы и услуги) реализуемые на территории РФ – 17% и налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ в размере 14%.

Налоговые доходы составляют базовую  основу формирования доходной части  Федерального бюджета Российской Федерации, поэтому важное место при анализе доходов Федерального бюджета РФ занимает анализ динамики налоговых доходов, данные для анализа представлены на рисунке 2.6 и таблице 2.2.

 

Рисунок 2.5 – Динамика поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ за 2008-2011гг.

Проанализировав рисунок 2.7, следует отметить, что на протяжении 2008-2011гг. наблюдается положительная динамика роста налоговых доходов консолидированного бюджета, причем наибольший рост наблюдается в 2008 и 2010гг., 2009г. характеризуется незначительными темпами роста указанных доходов, при этом динамика по 2011г. в настоящее время является положительной, что благоприятно характеризует формирование доходной части федерального бюджета Российской Федерации (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Динамика налоговых  доходов федерального бюджета, млрд. р.

 

2010г.

2011г.

2012г.

доходы – всего Федеральный  
бюджет

7781,1

7275,9

7337,8

из них: налоговые доходы

4661,5

5309,9

3926,5

налог на прибыль организаций

641,3

761,1

795,4

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1390,4

998,4

1176,6


Продолжение таблицы 2.2

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

871,1

1133,8

873,4

Производимым на территории Российской Федерации

108,8

125,2

131,7

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1157,4

1637,5

1006,3

платежи при пользовании  природными ресурсами

61,3

111,8

63,5


 

Динамика налоговых доходов федерального бюджета за 2010-2012гг. показала, что в 2011г. наблюдается положительная динамика. Причем наибольший рост наблюдается по налогам и сборам за пользование природными ресурсами, так темп прироста составляет 41%, а также по НДС на товары, ввозимые на территорию РФ. В 2012 году незначительно произошло увеличение налога на прибыль организации.

Далее целесообразно проанализировать динамику основных налоговых доходов  федерального бюджета за 2011-2012гг., а именно НДС, НДПИ, налога на прибыль и акцизов.

Рисунок 2.6 – Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2011-2012 гг.

В общей сумме налоговых доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 32,6%,  НДС – 22% и налога на прибыль – 15,9%.

Структура доходов федерального бюджета в 2012г. достаточно изменилась – отмечается увеличение налога на прибыль на 7,7% ,а налог на доходы с физических лиц, напротив, снизился примерно на столько же – 7,2%. Самое большое снижение доли налога в структуре налоговых доходов федерального бюджета в 2011-2012 гг. наблюдается у НДПИ (с 44% до 32,6%), а самое значительное увеличение приходится на акцизы (на 9,7%).

Так на протяжении 2011-2012гг. наибольшую долю в составе налоговых доходов  федерального бюджета занимают НДПИ в размере 32,6% и НДС в размере 22%.

Тем самым в качестве основных налогов, формирующих федеральный бюджет, следует выделить налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.

Таким образом, на протяжении 2010-2012гг. наблюдается положительная динамика основных налоговых доходов Федерального бюджета РФ, за исключением 2012г., когда наблюдается снижение некоторых доходов, причем наибольший рост наблюдается по таким составляющим налоговых доходов, как налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц.

 

2.3 Анализ поступления  федеральных налогов в региональный  бюджет             

Доходы субъектов Федерации  в основном концентрируются в  их бюджетах. Бюджеты субъектов Федерации формируются и исполняются на основе следующих принципов:

  • единства (все доходы поступают в единый бюджет);
  • самостоятельности
  • сбалансированности;
  • гласности.

В региональный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций;
  • акциз;
  • налога на добычу полезных ископаемых;
  • налог на доходы физических лиц

На основе данных ФНС по республике Мордовия, можем проследить структуру  и динамику поступлений налогов  и сборов в региональный бюджет

Таблица 2.3 – Динамика поступлений федеральных налогов и сборов в республиканский бюджет Республики Мордовия,  млн. рублей.

Виды налоговых поступлений

Фактически поступило

Отклонение

(+;-)

Темп роста, %

январь-ноябрь

2011 года

январь-ноябрь

2012 года

Налог на прибыль

2 352,9

2 473,2

120,3

105,1

Налог на доходы физических лиц

3 002,6

3 346,8

344,2

111,5


Продолжение таблицы 2.3

Акцизы 

2 375,7

2 411,0

35,3

101,5

Платежи за пользование  природными ресурсами

34,9

29,4

-5,5

84,2


 

Анализируя структуру поступлений  федеральных налогов и сборов в региональный бюджет республики Мордовия, можно сделать следующие выводы о том, что главенствующее положение занимает налог на доходы физических лиц и составляет 3346,8 млн. рублей в 2012 году, далее следуют налог на прибыль организаций (2473,2 млн. рублей) и акцизы по сводной группе (2411,0 млн. рублей). Наименее значительную долю в региональном бюджете республики Мордовия занимает налог за пользование природными ресурсами, который составляет 29,4 млн. рублей.

Если же прослеживать динамику за 2011-2012 гг., то наблюдать положительную  динамику практическим по всем федеральным налогам и сборам, поступающим в региональный бюджет республики Мордовия. Но исключением является налог за пользование природными ресурсами, за ним наблюдается отрицательная динамика, что нельзя  оценить положительно.

Таким образом, наибольшее увеличение доли налога наблюдается у налога на доходы физических лиц, который в 2011 составил 3002,6 млн. рублей, а уже в 2012 году – 3346,8 млн. рублей (увеличение на 344,2 млн. рублей). Также большое увеличение произошло с налогом на прибыль, который в 2011 году составил 2352,9 млн. рублей, а в 2012 увеличился на 120,3 млн. рублей и составил, таким образом, 2473,2 млн. рублей. Что же касается акцизов по сводной группе, то здесь произошло незначительно увеличение в 2012 году по сравнению с 2011 на 35,3 млн. рублей и сейчас составляет 2411 млн. рублей.

Как было сказано ранее, по налогу за пользование природными ресурсами  произошло снижение в 2012 году по сравнению  с 2011. Можем увидеть, что в 2011 году поступило 34,9 млн. рублей, а в 2012 –  всего 29,4 млн. рублей, разница составила 5,5 млн. рублей.

Можем сделать следующие выводы о том, что основные поступления  приходятся на налог на доходы физических лиц, этот налог является главным  федеральным налогом в формировании регионального бюджета республики Мордовия. Также, можем отметить, что практически по всем видам налогов, за исключением налога за пользование природными ресурсами, поступающих в региональный бюджет, наблюдается положительная динамика, что, вероятнее всего, говорит о стабильном развитии экономики республики.

Так, при формировании налоговых доходов регионального бюджета следует предусмотреть ряд мероприятий, направленных на достижение максимального уровня собираемости доходов за счет мобилизации имеющихся резервов:

- осуществление жесткой политики, направленной на обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов, а также обязательное вовлечение недоимки в оборот республиканского бюджета;

-    проведение активной работы по инвентаризации, реструктуризации, погашению накопившейся задолженности по налогам и сборам предприятий в республиканский бюджет;

- применение процедур банкротства в отношении неработающих предприятий и налогоплательщиков, имеющих большую и устойчивую задолженность по налогам и сборам;

- регулярное проведение мониторинга  за группой крупных (бюджетообразующих) предприятий на основе системы комплексного контроля их финансово-хозяйственной деятельности, выявления и анализа финансовых и товарных потоков с целью оценки фактической налоговой базы;

-     широкое применение отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов, налоговых инвестиционных кредитов;

-    рационализация действующей в республике системы налоговых льгот.

 

 

3 Совершенствование собираемости налоговых доходов федерального бюджета

 
          3.1 Перспективы развития налогового законодательства в части уплаты налогов и сборов

 

В настоящее  время законодательство о налогах  и сборах формируется в условиях завершения реализации срочных антикризисных  действий и перехода к устойчивому  развитию экономики.

Изменения в  законодательстве о налогах и сборах направлены на решение двух основных задач. Первая связана с необходимостью повышения доходов бюджетной системы РФ. Что касается второй задачи, то она заключается в создании налоговых механизмов поддержки тех сфер деятельности, в развитии которых государство и общество заинтересовано в большей степени.

Резервом увеличения налоговых поступлений являются налоги на потребление, недра, недвижимость. Проиндексированы ставки акцизов на период 2011-2013гг. (ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и Закон РФ «О налоговых органах»»). Это дополнительно принесло в бюджет в 2011г. 109,9 млрд. р., в том числе в федеральный бюджет  –  103,4 млрд. р., в 2012г. - 225,8 млрд. р., в том числе в федеральный бюджет  –  121 млрд. р.

Значительной индексации подверглись ставки на бензин, моторные масла и дизельное топливо. Особое внимание предполагается уделить акцизам на табачную продукцию, алкоголь. При этом можно прогнозировать, что в перспективе ставки акцизов на табачную продукцию будут доведены до среднего уровня акцизных ставок в странах Европейского региона Всемирной организации здравоохранения. Аналогичное увеличение акцизов может коснуться алкогольной продукции. Также можно отметить введение авансового платежа по подакцизной продукции при приобретении спирта, расширение списка подакцизной продукции (за счет включения коньячного спирта, пива и изготовленных на его основе напитков).

Увеличиваются ставки по налогу на добычу полезных ископаемых на нефть обессоленную, обезвоженную и стабилизированную: с 1 января 2012г. – 446 рублей, с 1 января 2013г. – 470 р. за 1 т. добытой нефти. Повышение налоговой ставки по НДПИ на добычу горючего природного газа: с 1 января 2012г. – 251 р., с 1 января 2013г. – 265 р. за одну тысячу кубических метров газа (ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй НК РФ»). Дополнительные поступления в федеральный бюджет по НДПИ должны составить: в 2012г. – 138,5 млрд. р., в 2013г. – 261,1 млрд. р.

Работа над  созданием стимулов для инновационной  активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации будет продолжена. Создан специальный режим налогообложения для организаций, зарегистрированных в качестве участника проекта «Сколково» (ФЗ от 28 сентября 2010г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»»). В целях поддержки инноваций в РФ Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности». Законопроект уточняет порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки для целей налогообложения прибыли организаций. В частности, предусматривается, что расходы на НИОКР будут равномерно включаться налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), вне зависимости от даты начала использования указанных исследований и разработок в производственной деятельности налогоплательщика.

Информация о работе Федеральные налоги и сборы, их роль в формировании доходов федерального бюджета