Федеральные налоги и сборы, их роль в формировании доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе теоретических источников, а также анализа практических данных рассмотреть роль федеральных налогов и сборов в формировании доходов федерального бюджета и выбрать приоритетные направления налоговой политики.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования налоговых доходов
федерального бюджета;
провести анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета РФ

Содержание

Введение 5
1 Теоретические формирования налоговых доходов федерального бюджета 7
1.1 Состав и общая характеристика основных видов федеральных налогов и
сборов 7
1.2 Роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета 12
1.3 Проблемы исчисления федеральных налогов и сборов 16
2 Анализ роли федеральных налогов в формировании федерального бюджета21
2.1 Исследование поступления федеральных налогов в федеральный
бюджет 21
2.2 Оценка структуры и динамики налоговых поступлений в федеральный
бюджет 27
2.3 Анализ поступлений федеральных налогов в региональный бюджет 33
3 Совершенствование собираемости доходов федерального бюджета 36
3.1Перспективы развития налогового законодательства в части уплаты федеральных налогов и сборов 36
3.2 Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов 39
3.3 Использование зарубежного опыта формирования федеральных бюджетов 46
Заключение 51
Список использованных источников 54

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_nalogi.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

Акциз (фр. accise, от лат. accido – обрезаю) – косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. В дореволюционной России акцизы вместе с винной монополией давали (в 1904г.) 47,5 % общей суммы поступлений в бюджет. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены. Акцизы определяет глава 22 НК РФ.

НДФЛ – основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. НДФЛ определяет глава 23 НК РФ.

Налог на прибыль – прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. Взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.

В Российской Федерации налог действует с 1992г. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25 НК РФ и официально называется «налог на прибыль организаций».

Базовая ставка составляет 20%: 2 % –  зачисляется в федеральный бюджет, 18 %  зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

НДПИ –  прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002г. НДПИ определяет глава 26 НК РФ. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр – организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ.

Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных  им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физ. лица. Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти и природного газа). Для нефти и природного газа налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого [16, с. 121].

Водный налог  – налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Определяется главой 25.2 НКРФ.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения  налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

  • При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
  • При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
  • При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
  • При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100 [2].

Плательщиками сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов являются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. Определяются сборы главой 25.1 НКРФ [7].

Под гос. пошлиной понимается сбор, взимаемый за конкретную услугу, оказанную налогоплательщику по его просьбе органами государственной власти без принуждения.

Выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям. Плательщиками являются организации и физические лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий или выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты гос. пошлины. Определяется 25.3 НКРФ.

Таким образом, федеральные налоги (размер их ставок, объекты обложения, льготы и плательщики, а также  порядок зачисления их в бюджет) устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

1.2 Роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета

 

Государственный бюджет, являясь главным  средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Но для выполнения государством своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Некоторые, такие как НДС, водный налог, налог на пользование объектами водных биологических ресурсов (внутренние водные объекты - 100%; исключая внутренние водные объекты –  70%), другие лишь в определенных соотношениях, такие как акцизы (на спирт – 50%; топливо –  60%) и НДФЛ (70%).

Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, в том числе и федерального бюджета. Роль налогов и их социально-экономическое содержание налогов раскрывается в их функциях. Обычно выделяют четыре основных функции налогов:

  • Фискальную;
  • Перераспределительную;
  • Контрольную;
  • Регулирующую (стимулирующую или сдерживающую).

 Фискальная функция налогов проявляется в изъятии части доходов налогоплательщиков, в уровне этого изъятия и в его организации, а также в использовании различных принудительных мер с целью своевременного и полного формирования бюджета и других общегосударственных и муниципальных фондов финансовых ресурсов [19, с. 71].

Реализация фискальной функции налогов сопровождается осуществлением других функций, прежде всего – перераспределительной. Поступившие в централизованные финансовые фонды налоги перераспределяются и в виде финансирования из бюджета, направляются на те или иные цели – просвещение и науку, оборону, здравоохранение, содержание органов управления и т. д. В процессе взимания налогов осуществляется и контрольная их функция. Государство заинтересовано в полном и своевременном получении налоговых сумм. Поэтому оно организует систему контроля за поступлением налогов через ФНС, финансовые департаменты и т. д. Собираемость налогов в последние годы в России достигает 70-80% к суммам, которые возможны к поступлению, что является положительным показателем функционирования налоговой системы.

Особая роль в налогообложении отводится регулирующей функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в виде комплексного экономического рычага, который активно используется государством в целях регулирования макро- и микроэкономических пропорций развития экономики, стимулирования предпринимательской деятельности, насыщения рынка товарами и экономического роста. Реализоваться эта функция должна через изменение налогового законодательства, которое призвано создавать субъектам рыночной экономики (прежде всего предприятиям) благоприятные условия для развития производства путем использования новейших технологий и активизации инвестиционной стратегии.

Кроме указанных функций налогов, следует выделить также воспроизводственную функцию. Процесс воспроизводства на основе реализации инновационно-инвестиционной стратегии развития имеет в настоящее время для России особое значение. Налогообложение должно стимулировать инвестиции в новейшие технологии и наукоемкие производства с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также увеличения объема производства тех из них, которые пользуются повышенным спросом.

И, наконец, социальная функция налогов. Она реализуется путем воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека. А это проявляется, прежде всего, через обеспечение качества жизни - ее продолжительности, достойных условий существования (медицина, жилищные условия, образование и др.). С помощью налогов осуществляется регулирование этого процесса [5].

Результативность функционального  проявления системы налогообложения в действии определяется ролью налогов. Эта роль может быть как позитивной, так и негативной. Особенно это проявляется в плоскости отдельных налогов. Позитивной роль налогов будет тогда, когда потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможно степени и достигнуто относительное равновесие между налоговыми функциями. На практике это проявляется в оптимизации налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересов плательщиков.

Для оценки роли налогов в формировании бюджетных доходов выявляются соотношения между суммой налоговых поступлений в бюджет, суммой нескольких налогов, сгруппированных по определенным классификационным признакам, и, наконец, суммами отдельных налогов, с одной стороны и общей величиной бюджетных доходов с другой. Наибольший удельный вес той или иной налоговой группы, вида налога позволяет судить об их значительной роли в формировании доходов бюджета, этот анализ проводится в динамике, в сопоставимых ценах, что позволяет определить значение налогообложения в проведении стабилизации бюджетной политики, выявить роль налогов в решении социальных задач.

Фискальную роль налогообложения характеризуют также данные о доле изымаемой выручки у предприятий, доходов граждан. Фискальную роль налогов характеризуют также данные о суммах финансовых санкций, поступающих в бюджет; сумме расходов государства на содержание ФНС, а также данные о разнице между общей суммой налогов, утвержденной в бюджете и их величиной в отчете об исполнении бюджета. Как правило, чрезмерный фискальный гнет сопровождается невыполнением расчетных задании по налоговым поступлениям на 30% и более.

В числе федеральных налогов присутствуют как прямые налоги, так и косвенные. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Отличительная особенность этих налогов – относительно сложный механизм расчета налоговой базы.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов и оборота товаров  и услуг. Оплата косвенных налогов  независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути.

Важнейшее значение принадлежит НДС. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности. Официально НДС взимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками его выступают покупатели товаров, т.е. широкие слои населения. НДС – ценообразующий фактор. На его величину автоматически повышаются цены товаров.

Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит налогу на прибыль организаций. Этот налог взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. В условиях рыночных отношений роль прибыли резко возрастает, и налог на прибыль должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью здесь считается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Информация о работе Федеральные налоги и сборы, их роль в формировании доходов федерального бюджета